Часть II: От эксперимента к царской вотчине (1666-1670)
Глава 6. Последняя мобилизация: реформа системы работ
Мартовское солнце 7174 года от сотворения мира (1666 года от Рождества Христова) уже начинало пригревать, но до настоящей весны было еще далеко. В Богородицком остроге шла привычная зимняя работа: молотили зерно прошлогоднего урожая, готовили сельскохозяйственный инвентарь к весенним полевым работам, чинили постройки.
Для Елисея Хомякова, сына воеводы Демида Александровича, временно управлявшего Богородицком в отсутствие отца, это была первая самостоятельная зима в качестве руководителя. И она выдалась непростой. Из Москвы постоянно приходили новые требования и распоряжения, а люди и ресурсы для их выполнения нужно было изыскивать самостоятельно.
В январе пришел царский указ о производстве гречневых круп в том же объеме, что и в прошлом году. 17 марта Елисей отправил в Москву 30 четей гречневых круп "под гребло" с целовальником Мишкой Головковым. Крупы были доставлены на Аптекарский двор, где их ждали с нетерпением — для царского обихода и различных целебных снадобий.
Но главной заботой молодого воеводы было организовать весеннюю распашку. А для этого требовались рабочие руки, и немало. По старой системе, 8 марта 7174 года (1666 года) была проведена последняя крупная мобилизация работников из соседних городов. Согласно указу:
"Великий государь указал по отписке Елисея Хомякова послать свои государевы грамоты из разряда в города к воеводам о высылке служилых людей в Богородицкий к хлебной молотьбе и к иной работе против прежнего: с Ефремова казаков и детей боярских 145 человек, с Гремячего полковых казаков 96 человек с Епифани работных людей 20 человек, всего 403 человека, и письмо о том в разряд дано".
Это была внушительная мобилизация, показывающая масштаб работ в царской вотчине. Более четырехсот человек должны были прибыть в Богородицк и выполнять различные сельскохозяйственные работы: завершать молотьбу зимнего хлеба, готовить поля к весенней пахоте, ремонтировать сельскохозяйственный инвентарь.
Однако уже через две недели система привлечения рабочей силы для "государева пашенного завода" кардинально изменилась. 23 марта 7174 года (1666 года) вышел царский указ, который стал поворотным в истории Богородицка:
"В Богородицкой десятинной пашни в работе из городов епифанцом да ефремовцом всем, а в иные службы их никуда не посылать для того, что те города к Богородицкому близки".
Одновременно с этим указом михайловцы, гремяченцы и крапивенцы были освобождены от работ в Богородицке, так как "те города от Богородицкого удалели". Иными словами, жители удаленных городов больше не должны были совершать дальние переходы для работы на царской десятинной пашне.
Это была настоящая реформа системы организации труда. Вместо привлечения работников из многих городов, часто расположенных далеко от Богородицка, теперь основная тяжесть работ ложилась только на жителей ближайших городов — Епифани и Ефремова. Такой подход имел очевидные преимущества: сокращалось время на дорогу, уменьшалось количество беглых, улучшалась организация работ.
Для жителей Епифани и Ефремова, однако, это означало увеличение нагрузки. Теперь им приходилось компенсировать отсутствие работников из более отдаленных городов. Но близость к Богородицку все же облегчала их положение: они могли чаще навещать свои семьи, тратили меньше сил на переходы, лучше знали местность.
В апреле произошли важные административные перемены. 11 апреля 7174 года (1666 года) царь издал указ о кадровых перестановках:
"Великий Государь указал назначить в Богородицкий острог Степана Нелединского на место Демида Хомякова, при этом освободив его от обязанностей в Дедилове. Одновременно Павел Суворов был назначен в село Киреевское Коширского уезда на реке Вашане. Демида Хомякова не посадили, он попросил Алексея Михайловича его освободить от занимаемой должности. Ему выделили землю близ города Богородицка на реке Сукромна. Позже там появилось село Хомяково. Елисею Хомякову предписывалось отправиться в Дедилов".
Эта административная перестановка была значимым событием. Демид Хомяков, стоявший у истоков создания Богородицка и руководивший всеми работами в течение первых трех лет, покидал свой пост. Он не был в немилости — ему даже выделили землю для поместья недалеко от Богородицка. Возможно, сказался возраст, или накопившаяся усталость, или продолжающийся конфликт с управляющими тульских и каширских заводов Афанасием Фонвизиным и Никитой Водовым.
Этот конфликт имел давнюю историю, начавшуюся еще в 1663/64 году, когда пушечный мастер Максим Кузьмин подал ложные сведения о деятельности Демида Хомякова. В ноябре 7175 года (1666 года) стряпчий Никита Водов направил Хомякову грамоту с требованием проверить состояние железных инструментов рудокопщиков и прислать их для ремонта. А чуть позже Водов отправил новую отписку, упрекая Хомякова в том, что тот не сообщил о количестве заготовленной руды и сроках её отправки. Особенно резким было обвинение в том, что на Тульских заводах "руды ничего нет и доменной плавильной горн за тем стал". Фактически Хомякова обвиняли в остановке производства.
Несмотря на этот конфликт, 28 декабря 7175 года (1666 года) дедиловский воевода Елисей Демидович Хомяков (переведенный на эту должность после отца) доложил в Оружейную палату об отправке в Тулу 258 возов руды для железоделательного завода. Это доказывало, что семья Хомяковых продолжала выполнять государственные поручения.
Новый воевода Богородицка Степан Нелединский приступил к обязанностям в апреле-мае 7174 года (1666 года). 26 апреля ему было установлено годовое жалование в размере 100 четей ржи и 100 четей овса. Это было стандартное содержание для воеводы уездного города, выплачиваемое натуральными продуктами.
Одной из первых задач нового воеводы была проверка финансовой отчетности предшественников. 20 июня в Богородицк пришла грамота "с указанием проверить приходные и расходные книги Демида Хомякова и его сыновей Елисея и Ивана, взыскав с них недостачи". Одновременно на Дедилов Ивану Хомякову (еще одному сыну Демида) был отправлен указ "о высылке дедиловских жерновных мастеров и целовальников, ранее работавших в Богородицке, обратно к Степану Нелединскому".
Весна и начало лета 7174 года (1666 года) выдались относительно спокойными для Богородицка. Проводились обычные сельскохозяйственные работы, продолжалось строительство, налаживался быт. Богородицкий хлеб пользовался спросом: 12 мая стольнику Ивану Васильевичу Бутурлину разрешили взять взаймы из Богородицкого острога 200 четей овса с обязательством вернуть после сбора нового урожая. А 14 мая аналогичное разрешение получил стольник Федор Обросимович Лодыженский — 100 четей овса и 5 четей гречи.
Но спокойствие было обманчивым. В это самое время на юге России нарастало движение, которое вскоре докатилось и до окрестностей Богородицка. Донские казаки под предводительством атамана Василия Уса двигались на север.
Официально Василий Ус шел в Москву просить царя о приеме на службу и жаловании. Но по мере продвижения от Воронежа к его отряду стали присоединяться беглые крестьяне, и поход постепенно перерастал в антифеодальное выступление.
В июне-июле 7174 года (1666 года) отряд Уса приблизился к окрестностям Тулы и Богородицка. Казаки разбили лагерь на Упской гати, и к ним массово бежали холопы и крепостные крестьяне из соседних уездов. Это вызвало панику среди местных помещиков Дедиловского и Венёвского уездов, многие из которых поспешили укрыться в Туле.
Один из казачьих отрядов совершил рейд по помещичьим усадьбам Дедиловского уезда, включая вотчины князя И. Голицына в селе Панино и деревне Болотной (ныне с. Хилково). Отряд возглавлял беглый крестьянин, ставший донским казаком, Игнашка Жариков по прозвищу Заворуй.
24 июля 7174 года (1666 года) ситуация обострилась. Узнав о приближении карательного отряда — "выборочного" солдатского полка Кравкова численностью 1200 человек, казаки Василия Уса перешли с упской части на реку Моржовку в пяти верстах от Дедилова. Вернувшийся из Москвы казак Кондратий Алексеев подтвердил, что на них "идут с Москвы ратные люди".
На казачьем круге (совете) было принято решение об отступлении. 28 июля на заре донские казаки и убежавшие с ними крепостные находились уже в 20 верстах от своего лагеря на реке Упёрте. Перед отходом казаки несколько дней простояли обозом "в крепком месте на реке Упёрте, за Дедиловым в 20 верстах" (вероятно, между селом Иевлевым и деревней Горки). Лагерь охранялся надёжно, с конными сторожами и разъездами.
После разведки в Тулу на кругу окончательно решили двигаться на Дон через Ефремов, Елец, Рыбную, минуя Воронеж. Это было мудрое решение — столкновение с регулярными войсками могло закончиться для казаков плачевно.
Все эти события происходили на фоне обычной хозяйственной деятельности в Богородицке. 24 июля, в тот же день, когда казаки Уса меняли расположение своего лагеря, царь отправил грамоту в Богородицк Степану Нелединскому с подробными указаниями о развитии животноводства.
"Нелединскому предписывалось заводить лошадей, коров, овец, свиней, индийских и русских кур, гусей и уток. Для их приобретения разрешалось продавать богородицкий десятинный хлеб. Особое внимание уделялось условиям содержания животных: они должны были быть хорошо накормлены, осенью содержаться под навесами, а зимой — в теплых сараях. Воевода был обязан отчитываться о каждой покупке".
Этот указ знаменовал важный поворот в развитии хозяйства Богородицка — переход от чисто зернового хозяйства к комплексному, включающему животноводство. Такой подход делал экономику более устойчивой и разнообразной.
В августе, когда казаки Уса уже покинули окрестности Тулы и Богородицка, в царской вотчине шла обычная уборка урожая. Урожай выдался хорошим, и значительная его часть была направлена в Москву. За урожаем 7174 года (1666 года) в дворцовые города Богородицк, Скопин, Романов из Москвы был послан стольник И.С. Хитрово. Ему поручалось взять 1500 четвертей ржи и 2000 четвертей овса и доставить на реку Осётр для последующей отправки в Москву.
Ранее, 12 июня, по указу царя стряпчий конюх Иван Курдюков был отправлен для контроля за перевозкой государственного хлеба на стругах по Москве-реке до Коломны и Рязани. Эти струги отправлялись из Богородицка, Скопина и Романова под надзором Ивана Хитрова. Курдюкову выделили подъемные в размере полтины, подводу и проводника. Все это показывает, насколько серьезно относились к сохранности государственного хлеба.
Осенью 7175 года (1666 года) планы развития Богородицка стали еще амбициознее. 18 сентября царь издал указ о подготовке годового запаса корма для 400 лошадей и строительстве лошадиных конюшен. Соответствующий указ был отправлен в Хлебный Приказ. Это решение заложило основу для развития коневодства в Богородицке, что впоследствии привело к созданию конюшенной слободы.
Одновременно с хозяйственными достижениями в Богородицке продолжалась обычная жизнь со всеми ее радостями и проблемами. 25 сентября в Хлебный Приказ стольнику Ивану Хитрову была доставлена отписка от Степана Нелединского о происшествии в Дедилове, где Лаврентьев сын Капустин выстрелил из лука в женщину. Нелединскому было велено провести расследование этого дела.
К концу 7175 года (1666 года) Богородицк уже прочно стоял на ногах как административно-хозяйственный центр царской вотчины. Реформа системы привлечения рабочей силы сделала труд более эффективным. Переход к комплексному хозяйству укрепил экономическую базу города. Планы по развитию коневодства открывали новые перспективы.
Даже движение Василия Уса, вызвавшее панику среди помещиков, не нарушило хозяйственную жизнь Богородицка. Но оно показало уязвимость региона перед лицом социальных волнений и необходимость укрепления обороны. И эти уроки были учтены в следующем, 7175 году (1667 году), когда в Богородицке появился постоянный военный гарнизон.
Так, 7174 год (1666 год) стал годом важных перемен в жизни Богородицка. Была реформирована система организации труда, сменилось руководство, начался переход к комплексному хозяйству. Все эти изменения заложили фундамент для дальнейшего развития царской вотчины, превращения ее из экспериментального "пашенного завода" в процветающий сельскохозяйственный центр.
Источники и литература для главы 6
Архивные документы:
- РГАДА, Фонд 210 Разрядного Приказа, "Документы о посылке работников в Богородицкий острог" (1666 г.)
- РГАДА, Фонд 210, опись 12, дело 514 "О реорганизации системы работ на государевом пашенном заводе" (1666 г.)
- Документы Оружейной палаты "Об отправке руды из Дедилова в Тулу" (1666 г.)
- "Дела Тайного приказа. книга первая" (С-Петербург, 1907)
Научные исследования:
- Малеванов Н.А. "Государев пашенный завод" // Тульский краеведческий альманах, 2007 г.
- "А.С. Хомяков: мыслитель, поэт, публицист", том 1 // Москва, 2006 г.
- Мизис Ю.А. "Воевода Русского государства (на материалах городов Юга России XVII века)" // Тамбов, 2006 г.
- Буганов В.И. "Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв." // Москва, 1976 г.
- Водарский Я.Е. "Население России в конце XVII — начале XVIII века" // Москва, "Наука", 1977 г.