Почему Елена Шаройкина считает, что может игнорировать обращения граждан? Общественник Максим Парфирьев обратился с заявлением в Прокуратуру Москвы о проверке деятельности Общественной палаты Российской Федерации
Моё обращение от 03.04.2025 г. без ответа оставила:
Член Совета Общественной палаты РФ; председатель Комиссии по экологии и устойчивому развитию; член межкомиссионной рабочей группы по обеспечению взаимодействия с общественными советами при федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации; член межкомиссионной рабочей группы по этике и регламенту; председатель координационного совета по экологическому благополучию и развитию практик нефинансовой публичной отчетности; член координационного совета по международному сотрудничеству и электоральному мониторингу за рубежом; член координационного совета по национальным проектам и народосбережению – Шаройкина Елена Акинфовна.
Вы знаете, что такое за организация под названием Общественная палата Российской Федерации (ОП РФ)?
Проработав этот вопрос, вот к каким выводам я пришёл, которые каждый из вас может перепроверить:
Несмотря на то, что во второй (в заключительной) части названия этой организации присутствует название нашей страны, эта организация не является государственным органом и даже никому не подчиняется.
ОП РФ не подчиняется нашему Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину. Президент назначает членов Палаты, но не руководит её повседневной деятельностью и не отдает ей обязательных к исполнению приказов.
ОП РФ не подчиняется Правительству РФ или Федеральному Собранию. ОП РФ взаимодействует с ними, дает заключения, но не подчиняется им.
ОП РФ не подчиняется какому-либо министерству или ведомству, т.к. ОП РФ — это надведомственная структура.
Это и есть принципиальный момент, отличающий её от государственных структур.
Высшим органом управления ОП РФ является Совет Общественной палаты РФ, в котором главным лицом является секретарь.
Существует прямой законодательный запрет на использование наименования «Российская Федерация» и его производных в названиях некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами.
Этот запрет установлен в статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», но на ОП РФ этот общий запрет не распространяется ввиду того, что она является исключением из этого общего правила.
Прямое разрешение на использование этого наименования содержится в её собственном, специальном законе — в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
Если вы, собственно, как и я, направляли обращения в ОП РФ, и ваши обращения, как и мои, остались без ответов, то это то самое, что может себе позволить эта организация, при этом не боясь за это понести какой-либо ответственности, в отличие от всех госорганов.
Закон № 59-ФЗ с прямой обязанностью отвечать на обращения в 30-дневный срок, установленный этим законом, к ОП РФ не применяется, поскольку ОП РФ, как я уже не единожды сказал, не является государственным органом или органом местного самоуправления.
Юридический статус ОП РФ — негосударственный орган, являющийся «общественным органом» (ст. 1 ФЗ-32). Её руководство избирается из числа членов ОП РФ и также не приобретает статус государственных служащих.
И поэтому отсутствует административная ответственность за игнорирование обращения; на членов ОП нельзя пожаловаться в прокуратуру и нельзя привлечь то или иное лицо из числа их членов к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений).
При этом, основная цель Общественной палаты Российской Федерации, как это установлено в статье 2 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», заключается в следующем:
Обеспечение взаимодействия граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для учёта потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики.
Это включает в себя несколько ключевых аспектов:
1. Осуществление общественного контроля за деятельностью органов власти (например, контроль за исполнением законов, оценка эффективности госуправления, мониторинг правоприменительной практики).
2. Содействие реализации государственной политики в области обеспечения прав человека (включая места принудительного содержания).
3. Проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих основные права и свободы человека.
4. Привлечение граждан и НКО к реализации важнейших вопросов государственной политики (например, через обсуждение национальных проектов, гражданские инициативы).
5. Формирование общественного мнения по ключевым вопросам развития страны и выработка соответствующих рекомендаций для власти.
Проще говоря, главная цель Общественной палаты — быть «мостом» или «площадкой для диалога» между обществом и государством. Она должна доносить позицию граждан до власти, а также разъяснять обществу мотивы решений, принимаемых властью. Её работа должна быть направлена на достижение консенсуса и повышение уровня доверия между гражданским обществом и государственными институтами.
Таким образом, Общественная палата не является органом власти, но играет роль в системе публичного управления, выполняя функции общественного арбитра, эксперта и консультанта.
О какой роли в системе публичного управления и выполнении каких функций общественного арбитра, эксперта и консультанта можно говорить, если в нашем вопросе по зоозащитному 498-ФЗ, зоозащите и бродячим собакам ОП РФ озвучивает только одну точку зрения в рамках зоозащитной идеологической методички, что, собственно, идёт в грубое нарушение п. 2 ст. 13 Конституции РФ? Нашу же точку зрения (здоровой части российского общества) в ОП РФ попросту глушат, делая вид, что иного мнения, отличного от зоозащитного, не существует. Мы даже не знаем, какие скелеты в шкафу у того, кто играет в ОП РФ основную зоозащитную скрипку, я имею в виду Шаройкину Е.А., которая не может ответить общественности на элементарные вопросы из её биографии, в т. ч. о её гражданском подданстве.
Исходя из вышеизложенного, не имея юридических оснований для подачи жалобы на Шаройкину Елену Акинфовну за оставление ею без ответа моего обращения от 03.04.2025 г., при этом принимая во внимание то, что ОП РФ подчиняется не госорганам, а закону (ФЗ-32) и собственному регламенту, а в конечном счете — интересам гражданского общества, которое она представляет, я подал заявление в Прокуратуру города Москвы на проведение проверки в отношении заявленной уставной деятельности ОП РФ, т.к., по моему мнению, действия Шаройкиной Е.А. идут с ней в разрез, где нарушены основные принципы уставных целей ОП РФ, т.е. того самого «моста» или «площадки для диалога» между обществом и государством.
Моё заявление:
Прокурору города Москвы
Государственному советнику юстиции 2 класса
Максиму Сергеевичу Жуку
Адрес: 109992, ГСП-2, пл. Крестьянская Застава,
дом 1, Москва, Россия.
От: гражданина Российской Федерации
Максима Анатольевича Парфирьева
Копия: Секретарю Общественной Палаты РФ
Лидии Юрьевне Михеевой
Адрес: 125993, г. Москва ГСП-3, Миусская пл.,
д.7, стр. 1.
Копия: Начальнику Управления Президента РФ
по общественным проектам
Сергею Геннадиевичу Новикову
Адрес: 103132, г. Москва, Старая площадь, д. 4,
стр. 1.
29.08.2025 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ
о нарушении Федерального закона № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»
и о бездействии члена Общественной палаты РФ
Я, Парфирьев Максим Анатольевич, неоднократно обращался к члену Общественной палаты Российской Федерации Шаройкиной Елене Акинфовне с вопросами публичного характера, касающимися её биографии и деятельности, что представляет общественный интерес в силу её статуса.
Мои обращения в комментариях на её официальной странице в социальной сети «ВКонтакте» были проигнорированы, а впоследствии – удалены.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», одной из целей деятельности Общественной палаты является:
- обеспечение взаимодействия граждан Российской Федерации ... с федеральными органами государственной власти;
- защита прав и свобод граждан Российской Федерации;
- осуществление общественного контроля.
Действия члена Общественной палаты Шаройкиной Е.А. по систематическому игнорированию и удалению обращений граждан грубо противоречат указанным целям закона, дискредитируют институт общественного контроля и делают невозможным реализацию провозглашенных законом принципов взаимодействия гражданского общества и государства. Фактически, её действия сводят на нет одну из ключевых функций Общественной палаты.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 10, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРОШУ:
Провести проверку изложенных в заявлении фактов на предмет нарушения Общественной палатой РФ и её членом Шаройкиной Е.А. положений Федерального закона № 32-ФЗ.
Дать оценку правовой природы обязанности Общественной палаты и её членов отвечать на обращения граждан.
В случае выявления нарушений, внести в адрес Совета Общественной палаты РФ представление об устранении допущенных нарушений закона и недопущении практики игнорирования обращений граждан.
Уведомить меня о результатах проведенной проверки в установленный законом срок.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Копия письменного обращения к Шаройкиной Е.А. от 03.04.2025 (на 2-х листах);
2. Копия уведомления о присвоении письменному обращению к Шаройкиной Е.А. от 03.04.2025 регистрационного № 3152/2025 (на 1-м листе);
3. Копия уведомления о перенаправлении письменного обращения № 3152/2025 от 03.04.2025, поступившего в Общественную палату Российской Федерации, в Комиссию по экологии и устойчивому развитию, возглавляемую Шаройкиной Е.А. (на 1-м листе).
С уважением,
29 августа 2025 г.