То был самый настоящий край земли... Вообще-то нормально, когда абсолютная масса отпускников стремится на песчаные пляжи юга, а не в противоположном направлении. Но эти… Не каждый решится так провести свой отпуск.
В середине августа 2025-го Аляска буквально торпедой всплыла (или взлетела) в международном информационном потоке. Спокойный доселе американский штат, в котором проживает масса отставных военных, много турбаз и существует русская диаспора. Да и сама эта территория когда-то бы нашей…
Я вспомнил эту историю и готовил сам материал, когда до знаменательного события оставалось часов шесть. И это событие – не встреча Путина с Трампом, а именно результаты этой встречи.
Теперь о политике – всё. Тем более что описываемая экспедиция состоялась до начала всей этой турбулентности середины 2010-х.
Итак, отправляемся в отпуск вместе с героями похода, подготовка к которому заняла почти год. А в списке обязательных умений значился опыт альпинистских восхождений.
Путешествие по Аляске на лыжах обещало стать нелегким,
поэтому его организатор москвич Алексей Романенков, мастер спорта международного класса и заслуженный путешественник, решил начать подготовку с отбора претендентов.
Желающих набралось две группы по 25 человек в каждой. Отбор был жесткий – в горах Кавказа. Обязательное требование к претендентам: наличие спортивной и альпинистской подготовки, дисциплинированность и коммуникабельность. А также личные рекомендации известных альпинистов.
Через год все, кого отобрали, получили открытки и начали собирать рюкзаки. Среди попавших в команду из шести человек оказались и два иркутянина – 63-летний Григорий Скаллер, пять раз покорявший Эверест, и 42-летний предприниматель Игорь Балеев.
ПО ПУТИ ИРКУТСКИХ КУПЦОВ
Среди всех участников экспедиции путь иркутян до Аляски стал самым длинным – вокруг почти всего земного шара. Сначала самолетом до Москвы, оттуда более десяти часов через Атлантику до Вашингтона. И только потом в Анкоридж – столицу самого большого штата США. Что тоже оказалось неблизко – еще семь часов по воздуху.
Туристы на Аляске – не редкость. Основное туристическое время начинается здесь в мае и продолжается по первую неделю октября. Главное занятие – спортивные экспедиции на лыжах по высокогорной части штата.
Согласно данным здешних туристических компаний, большинство туристов и альпинистов посещают район вершины Мак-Кинли – двуглавой высочайшей (6200 м) горы на Аляске, которая находится в центре национального парка Денали и названа в честь Уильяма Мак-Кинли – 25-го президента Соединенных Штатов.
- Интересный факт: с 1799-го по 1867 год Мак-Кинли считалась высшей точкой Российской империи. Но 30 марта 1867 года Аляска была продана США
Несколько реже туристы бывают на не менее красивой, но более труднодоступной территории самого большого национального парка США – Рангел-Сент-Элайас (Wrangel – St. Elias).
Есть сведения, что приблизительно в этих местах первый правитель Русской Америки, губернатор Аляски – иркутский купец Александр Баранов (1746-1819) выводил отряд промысловиков, которому все другие пути перекрыло воинственное индейское племя Какликан.
Между этими двумя природными достопримечательностями и проложили свой маршрут протяженностью чуть более 450 км отважные российские туристы. Если верить картам, то в радиусе 350 км отсутствовали любые населенные пункты.
Участники экспедиции признались: «Практически весь маршрут являлся первопрохождением, которое мы посвятили иркутскому мореплавателю и купцу Григорию Шелихову». Старт был намечен на 22 марта. Завершить поход 9 мая, ко дню Победы, посчитали делом принципа.
ВМЕСТО МАШИН – САМОЛЕТЫ
Заброска команды россиян к началу маршрута осуществлялась силами частной малой авиации. Из аэропорта в Анкоридже на точку отправления доставляли партиями по два человека в маленьких самолетиках общей грузоподъемностью не более 500-750 кг.
Вообще история освоения Аляски очень прочно связана с собаками и самолетами. Говорят, что на каждые 50 жителей 300-тысячного населения этого штата приходится одна летная лицензия. Соответственно количество частных самолетов исчисляется тысячами.
В городке Талкетна, откуда вылетают самолеты к Мак-Кинли и на ледники,
самолеты стоят прямо во дворах домов.
Правительство штата каждому желающему купить самолет выделяет субсидию с двумя обязательными условиями: оказывать помощь по первому вызову полиции и медиков и в течение одного месяца в году (на выбор) сообщать метеоданные, которые снимаются с приборов самолета во время полета. Размер безвозмездной субсидии колеблется в пределах от 10% до 30% стоимости самолета.
ДВОЕ СУТОК СНЕЖНОГО БУРАНА
- Высадились мы на тихоокеанском побережье Аляски, аккурат напротив залива Якутат и взяли курс прямо на север, - рассказывает Григорий Скаллер. – Места красивейшие, воздух тяжелый, сырой. Но трудности с каждым днем делали дорогу все интересней.
Кстати, сами американцы в эти края не ходят.
Там нет животных, полезных ископаемых, даже какой-то пригодной для пищи человека растительности. Ледники, вечно осыпающиеся каньоны, камнепады, фьорды, горные озера, водопады, вулканы – величественная дикая природа.
Так начался поход. Первоначально в планах его участников было покорить самую высокую гору национального парка и вторую по высоте в США – гору Святого Ильи (Сент-Элайас – 5489 м, 25% площади – ледники, остальное – леса и реки).
Однако на восьмой день пути, подсчитав запасы горючего и взвесив все за и против, россияне решили отказаться от столь рискованной перспективы. Тем более что уже двое суток свирепствовал сильнейший снежный буран.
Из дневника экспедиции о периоде прохождения через ледники Logan и Quintino Sella:
«Устанавливается высокогорный погодный режим – утром и вечером довольно холодно, ветер, мерзнет лицо. Через четверть часа в пути приходится надевать кислородные маски. К полудню ветер стихает, и начинает припекать солнце, настолько сильно, что становится невыносимо жарко под одеждой. И одновременно нужно опасаться прохладного ветра, который задувает внезапно. Несмотря на холод и белый снег, солнце в этих местах жжет не хуже, чем на пляже».
От солнечных ожогов помогал спирт – им натирали лица, на согревании вовнутрь экономили. Десять литров спирта привезли из России. При переходе границы, чтобы исключить вопросы американских таможенников, его подкрасили виноградным соком. Так и пронесли через пост.
НЕОБИТАЕМЫЙ КРАЙ
Через сто километров пути исчезли последние птицы. Вместо спусков кругом были ледовые сбросы и нависающие снежные карнизы.
«Я, как самый тяжелый, - вспоминает Скаллер, - не шел, а даже полз». Ночью воздух сильно наполнялся влагой. Начинались бесконечные завывания ветра, не позволявшие в палатке нормально выспаться. Не стихали они до утра.
На пятнадцатый день пути открылся самый великолепный вид – каньон Читина, напоминающий марсианские пейзажи из романов братьев Стругацких.
Из дневника экспедиции:
«Здесь камнепады случались раз в десять-пятнадцать минут. Башмаки все расплющило. К вечеру ветер начинает дуть с такой силой, что приходилось закрывать все лицо. Группа подошла к мысу Логан – первой оконечности горы Сент-Элайас, ожидая, что буря стихнет. Прошло два дня, а успокоение погоды не наблюдалось. Подниматься в таких условиях было не просто опасно, а смертельно».
Решили обогнуть мыс и продолжить путешествие по намеченному маршруту.
Из дневника экспедиции, двадцатый день пути:
«Наблюдаем ледовый обвал, начинает дуть, пурга застилает впереди идущего товарища, становится немножко тоскливо. Павел Розанов соглашается с Игорем Балеевым, который запинаясь и икая от холода, произносит: «Сейчас граммов сто спирта, ну хотя бы по чуть-чуть, но залпом и без огурца».
Александр Машников комментирует: «Высота три двести, а дышится с трудом… Север».
«Теперь придется по скалам на лыжах, - добавляет Григорий Скаллер, - но все равно мне все очень нравится, хорошо, что заканчивается холод».
В БРОД И СКВОЗЬ БУРЕЛОМ
Ближе к концу апреля вышли на финишную прямую. Вот она – река Читина, первый приток реки Юкон, преимущественно снеговой, берет начало в горах Нахони.
Из дневника экспедиции:
«Река вскрыта, много промоин. Сюрпризы начались сразу же, но их сложность возрастала постепенно, по мере продвижения вперед, вброд. Потом по камням вдоль обрывов 45 км и выходим в лес. Этот участок пути – сплошной бурелом. Иногда проходим 300 метров по прямой за час, иногда 500 метров. Изматывающая часть пути».
На протяжении пяти недель команда вела практически полное автономное существование в условиях северных широт.
Единственная возможность связаться с большой землей – спутниковый телефон, который купили перед стартом, вышел из строя на восьмой день пути. Предположили, что сказался слишком влажный, сырой воздух.
Дерзкий, на грани авантюрности поход благополучно завершился в одном из кемпингов Аляски, как и запланировали, 9 мая.
ЭКСКЛЮЗИВНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
Для тех, кто пожелает самостоятельно осуществить похожее путешествие, участники экспедиции приводят некоторые важные факты.
- Одна из главных тягот этой пешей прогулки по Аляске – постоянно мокрые, холодные ноги.
- Стоимость похода на одного человека составила 120 тыс. рублей, не считая страховки и специального спортивного оборудования (горные лыжи, обувь альпиниста).
- Половина продуктового запаса была приобретена до полета, в России.
- Средний вес одного рюкзака с экипировкой на маршруте – 88 кг.
- Эксклюзивное путешествие получилось, - добавил в заключение Григорий Скаллер. – Не каждый такое испытание выдержит. Я бы второй раз не пошел, лучше пять раз на Эверест подняться. Если нет ледника и колючего, пронизывающего до пяток влажного холода, то сразу же начинается низкорослый, непроходимый лес, чем-то напоминающий ландшафт в наших Саянах.
- Вспоминая пройденный ледовый путь, - продолжает Григорий Скаллер, - могу с гордостью утверждать, что это занятие не для простых смертных. Восхищаюсь иркутскими мореплавателями и купцами, сумевшими без средств связи и современной экипировки, в постоянной опасности исходящей от индейцев, освоить этот край.
- Использованы кадры видеоматериала, снятого Светланой Романенковой во время похода
Друзья, понравился этот материал? - Ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы не пропустить мои следующие публикации.
А еще вас могут заинтересовать эти мои статьи (жми на синие подписи к фото):