Найти в Дзене

Реконкиста (подробная статья) часть 2.

| Альмохады

Война шла с переменным успехом. Берберы больше существенно не продвинулись в глубь христианских территорий, а в 1118 году потеряли и Сарагосу, захваченную королем Арагона Альфонсом I Воителем.

Оказавшись на богатых испанских землях, морабетины скоро изнежились, утратили воинственность и простоту нравов. Например, жена Али ибн Юсуфа (преемник Юсуфа) открыто торговала должностями, выбрав вместо пути веры дорогу алчности.

Тем временем в Африке возникло новое религиозное движение альмохадов (объединенные, единобожники), чьей опорой стали мароканнские берберы. Под знаменем своего махди (ведомый истинным путем) они восстали в Африке, Испании и стали быстро теснить альморавидов.

На борьбу с ними альморавиды даже призвали короля Кастилии, но все было тщетно. Владения морабетинов раздирали усобицы. Христианские же короли усилили давление, используя не только военные действия, но и практику данничества, которая истощала ресурсы тайф.

Наибольшего успеха христиане добились теперь уже на западе. В 1147 г. был захвачен Лиссабон. Дальнейшее продвижение замедлилось вследствие захвата Аль-Андалуса альмохадами и междоусобиц среди христианских государей.

Самым могущественным из правителей на полуострове тогда считался Альфонсо VIII Благородный (правил 56 лет, с 1158 по 1214). Утвердившись на троне, он бросил вызов повелителю альмохадов Якубу в 1194 г. Якуб принял вызов, приплыл из Африки и, соединившись с союзниками, направился к границам Кастилии. В битве при Аларкосе 1195 г. Альфонсо был наголову разгромлен. Обширные территории Новой Кастилии опять перешли к маврам.

Для продолжения борьбы королям пришлось объединиться и усилить религиозную пропаганду, представив свои захватнические войны как крестовые походы за веру. Но только незадолго до смерти Альфонсо, в 1212 г. объединенным силам крестоносцев удалось взять у мавров реванш при Лас Навас де Толоса.

Поражение привело к распаду владений альмохадов. Их теснили не только Леон и Кастилия, в XIII веке ставшие единым королевством, но также Арагон и Каталония, завоевавшие Балеарские острова.

-2

В 1236 г. христианами была захвачена древняя столица халифата Кордова, в 1248 г. –Севилья. Причем для ее завоевания испанцы построили большой флот и сумели сломить арабов на море. Таким образом, к середине XIII века в руках мавров остается лишь небольшая территория Гранады на юге полуострова.

| Испанское общество в XIII – XIV вв.

Казалось, до окончательного изгнания мусульман рукой подать. Однако внутри христианских государств нарастали внутренние противоречия, связанные как с социальной неоднородностью, так и с дальнейшим ростом числа независимой испанской знати, привыкшей жить за счет военной добычи.

Кроме берберов и арабов на землях христиан, в ходе Реконкисты, оказались:

муваллады, христиане романского происхождения, принявшие ислам и практически полностью слившиеся с мусульманами;

мудехары, крестьяне и ремесленники мусульмане, оставшиеся в захваченных христианами землях;

мориски, крестьяне и ремесленники мусульмане, добровольно или насильственно перешедшие в христианство в контролируемых христианами землях;

марраны, группы перешедших в христианство романоязычных евреев Пиренейского полуострова.

Ну и, конечно, там проживали мосарабы и сами христиане-католики. Мосарабы, симпатизировавшие христианским королям, сыграли большую роль в Реконкисте, способствуя росту религиозного противостояния. Оказавшись снова на земле христианских правителей, они значительно повлияли на христианскую культуру, но теперь уже христианские правители подозревали их в симпатиях к мусульманам. Что и говорить про мудехаров, морисков и марранов.

Однако пока шла Реконкиста, правители нуждались в любых людях. Недостаток населения был столь острым, что привел к появлению мер по поощрению брака. Холостяки имели меньше прав, женатые же на год освобождались от военной службы, платили меньше налогов.

В Испании сложилось сразу три формы брака. Кроме браков по благословению и по присяге (оба совершенно законных), практиковалась и третья форма союза – баррагания. Это своеобразная сделка между холостым мужчиной и незамужней женщиной, договор о дружбе и товариществе, где главные условия – постоянство и верность. Такой договор мог заключаться и духовным лицом, а иногда, хоть это и запрещалось, женатыми. Дети, прижитые в баррагании – бастарды, зачастую могли наследовать имущество своих отцов.

-3

Но и этого было мало, поэтому короли пытались всеми силами привлечь и удержать поселенцев. Направо и налево раздаются «поселенные грамоты» - документы, подтверждающие привилегии вновь прибывших. Городам повсеместно выписываются фуэрос (документы, фиксирующие пожалования и привилегии), дающие им независимость от феодалов.

Сельская община консехо (от лат. консилиум – совет) также получала независимость от короля и сеньора, платя лишь символические подати короне. Даже зависимые крестьяне имели здесь больше свобод, чем во франкских или английских землях.

Но самым необычным для того времени явлением стало безмерное раздувание рыцарского сословия. Статус рыцаря – кабальеро – получали зачастую все мужчины целых областей, то есть любой, кто имел лошадь для войны.

Кроме кабальеро существовали инфасоны – дружинники, превратившиеся в знать, идальго (буквально сын значительного человека) и рикос-омбрес или рикос-омбрес де натура (могущественный человек, знать по естеству) – потомки первых завоевателей. Ни в одной стране мира не было такого количества знати на душу населения.

Церковь в Испании также получила специфику, заточенную на Реконкисту. Здесь создавались рыцарские ордена, подобно тем, что были в Палестине. Орден Калатрава (для защиты одноименной крепости), Сантьяго (для защиты паломников, идущих в Сантьяго де Компостелу), Алькантара и др.

Особенностью Испанских орденов было то, что здесь не требовали безбрачия. В ордена могли вступать и миряне, и духовные лица. Вскоре эти ордена стали силой, опасной и для королей, и те поспешили взять их под контроль, вступив в союз с папством.

| Окончание Реконкисты

Продолжение Реконкисты и ее приостановка в конце XIII века связаны с деятельностью Альфонсо X. Кастильский король добился ряда громких побед над маврами, в том числе на территории Африки. Значительным успехом стал захват испанцами городов Картахена и Кадис (один из центров арабского пиратства). В Африке, впервые в ходе войны, были применены порох и пушки. Применены маврами, что демонстрирует их более высокую культуру и воинское дело. Впрочем, это им не помогло.

-4

Однако почти все эти подвиги Альфонсо совершил еще бытность инфантом. А когда он стал королем – реконкиста приостановилась, ведь Альфонсо имел слишком большие притязания на все окружающие его земли. Сначала он попытался присоединить Наварру и Гасконь. Затем включился в борьбу за корону Германской империи. Затратив на эту авантюру множество средств и сил, он был даже признан частью князей, но, в конце концов, проиграл борьбу Рудольфу Габсбургу из-за козней папы Григория X.

Не везло королю и внутри страны. Он разорил казну, начал портить монету и одновременно поднимать жалование придворным, сильно растратился на свадьбу сына, раздавал территории (Гасконь отдал англичанам, уступил земли королю Португалии и освободил его от ленной зависимости).

Альфонсо был типичным королем своего времени, заботящимся только о своей власти и престиже и плевавшим на интересы страны и подданых. Когда его низложил собственный сын, Альфонсо обратился за помощью к маврам, наводя их полчища на Кастилию.

Своим завещанием он еще больше запутал династический вопрос, чем вверг страну в хаос гражданских войн, с перерывами продолжавшихся до 1479 г., когда Арагон и Кастилия объединились под властью королей Фердинанда и Изабеллы. У последнего оплота мусульман, Гранадского эмирата, теперь не было шансов.

В 1492 году, после многомесячной осады, город Гранада сдался. Его падение означало конец 780 летнего присутствия мусульманских владений на Пиренейском полуострове. Это событие стало трагедией для множества людей, связанных с мусульманским миром.

-5

Теперь, чувствуя себя полновластными хозяевами Испании, христиане начали гонения на мавров, евреев, мосарабов, морисков и других, кого подозревали в предательстве веры, чтобы ограбить. Изгнания мавров и евреев приобрели массовый характер, но еще меньше повезло тем, кто остался, ведь вскоре за них взялась Святая Инквизиция.

| Итоги

Общество, почти 800 лет воспитывавшее в основном солдат, не могло жить без войны. Только открытие Америки и выплеск лишних дворян на заморские территории отсрочил новый социальный кризис. Реконкиста превратилась в Конкисту по названию, хотя по сути она никогда не была иной, и вера всегда выступала лишь ширмой для ненависти и алчности.

-6

Вот и подошла к концу подробная статья про Реконкисту! Ждите новых выпусков! С вами был канал «Что? Где? Когда? История на пальцах». Удачной вам истории!