Найти в Дзене

Из Берлина – на парад в Москву

Каждый участник войны был тем важным и необходимым звеном в общей цепи, без которого невозможна была бы великая Победа. Внёс свой вклад и Б. И. Комов, житель села Катунки. Служил Борис Иванович в составе Первого Украинского фронта сержантом-связистом. О пройденных фронтовых дорогах он мог вспоминать бесконечно. Самыми яркими событиями войны в памяти Бориса Ивановича остались два события – когда оставлял свой автограф на стенах рейхстага и его участие в параде Победы на Красной площади в Москве. Из воспоминаний фронтовика: – Я очень счастлив, что войну закончил в Берлине, прошагав пол-Европы от Ленинграда до Берлина. С большим удовольствием как победитель расписался на рейхстаге: «Дошли до Берлина от Ленинграда. Горьковская область пос. Катунки. Б. И. Комов». Путь, действительно, неблизкий. Пришлось преодолевать его пешком, бегом, на машинах. Логово врага увидел разрушенным, но сожаления не было. То, что сделано было с нашей страной, их разрушения не идут ни в какое сравнение. Последние

Каждый участник войны был тем важным и необходимым звеном в общей цепи, без которого невозможна была бы великая Победа. Внёс свой вклад и Б. И. Комов, житель села Катунки. Служил Борис Иванович в составе Первого Украинского фронта сержантом-связистом. О пройденных фронтовых дорогах он мог вспоминать бесконечно. Самыми яркими событиями войны в памяти Бориса Ивановича остались два события – когда оставлял свой автограф на стенах рейхстага и его участие в параде Победы на Красной площади в Москве.

Из воспоминаний фронтовика:

– Я очень счастлив, что войну закончил в Берлине, прошагав пол-Европы от Ленинграда до Берлина. С большим удовольствием как победитель расписался на рейхстаге: «Дошли до Берлина от Ленинграда. Горьковская область пос. Катунки. Б. И. Комов». Путь, действительно, неблизкий. Пришлось преодолевать его пешком, бегом, на машинах. Логово врага увидел разрушенным, но сожаления не было. То, что сделано было с нашей страной, их разрушения не идут ни в какое сравнение. Последние дни немцы, словно в предсмертных судорогах, сопротивлялись отчаянно.

15 мая вызвали меня в штаб и сказали, что командируют в Москву на парад Победы. Из нашей части такой чести были удостоены два офицера и два сержанта. Что касается меня, то думаю, что сработало то, что я уже считался ветераном войны, т. к. мне было 27 лет. Имел награды. И мой рост – 184 см, безусловно, сыграл свою роль. На параде были именно все такие высокие и статные представители всех родов войск.

-2

Собрали в Берлине сводную часть и стали нас готовить к параду, а 27 мая посадили в пассажирский поезд, который отправлялся в Москву. Здесь мы были разбиты по разным казармам в соответствии с фронтами. Всего было создано 7 батальонов, представлявших 12 фронтов с Севера до Юга.

Началась подготовка. Две ночи нас возили на машинах на репетиции на Красную площадь. И вот 24 июня нас подняли в 4 часа утра. Мы строем пошли на Красную площадь. 36 тысяч человек шли нога в ногу, не поворачивая головы. Прошли четким торжественным маршем. Наши ощущения, волнение, гордость за страну, победившую «непобедимого врага», трудно было передать словами. Это была самая яркая страница для меня из всей моей военной книги.

-3

В Москве мы прожили три дня, после чего были отправлены все по своим частям. Нашу 52-ю армию вывели в г. Львов, затем Дрогобыч. На западной Украине в послевоенные годы было тревожно, как на войне. Бендеровцы люто мстили нам. От их рук погибло немало солдат и офицеров.

В мае 1946 года демобилизовался и скорее домой, в родные Катунки. …Счастливо и дружно прожита семейная жизнь, а война не забудется никогда.»

По материалам газеты "Знамя" от 22 марта 2005 года