Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Горькая луна (1992, Франция - Великобритания, драма): Скука после страсти

Фильм "Горькая луна" никогда не был в фаворе у критиков, не получил ни одной кинопремии, в прокате прошел полностью незамеченным (если не считать российский прокат 1993 года)…

В общем, может сложиться впечатление, что Роман Поланский, уже десятилетие пребывая в творческом кризисе, снял какую-то очередную муру. Однако, у меня это самый любимый фильм Романа Поланского, и я считаю его таким же недооцененным, как в свое время был недооценен, например, "Бегущий по лезвию" 1982 года (читайте о нем - ЗДЕСЬ), сейчас ставший эталоном кинофантастики. Кстати, он стал общепризнанным шедевром как раз в тот год, когда вышла "Горькая луна". И музыку для обоих фильмов написал знаменитый греческий композитор Вангелис - вот такое совпадение.

В "Горькой луне" нет положительных персонажей. Это свойственно Поланскому, — он почти всегда показывает "просто людей". Но если присмотреться к этим "просто людям", то их отрицательные качества преобладают над положительными. Герои Поланского – преступники ("Тупик", "Китайский квартал"), несуразные фанатики ("Ребенок Розмари"), а чаще всего — "просто" измученные собственными комплексами люди ("Жилец", "Отвращение").

Как только Поланский пытается показывать людей, у которых положительные качества преобладают над отрицательными, его фильмы делаются скучными: "Тэсс", "Оливер Твист", "На грани безумия". Роман Поланский настроен критически, но редко когда он бывает критичным беспощадно. "Горькая луна" — как раз тот случай.

Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)
Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)

Достигая высот сарказма, но не доходя до абсурда, Полански рассказывает две параллельные истории.

Одна история — это история американца Оскара, проживающего деньги своего богатого дедушки. Оскар — типичный представитель богемы. Ему уже под сорок, но он, получив наследство, возомнил себя писателем и переехал на ПМЖ в Париж, "где творили Хемингуэй и Миллер".

За несколько лет он написал три романа, но не издал ни одного.

Он случайно знакомится с молодой парижанкой Мими. Дьявольская страсть, невероятный роман… — и вот этот роман, историю обоюдной страсти, Оскар рассказывает молодому англичанину Найджелу, с которым знакомится на лайнере, — это, так сказать, вторая история фильма, параллельная первой.

Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)
Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)

Найджел является антиподом Оскара. Найджел — характерный представитель среднего класса, но в "Горькой луне" эта "усредненность" подается в гораздо более широком, можно даже сказать, всеобъемлющем смысле.

Найджел сделал своей жене Фионе подарок на седьмую годовщину свадьбы: морской круиз.

В путешествии Найджел западает на яркую, эффектную Мими, и внезапно Оскар предлагает ему сделку: Найджел выслушивает его историю до конца, а потом "получает кусочек сердца Мими в подарок".

Найджел давно охладел к Фионе, но не может с ней расстаться, потому что ему с ней удобно.

Найджел — ужасный ханжа, ходячий стереотип, привыкший мыслить стереотипно и действовать стереотипно, поскольку это необходимо любому человеку, пытающемуся найти достойное место в социуме.

Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)
Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)

Сперва Найджел только из чувства вежливости не уходит из каюты Оскара, который вываливает ему все шокирующие подробности личной жизни. Но впоследствии Найджел возвращается снова и снова, потому что надеется на торопливый, может быть, даже пылкий, но самое главное, ни к чему не обязывающий секс с Мими. Он становится участником безобразных розыгрышей, которые устраивают отвязные Оскар и Мими (за этими сценами сквозит отчаяние), но все равно не может отстать от этой пары — ибо целеустремлен, как и полагается хорошему карьеристу. При этом Фиона ничего не знает, она воспринимает это как обычное дорожное знакомство.

Фильм полностью завязан на сексе, но — как обычно у Поланского — есть там и забавные нюансы.

Например, Оскар является прекрасным рассказчиком. Однако зритель-то не может сделать никаких выводов о его литературных талантах) Американская редакторша сообщает Оскару (на самом деле, зрителю), что Париж изжил себя, Париж высосали досуха Хемингуэй и Миллер. Теперь там нечего делать. Потом она более конкретно разъясняет Оскару положение вещей: ты сперва стань известным автором, а потом начинай издавать свои романы.

Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)
Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)

Оскар — непризнанный, но явно талантливый автор. Но это только так ему кажется. Из-за своего тщеславия он думает, что Найджел выслушивает его байки, во многом, по той причине, что он такой замечательный рассказчик!) С каждой новой "главой" Оскар все больше и больше входит в раж. Со временем он вообще забудет, что Найджел стал слушать его байки только потому, что имел свою корысть) В то же время Найджел все больше и больше вживается в роль заинтересованного слушателя.

То есть, все равно Оскар достигает своей цели, но только он не рассказывает, а конкретно "грузит", причем слушатель (читатель) никуда не может деться. При этом Оскар грузит не только Найджела, но и себя. Поэтому неизбежен трагичный финал)

В воздухе повисает вопрос. Что лучше, быть страстным эгоистом, как Оскар, или аморфным конформистом, как Найджел? Впрочем, постепенно у зрителя пропадает желание развешивать на персонажей фильма ярлыки. Просто потому что герои несимпатичны. Но при этом не хватает злобы для антипатии.

Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)
Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)

Полански очень точен, когда обрисовывает две схемы человеческого поведения: 1) страсть во имя всего; 2) подавление страсти во имя всего. Герой Хью Гранта благоразумен. Он пытается оторвать не кусок, а кусочек от запретного плода, при этом не потеряв своего благопристойного лица.

Казалось бы, других вариантов нет (хотя в финале будет). Может быть, из-за этой безысходности фильм не снискал лавров?

Потеря сексуальной привлекательности приравнивается к потери человеческого облика у обоих партнеров, если за душой нет ничего.

По сюжету, у Оскара пропадает сексуальная тяга к Мими, и у нее, вероятно, тоже, но зато у Мими остается странное чувство под названием "любовь", которое Оскару совершенно незнакомо. Мими привязана к Оскару, хочет иметь от него детей, жить спокойно и счастливо.

Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)
Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)

Эгоистичный, амбициозный и тщеславный Оскар этого не хочет, предпочитая сгорать в страстях. Он и Мими изыскивают новые способы для удовлетворения похоти: разные игры, в основном — садо-мазо. Потом перестает устраивать и это. Оскар слишком честен перед собой (и хочет быть честным перед Мими), поэтому честно и в то же самое время грубо (такой уж он человек) предлагает ей расстаться. Когда Мими отвечает отказом, он пытается изжить ее из своей жизни. Игра в садо-мазо превращается в жизнь: садизм со стороны Оскара и мазохизм со стороны Мими.

Потом все происходит наоборот, как будто жизнь — это игра. Потом им становится мало издеваться другом над другом, им надо вовлечь в свои игры посторонних людей. Посторонними людьми оказываются Найджел и Фиона…

Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)
Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)

Финал фильма неоднозначен.

Оскар сделал, может быть, единственный в своей жизни добрый поступок: вдохнул в отношения Найджела и Фионы новую жизнь. Но при этом передал свой опыт.

Когда я посмотрел фильм в школе, он меня поразил. "Надо же, как бывает! - подумал я. - Вдруг и со мной будет такое же..." Я целый день ходил подавленный.

Оценка: 10 из 10.

Режиссер: Роман Поланский
Сценарий: Жерар Браш, Джон Браунджон (по роману Паскаля Брюкнера),
Оператор: Тонино Делли Колли,
Композитор: Вангелис.

В главных ролях: Питер Койот, Эммануэль Сенье, Хью Грант, Кристин Скотт Томас.
В ролях: Виктор Банерджи, Софи Патель, Патрик Альбенк, Смила Михайлович.

Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)
Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)

Интересные факты о фильме:

  • Вместо Питера Койота главную роль мог сыграть Джеймс Вудз.

Читайте также на моем канале:

Ребенок Розмари (1968, США, мистика / фильм ужасов): Дьявольщина!
Владимир Гордеев9 июня 2022
Китайский квартал (1974, США, неонуар): Послушайте анекдот)))
Владимир Гордеев8 декабря 2022
Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)
Кадр из фильма "Горькая луна" (1992)