Die Welt | Германия
Китай превращает ШОС в площадку для построения альтернативной торговой системы, пишет Welt. На фоне пошлин США и конфликтов с Вашингтоном Пекин и страны Глобального Юга активизируют совместные проекты — от автозаводов в Бразилии до мегапорта в Перу и железной дороги через континент.
Тобиас Койфер (Tobias Käufer), Кристиан Путш (Christian Putsch), Кристина цур Недден (Christina zur Nedden)
В воскресенье Китай принимает саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Вместе с ведущими государствами Пекин намерен активизировать взаимную торговлю — в обход Запада. На примере Бразилии уже видно, как формируется эта новая параллельная система торговли.
Европейцы на параде рядом с Путиным: Китай показал, кто здесь хозяин
Около четырёх лет назад концерн Mercedes-Benz продал свой автозавод в городе Ирасема́полис (штат Сан-Паулу) китайской компании Great Wall Motors (GWM). Тогда перспективы выглядели слабо: пандемия парализовала мировую экономику. Сегодня завод модернизирован, а недавно его торжественно открыл президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. На первом этапе предприятие рассчитано на выпуск 20–30 тысяч автомобилей в год, но в дальнейшем GWM планирует наращивание производства до 100 тысяч машин ежегодно.
Этот пример отражает смещение торговых потоков между Азией, Глобальным Югом и Западом. Одним из факторов стали высокие пошлины, введённые США в отношении Бразилии. Президент Дональд Трамп обвинил бразильскую юстицию в "охоте на ведьм" против правопопулиста Жаира Болсонару и ввёл штрафные пошлины до 50% на бразильские товары. Его доводы частично находят отклик: судебная система Бразилии тесно связана с президентом Лулой и фактически устранила Болсонару из политической гонки. С другой стороны, существуют серьёзные подозрения, что Болсонару планировал государственный переворот.
"Бразилия и Китай будут братьями"
В конфликте с США Лула получил поддержку Пекина. Си Цзиньпин заявил, что Глобальный Юг должен в будущем обеспечивать себя самостоятельно, и в качестве модели предложил стратегическое партнёрство Китая и Бразилии.
По данным журнала Veja, Лула поручил своему главе администрации придать первоочередное значение исполнению соглашений с Китаем. Один из его советников прямо сказал: "Бразилия и Китай будут братьями во всём, что возможно". Это стало символическим стартом формирования параллельного торгового пространства.
Саммит ШОС: альтернативные торговые сети
Развитие этой тенденции можно наблюдать в реальном времени на саммите ШОС, стартующем в Китае. Организация, созданная как противовес западным союзам, объединяет Китай, Россию, страны Центральной Азии, Иран, Индию и Пакистан. Её цель — укреплять взаимные инвестиции, торговлю и инфраструктурные проекты.
Хотя Бразилия не входит в ШОС, она активно участвует в перестройке глобальных торговых связей. Яркий пример — строительство при финансировании Китая мегапорта Чанкай в Перу, который обеспечит прямой выход Южной Америки к Тихому океану. Кроме того, планируется возведение железной дороги протяжённостью в тысячи километров от атлантического побережья Бразилии до нового перуанского порта.
Таким образом, Китай позиционирует себя центром нового экономического блока, который намерен обходиться без США и формировать собственные правила мировой торговли.
Поезд через Южную Америку: новая ось торговли между Бразилией и Китаем
Строительство южноамериканской железной дороги даёт Бразилии и Китаю стратегическую независимость от Панамского канала, доступ к которому контролируют США. Такая магистраль позволит в кратчайшие сроки поставлять в Азию сотни миллионов тонн бразильской сои и говядины: сначала по железной дороге через континент, затем морем через Тихий океан. В обратном направлении Китай сможет активно завозить в регион свои товары. Параллельно Пекин укрепляет своё влияние и в медиа-секторе Бразилии, помогая регулировать социальные сети и снижая вероятность критики последствий для экологии.
По словам эксперта по международным отношениям Маурисио Санторо, "прямая сухопутная связь с Тихим океаном из бразильских регионов, где сосредоточено производство аграрного сырья и полезных ископаемых, принесла бы экономике Бразилии огромную выгоду". Для стран Южной Америки, отмечает экономист, ставка на эту транспортную артерию абсолютно оправдана.
Глобальный Юг как альтернатива Западу
Для Пекина Глобальный Юг — это не только рынок сбыта, но и геополитический партнёр, способный помочь ослабить западноцентричный мировой порядок. Си Цзиньпин уже много лет продвигает идею "сообщества единой судьбы" с государствами Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Цель — создать мировую систему торговли и финансов, которая не зависит от Вашингтона или Брюсселя.
Эта стратегия реализуется через инвестиции Китая в порты, железные дороги и индустриальные парки в рамках инициативы "Новый Шёлковый путь". Взамен Китай получает долгосрочный доступ к сырью, энергии и стратегическим точкам, прежде всего в странах Глобального Юга. Чем плотнее переплетаются торговые и политические связи с Китаем в этих регионах, тем слабее воздействие западных санкций и тарифов.
Так формируется параллельная торгово-финансовая система, где юань может претендовать на роль ведущей валюты.
Африка в тени конфликта Лулы и Трампа
Ситуация вокруг Бразилии и США внимательно отслеживается и в Африке. В частности, в ЮАР — члене БРИКС и одном из постоянных "раздражителей" Трампа — десятки тысяч рабочих мест зависят от экспорта сельхозпродукции и автомобилей в США. Введение в августе 30% американских тарифов стало катастрофическим ударом для местной экономики.
Запад в печали: США сместили себя с мировой арены — сами того не желая
Многие южноафриканские фермеры, несмотря на риторику Китая о "самодостаточности Глобального Юга", признают: доступ к китайскому рынку остаётся крайне сложным из-за бюрократии и протекционизма. По их словам, торговля с Китаем не способна компенсировать потери от американских санкций и ограничений.
Таким образом, проект южноамериканской железной дороги символизирует не только экономическую интеграцию, но и стремление Глобального Юга создать независимую от Запада архитектуру мировой торговли.