Фильм "Горькая луна" никогда не был в фаворе у критиков, не получил ни одной кинопремии, в прокате прошел полностью незамеченным (если не считать российский прокат 1993 года)…
В общем, может сложиться впечатление, что Роман Поланский, уже десятилетие пребывая в творческом кризисе, снял какую-то очередную муру. Однако, у меня это самый любимый фильм Романа Поланского, и я считаю его таким же недооцененным, как в свое время был недооценен, например, "Бегущий по лезвию" 1982 года (читайте о нем - ЗДЕСЬ), сейчас ставший эталоном кинофантастики. Кстати, он стал общепризнанным шедевром как раз в тот год, когда вышла "Горькая луна". И музыку для обоих фильмов написал знаменитый греческий композитор Вангелис - вот такое совпадение.
В "Горькой луне" нет положительных персонажей. Это свойственно Поланскому, — он почти всегда показывает "просто людей". Но если присмотреться к этим "просто людям", то их отрицательные качества преобладают над положительными. Герои Поланского – преступники ("Тупик", "Китайский квартал"), несуразные фанатики ("Ребенок Розмари"), а чаще всего — "просто" измученные собственными комплексами люди ("Жилец", "Отвращение").
Как только Поланский пытается показывать людей, у которых положительные качества преобладают над отрицательными, его фильмы делаются скучными: "Тэсс", "Оливер Твист", "На грани безумия". Роман Поланский настроен критически, но редко когда он бывает критичным беспощадно. "Горькая луна" — как раз тот случай.
Достигая высот сарказма, но не доходя до абсурда, Полански рассказывает две параллельные истории.
Одна история — это история американца Оскара, проживающего деньги своего богатого дедушки. Оскар — типичный представитель богемы. Ему уже под сорок, но он, получив наследство, возомнил себя писателем и переехал на ПМЖ в Париж, "где творили Хемингуэй и Миллер".
За несколько лет он написал три романа, но не издал ни одного.
Он случайно знакомится с молодой парижанкой Мими. Дьявольская страсть, невероятный роман… — и вот этот роман, историю обоюдной страсти, Оскар рассказывает молодому англичанину Найджелу, с которым знакомится на лайнере, — это, так сказать, вторая история фильма, параллельная первой.
Найджел является антиподом Оскара. Найджел — характерный представитель среднего класса, но в "Горькой луне" эта "усредненность" подается в гораздо более широком, можно даже сказать, всеобъемлющем смысле.
Найджел сделал своей жене Фионе подарок на седьмую годовщину свадьбы: морской круиз.
В путешествии Найджел западает на яркую, эффектную Мими, и внезапно Оскар предлагает ему сделку: Найджел выслушивает его историю до конца, а потом "получает кусочек сердца Мими в подарок".
Найджел давно охладел к Фионе, но не может с ней расстаться, потому что ему с ней удобно.
Найджел — ужасный ханжа, ходячий стереотип, привыкший мыслить стереотипно и действовать стереотипно, поскольку это необходимо любому человеку, пытающемуся найти достойное место в социуме.
Сперва Найджел только из чувства вежливости не уходит из каюты Оскара, который вываливает ему все шокирующие подробности личной жизни. Но впоследствии Найджел возвращается снова и снова, потому что надеется на торопливый, может быть, даже пылкий, но самое главное, ни к чему не обязывающий секс с Мими. Он становится участником безобразных розыгрышей, которые устраивают отвязные Оскар и Мими (за этими сценами сквозит отчаяние), но все равно не может отстать от этой пары — ибо целеустремлен, как и полагается хорошему карьеристу. При этом Фиона ничего не знает, она воспринимает это как обычное дорожное знакомство.
Фильм полностью завязан на сексе, но — как обычно у Поланского — есть там и забавные нюансы.
Например, Оскар является прекрасным рассказчиком. Однако зритель-то не может сделать никаких выводов о его литературных талантах) Американская редакторша сообщает Оскару (на самом деле, зрителю), что Париж изжил себя, Париж высосали досуха Хемингуэй и Миллер. Теперь там нечего делать. Потом она более конкретно разъясняет Оскару положение вещей: ты сперва стань известным автором, а потом начинай издавать свои романы.
Оскар — непризнанный, но явно талантливый автор. Но это только так ему кажется. Из-за своего тщеславия он думает, что Найджел выслушивает его байки, во многом, по той причине, что он такой замечательный рассказчик!) С каждой новой "главой" Оскар все больше и больше входит в раж. Со временем он вообще забудет, что Найджел стал слушать его байки только потому, что имел свою корысть) В то же время Найджел все больше и больше вживается в роль заинтересованного слушателя.
То есть, все равно Оскар достигает своей цели, но только он не рассказывает, а конкретно "грузит", причем слушатель (читатель) никуда не может деться. При этом Оскар грузит не только Найджела, но и себя. Поэтому неизбежен трагичный финал)
В воздухе повисает вопрос. Что лучше, быть страстным эгоистом, как Оскар, или аморфным конформистом, как Найджел? Впрочем, постепенно у зрителя пропадает желание развешивать на персонажей фильма ярлыки. Просто потому что герои несимпатичны. Но при этом не хватает злобы для антипатии.
Полански очень точен, когда обрисовывает две схемы человеческого поведения: 1) страсть во имя всего; 2) подавление страсти во имя всего. Герой Хью Гранта благоразумен. Он пытается оторвать не кусок, а кусочек от запретного плода, при этом не потеряв своего благопристойного лица.
Казалось бы, других вариантов нет (хотя в финале будет). Может быть, из-за этой безысходности фильм не снискал лавров?
Потеря сексуальной привлекательности приравнивается к потери человеческого облика у обоих партнеров, если за душой нет ничего.
По сюжету, у Оскара пропадает сексуальная тяга к Мими, и у нее, вероятно, тоже, но зато у Мими остается странное чувство под названием "любовь", которое Оскару совершенно незнакомо. Мими привязана к Оскару, хочет иметь от него детей, жить спокойно и счастливо.
Эгоистичный, амбициозный и тщеславный Оскар этого не хочет, предпочитая сгорать в страстях. Он и Мими изыскивают новые способы для удовлетворения похоти: разные игры, в основном — садо-мазо. Потом перестает устраивать и это. Оскар слишком честен перед собой (и хочет быть честным перед Мими), поэтому честно и в то же самое время грубо (такой уж он человек) предлагает ей расстаться. Когда Мими отвечает отказом, он пытается изжить ее из своей жизни. Игра в садо-мазо превращается в жизнь: садизм со стороны Оскара и мазохизм со стороны Мими.
Потом все происходит наоборот, как будто жизнь — это игра. Потом им становится мало издеваться другом над другом, им надо вовлечь в свои игры посторонних людей. Посторонними людьми оказываются Найджел и Фиона…
Финал фильма неоднозначен.
Оскар сделал, может быть, единственный в своей жизни добрый поступок: вдохнул в отношения Найджела и Фионы новую жизнь. Но при этом передал свой опыт.
Когда я посмотрел фильм в школе, он меня поразил. "Надо же, как бывает! - подумал я. - Вдруг и со мной будет такое же..." Я целый день ходил подавленный.
Оценка: 10 из 10.
Режиссер: Роман Поланский
Сценарий: Жерар Браш, Джон Браунджон (по роману Паскаля Брюкнера),
Оператор: Тонино Делли Колли,
Композитор: Вангелис.
В главных ролях: Питер Койот, Эммануэль Сенье, Хью Грант, Кристин Скотт Томас.
В ролях: Виктор Банерджи, Софи Патель, Патрик Альбенк, Смила Михайлович.
Интересные факты о фильме:
- Вместо Питера Койота главную роль мог сыграть Джеймс Вудз.
Читайте также на моем канале: