Стиральные машины в Советском Союзе прошли долгий путь от простых устройств до сложных автоматических агрегатови занимали особое место. Их история показывает не только разработку техники в стране, но и социальные изменения за несколько десятилетий. то был не просто прибор, а символ прогресса, мечта каждой хозяйки и предмет гордости семьи. Ее путь от примитивных полуавтоматов до первых подобий автоматов — это зеркало, отражающее жизнь, технологические амбиции и дефицитную реальность огромной страны.
Эпоха «полуручной» стирки: «Сибирь», «Ока», «Волга»
В 1920-х годах стиральные машины в Союзе были роскошью, которая была доступна только партийной номенклатуре. Пос словам историков, эти аппараты в основном завозились из США и выбирались те модели, которые «уже были похожи на мебель, а не на промышленный агрегат». В то время как партийные работники пользовались импортной техникой, простые советские женщины продолжали стирать вручную с помощью тазиков и стиральных досок.
Ситуация поменялась только после Великой Отечественной войны. В 1950 году Рижский завод РЭС выпустил первые серийные стиральные машины «ЭАЯ-2» и «ЭАЯ-3». Эти модели стоили 600 рублей при себестоимости в 1500 — настоящее чудо социалистической экономики. Машина имела корпус из металла с эмалированным покрытием, бак из алюминия и для удобства транспортировки оснащалась колесиками, которые убирались при стирке.
Другие знаменитые представители эпохи:
«Сибирь»: Одна из первых серийных машин (выпускалась с 1949 г.). Массивная, с металлическим баком и ручным отжимным валиком сверху. Ее гулкий звук работы помнят до сих пор.
«Ока» и «Волга»: Более поздние и популярные модели. Пластиковый бак, компактный размер, узнаваемый округлый дизайн. Они были в каждой второй семье. Процесс стирки выглядел так:
1. Загрузить белье в бак.
2. Вручную залить горячую воду (обычно из кастрюль, так как подключение к водопроводу было редкостью).
3. Вручную засыпать порошок.
4. Запустить двигатель на 10-15 минут.
5. Вручную слить грязную воду через шланг (часто в таз или ведро).
6. Вручную залить воду для полоскания, возможно, не один раз.
7. Достать мокрое тяжелое белье и пропустить через ручные отжимные валики, которые крепились к корпусу машины. Это был опасный этап — можно было прищемить пальцы.
Несмотря на всю примитивность, эти машины сократили физический труд в разы. Они были дешевы, надежны и ремонтопригодны. Ломаться в них было практически нечему.
«Рига» и другие полуавтоматы
В середине 50-х появилась знаменитая «Рига-54», внешне напоминавшая робота R2D2 из «Звёздных войн». Она могла постирать до 2,5 кг сухого белья за 5 минут стирки и 4 минуты отжима. Но все эти машины требовали ручного труда — воду нужно было наливать и сливать вручную - для этого использовали ведро или шланг.
Следующая модель, «Рига-55», стала копией шведской «Хускварны»8. Главный инженер РЭС привез прототип с Московской выставки, и на его основе была создана советская версия. Рижский завод продолжал выпускать новые модели: «Рига-60», «Рига-8», «Рига-17». Эти машины стали образцом для многих отечественных производителей.
Параллельно развивались и другие марки. В разных городах СССР выпускались «Волга», «Ока», «Сибирь», «Заря», «Урал» и «Чайка». Большинство из них были активаторного типа — с винтом или лопастями на дне бака, которые перемешивали бельё. Отжим часто осуществлялся с помощью отдельных валиков, хотя, как отмечают очевидцы, «отжимными валиками почти никто не пользовался».
Компактная «Малютка»
Особое место в истории стиральных машин занимает «Малютка», которая выпускалась на Уралмашзаводе с 1973 по 1996 годы. Её создание было ответом на постановление ЦК КПСС от 1966 года о увеличении производства товаров народного потребления.
Главной задачей конструкторов было создание небольшой стиральной машины весом до 10 кг, которая бы помещалась в тесные хрущёвки. Прототипом послужила французская «Фея». Итоговые габариты «Малютки» составили 45×55×37 см, а цена — всего 38 рублей, что сделало её популярной.
Несмотря на скромные размеры, «Малютка» была надёжной техникой. В 1978 году она получила Государственный знак качества, а к 1981 году было выпущено уже полмиллиона экземпляров. Руководство Уралмашзавода даже использовало эти машинки для бартерных сделок.
Первая автоматизация, появление «Енисея» и машин с центрифугой
Следующим шагом стала интеграция центрифуги для отжима. Появились машины типа «Енисей-2». Это были две отдельные единицы в общем корпусе: слева — активаторный бак для стирки, справа — центрифуга (перфорированный барабан) для отжима.
Это избавило хозяек от ручных валиков. Белье после стирки перекладывали в центрифугу, где оно отжималось за счет центробежной силы. Качество отжима было несравнимо выше. Однако все остальные этапы (налив воды, полоскание, слив) по-прежнему выполнялись вручную.
Первый советский полуавтомат в Чебоксарах на заводе имени Чапаева. Это была «Волга-10», выпущенная в начале 1970-х годов. Однако машина опередила своё время — в советских квартирах не было электропроводки необходимой мощности, и в 1977 году производство было прекращено.
В 1966 году в Кирове начали выпускать «Вятку» — первую советскую стиральную машину с таймером. Это был огромный бак с винтом в днище, который приводился в движение электромотором. Таймер часто ломался, а воду по-прежнему приходилось наливать и сливать вручную. Тем не менее, даже такие машины были дефицитом — первые «Вятки» продавались только в Москве по очереди, которые растягивались на 3-5 лет.
«Вятка-автомат» — вершина советского стирального машиностроения
Настоящим прорывом стала «Вятка-автомат», выпуск которой начался в 1981 году. Это была копия итальянской «Аристон», которая производилась по лицензии фирмы «Мерлони Элетродоместичи». Завод в Кирове был построен с участием итальянских специалистов, а оборудование завозилось из Европы.
Первая партия из 100 машин сошла с конвейера 23 февраля 1981 года. Розничная цена составляла 495 рублей — огромные по тем временам деньги. Для покупки требовалась справка из ЖЭКа о соответствии электропроводки нормам, что ограничивало круг покупателей жителями домов, построенных после 1978 года.
«Вятка-автомат» имела 12 программ стирки и была настоящей сенсацией. Когда такая машинка появлялась в чьей-то квартире, она становилась местной достопримечательностью, на нее все приходили посмотреть.
Несмотря на примитивность, в советских стиральных машинах очень ценилась ремонтопригодность. Любую вышедшую из строя деталь можно самому быстро и недорого отремонтировать. Это было особенно важно в условиях дефицита запчастей и ремонтных центров.
Заключение
Сегодня советские стиральные машины стали объектом ностальгии и коллекционирования. Некоторые модели, как «Волга-8», до сих пор встречаются в рабочем состоянии и до сих пор исправно работают на дачах, продолжая свой бессмертный труд. Они стали артефактом ушедшей эпохи, памятником инженерной мысли, где главным был не комфорт, но надежность и простота.
Стиральная машина в СССР прошла путь от роскоши до предмета первой необходимости. Ее история — это история облегчения женского труда, о том, как технология, пусть и с опозданием, меняла повседневность, и о вечном советском парадоксе: грандиозных технологических замыслах и сложностях их воплощения в жизнь для обычного человека. «Вятка-автомат» стала предвестником нового мира, который наступит после распада СССР, мира, где автоматическая стирка станет нормой для каждого.
А у вас была советская стиральная машина? Какая? Делитесь в комментариях!
Контактная информация ООО ФАВОР. ПИШИТЕ, ЗВОНИТЕ!
- 8 800 775-10-61
#СССР #СоветскийСоюз #Техника #История #ИнтересноеПрошлое #СтиральнаяМашина #Труд #Ностальгия #Дефицит #Подпишись