Найти в Дзене
Полифония онлайн

Гармоническая плотность 🚃 🚌 🚎

Предлагаю сегодня порефлексировать над идеей того, насколько часто или редко меняются гармонии в разной музыке и какое впечатление это производит на слушателя. 🎶👨‍👩‍👧‍👦 Думали ли вы когда-нибудь об этом? Например, сравните, прелюдию Скрябина op.31 №4 ⤵️ — гармония меняется 2-3 раза за такт: и «Сицилиану» Шумана — гармония сменяется каждый такт (в крайних частях, почти везде сохраняется эта модель). "Сицилиана" из Альбома для юношества Р.Шумана: https://www.youtube.com/watch?v=G6KohrY4B4E Академические музыканты и те, кто проходил задания по российским учебникам гармонии знают, что смена аккордов (функций) на каждую долю такта, на каждую ноту в мелодии, в задачах явление частое, а вот редких гармонических смен — раз в такт или два в них почти не бывает. Пример гармонизации задачи из учебника Е.Н. Абызовой: Это определённым образом формирует мышление. Частые и плотные смены аккордов воспитывают похожий подход к аранжировке и композиции. Порой, музыканту с академическим бэкграунд

Предлагаю сегодня порефлексировать над идеей того, насколько часто или редко меняются гармонии в разной музыке и какое впечатление это производит на слушателя. 🎶👨‍👩‍👧‍👦

Думали ли вы когда-нибудь об этом?

Например, сравните, прелюдию Скрябина op.31 №4 ⤵️ — гармония меняется 2-3 раза за такт:

и «Сицилиану» Шумана — гармония сменяется каждый такт (в крайних частях, почти везде сохраняется эта модель).

-2

"Сицилиана" из Альбома для юношества Р.Шумана:

https://www.youtube.com/watch?v=G6KohrY4B4E

Академические музыканты и те, кто проходил задания по российским учебникам гармонии знают, что смена аккордов (функций) на каждую долю такта, на каждую ноту в мелодии, в задачах явление частое, а вот редких гармонических смен — раз в такт или два в них почти не бывает. Пример гармонизации задачи из учебника Е.Н. Абызовой:

Это определённым образом формирует мышление. Частые и плотные смены аккордов воспитывают похожий подход к аранжировке и композиции.

Порой, музыканту с академическим бэкграундом, как мне, например, может быть сложнее сочинить редкие смены, чем частые, хотя, казалось бы, первый случай наоборот должен быть проще.

В художественной же практике соотношение плотных и разреженных аккордовых смен в произведениях встречаются в пропорции примерно 50х50.

P.S. И вот ещё интересное наблюдение. У некоторых педагогов есть тенденция считать "учебные работы" чем-то извиняющим разные огрехи, немузыкальность. Причём это распространяется не только на то, что студент неловко выполнил работу, но и на сам характер учебных заданий, который, порой далёк от музыкальности. Подобные задания, расчитанные на тренировку (!!!) навыка, ограничивают творческое мышление за счёт формирования правил "как надо", и "как не надо" и "нас так учили", а мы-то учились ого-го где! Я стараюсь показывать на своих занятиях со студентами, где возможно, разный подход к одному и тому же явлению, как, например, в предмете этого поста.