Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 1 сентября в классической музыке

Первый день осени в мире классической музыки — это день рождения волшебника сцены, историческое посвящение, скрепившее дружбу гениев, тихий уход хранителя баховской традиции и громкое возвращение жизни в осаждённый город. 1 сентября 1608 года в итальянском Фано появляется на свет Джакомо Торелли — человек, который научит театр менять мир по мановению руки. Художник и инженер в одном лице, он прославился в Венеции: на премьере оперы Франческо Сакрати «La finta pazza» под сценой работала его система «тележек и стоек» — сеть канатов, ворот и направляющих. Один поворот маховика — и разом переезжают кулисы, меняются задники, «дышат» перспективы; корабли входят в гавань, облака плывут, дворец превращается в лес. В 1645-м его зовёт в Париж кардинал Мазарини, и публика окрестит мастера «великим волшебником» сцены. Торелли подарил Европе мгновенную смену миров и сделал механику частью поэзии спектакля. Современные моторы и компьютерные пульты — прямые наследники его лебёдок и блоков. 1 сентября
Оглавление
Первый день осени в мире классической музыки — это день рождения волшебника сцены, историческое посвящение, скрепившее дружбу гениев, тихий уход хранителя баховской традиции и громкое возвращение жизни в осаждённый город.

Рождение великого волшебника сцены Джакомо Торелли

Джакомо Торелли — итальянский инженер, 1608–1678 гг.
Джакомо Торелли — итальянский инженер, 1608–1678 гг.

1 сентября 1608 года в итальянском Фано появляется на свет Джакомо Торелли — человек, который научит театр менять мир по мановению руки.

Художник и инженер в одном лице, он прославился в Венеции: на премьере оперы Франческо Сакрати «La finta pazza» под сценой работала его система «тележек и стоек» — сеть канатов, ворот и направляющих. Один поворот маховика — и разом переезжают кулисы, меняются задники, «дышат» перспективы; корабли входят в гавань, облака плывут, дворец превращается в лес.

В 1645-м его зовёт в Париж кардинал Мазарини, и публика окрестит мастера «великим волшебником» сцены. Торелли подарил Европе мгновенную смену миров и сделал механику частью поэзии спектакля. Современные моторы и компьютерные пульты — прямые наследники его лебёдок и блоков.

Эйзенах прощается с органистом-юристом: Иоганн Эрнст Бах

Иоганн Эрнст Бах, 1722–1777 гг.
Иоганн Эрнст Бах, 1722–1777 гг.

1 сентября 1777 года Эйзенах затих: умер Иоганн Эрнст Бах — племянник и ученик Иоганна Себастьяна, сын органиста Йоганна Бернхарда. Его биография звучит как фуга из двух тем: право и музыка.

В Лейпциге он изучает юриспруденцию и получает место адвоката, но возвращается к дядиному ремеслу: сперва помогает отцу в Георгенкирхе, а после его смерти становится там органистом.

В 1756 году его назначили придворным капельмейстером объединённого двора Веймара, Готы и Эйзенаха. В его вокальных произведениях и десятках кантат уже слышится поворот от плотного барочного контрапункта к новой чувствительности середины века. В день его ухода орган в Георгенкирхе, кажется, взял паузу: человек, сохранявший фамильную линию и мягко поворачивавший её к будущему, замолчал.

Моему дорогому другу Гайдну: день, когда Моцарт отпустил «шестерых сыновей»

-3

1 сентября 1785 года Моцарт ставит под посвящением короткую дату и тёплое обращение на итальянском: Al mio caro amico Haydn«моему дорогому другу Гайдну». Так он представляет миру шесть струнных квартетов, над которыми корпел почти три года, и просит Гайдна принять их под опеку.

В предисловии Моцарт называет квартеты «моими детьми» — не из кокетства, а потому что каждая страница выстрадана и вылеплена с редкой требовательностью к себе. Уже той зимой Гайдн слушал новые пьесы и сказал его отцу, Леопольду Моцарту: «перед Богом… ваш сын — величайший композитор».

В сентябре венский издатель «Артария» выпускает цикл как Opus 10; замыкает шестерку дерзкий K.465, прозванный «Диссонанс». Дата внизу посвящения превращает дружбу двух маэстро в документ эпохи: отныне эти квартеты живут собственной жизнью — под покровительством того, кто лучше всех понимал их язык.

Рождение Энгельберта Хумпердинка

Гензель и Гретель: «Вечерняя молитва» — сердце будущей оперы.
Гензель и Гретель: «Вечерняя молитва» — сердце будущей оперы.

1 сентября 1854 года в Зигбурге появляется на свет будущий «сказочник» немецкой оперы — Энгельберт Хумпердинк. Через много лет он будет работать у Вагнера в Байройте и примерит на себя вагнеровскую науку лейтмотивов и оркестровых красок, но применит её не к мифам нибелунгов, а к миру детской сказки.

Поводом станет семейная прихоть: сестра Адельхайд пишет стихи по мотивам «Гензеля и Гретель», брат сочиняет к ним музыку для домашних представлений племянникам — так из песен растёт целая опера. Премьера состоится в Веймаре 23 декабря 1893 года под управлением Рихарда Штрауса, а уже в следующем сезоне её в Гамбурге поддержит Густав Малер.

Дуэт-молитва «Abendsegen» разойдётся по домам, как колыбельная, и «Гензель и Гретель» станут рождественской традицией по всей Европе. Скромный юбиляр из Зигбурга подарит континенту самую тёплую оперу о голоде, хлебе, страхе и чуде.

Двери на Воздвиженке: рождение Московской консерватории

-5

Утро 1 сентября 1866-го: на углу Воздвиженки и Арбатских ворот распахиваются двери дома баронессы Черкасовой. Внутри — новая для Москвы реальность: вместо музыкальных классов Русского музыкального общества начинает работу Консерватория.

Её организатор и первый директор Николай Рубинштейн встречает первых учеников; ещё зимой он был утверждён во главе школы, а идею поддержала покровительница РМО великая княгиня Елена Павловна.

С расписанием пока тесно, теорию начинают «с нуля», инструментов не хватает. Но именно здесь скоро будет преподавать Чайковский, а среди выпускников вырастут будущие классики — от Рахманинова до Скрябина. День открытия становится началом эпохи, когда Москва обрела свой главный музыкальный дом.

История дня: Мариинский театр возвращается в Ленинград и открывает сезон оперой Глинки «Иван Сусанин»

-6

1 сентября 1944 года Ленинград ещё пахнет гарью и свежей штукатуркой, когда занавес вновь идёт вверх. Три сезона Кировский театр (наш сегодняшний Мариинский) провёл в эвакуации в Молотове (ныне Пермь), успев там сыграть десятки спектаклей и даже выпустить премьеры. Летом 1944-го труппа собирается в городе: кто вернулся из эвакуации, кто пережил блокаду, кто пришёл из пермской «команды». Репетиции идут рядом с ремонтом — сцена чинится, оркестровая яма приводится в порядок, а артисты вспоминают «свой» зал.

Официальное открытие назначено на 1 сентября. Символ выбран предельно ясно: опера Михаила Глинки «Иван Сусанин» — история самопожертвования за Родину. Война ещё не окончена, но театр возвращает городу его голос именно этой партитурой: первый сезон послевоенного Ленинграда запускается Глинкой. Так Мариинский снова становится точкой сборки, местом, где звучит не только музыка, но и смысл.

И всё же первый поклон случился на день раньше: 31 августа для строительного отряда погранвойск НКВД сыграли «Спящую красавицу». В балете танцевали Наталия Дудинская и Константин Сергеев — жест благодарности тем, кто помогал городу подниматься. Наутро — уже «Иван Сусанин», и зал слушает финал, как клятву: город жив, музыка жива, сезон открыт. Так театр, переживший эвакуацию, снова встраивает себя в дыхание города.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #Искусство #Культура #Опера #Балет #Театр #Моцарт #Гайдн #Бах #Хумпердинк #МариинскийТеатр #МосковскаяКонсерватория #НиколайРубинштейн #Глинка #ИванСусанин #ДжакомоТорелли #1сентября #Сказка

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.