30 августа 1860 года родился русский живописец Исаак Ильич Левитан, один из самых знаменитых пейзажистов времён контрреформ и начала Серебряного века.
Родился художник в образованной обедневшей еврейской семье. Вслед за старшим братом осенью 1873 года поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были художники Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь
"Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой" — вспоминал его товарищ, живописец Михаил Нестеров.
До двадцати пяти лет Исаак Левитан писал только Москву и Подмосковье. География его пейзажей не расширялась по очень простой причине — художник был беден и не мог позволить себе дальних переездов. Но постепенно его картины завоевывали внимание публики, принося известность и знакомство с творческой элитой. Весной 1885 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.
"Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников" — писал Константин Паустовский.
Русские пейзажи Исаака Левитана
Ранней весной 1886 года, заработав первые серьёзные деньги за декорации для спектакля Частной оперы мецената Саввы Мамонтова, Левитан, окрылённый возможностью вырваться за пределы привычного мира, впервые в жизни едет в Крым. Художник посетил Севастополь, Ялту и Гурзуф, Массандру и Алупку.
О своих впечатлениях Левитан восторженно писал своему другу Антону Павловичу Чехову:
Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Представьте теперь себе яркую зелень, голубое небо, да еще какое небо! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, — я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует своё полное ничтожество.
Крымские этюды Исаака Левитана
Художник запечатлит в своих этюдах крымские горы и море, дома и дворики крымских татар. Люди крайне редко попадали на его картины. Левитану открылся совсем иной Крым — не открыточный, не парадный, не «глянцевый».
В этюдах нет ни патетического нажима, ни романтической высокопарности, ни специальных «красот», только правдивое «вдумчивое созерцание».
Антон Чехов в одном из писем напишет, что Левитан привезет из Крыма порядка 50 эскизов и картин, в каждой из которых будет звучать лихорадочное стремление запечатлеть преходящее состояние крымской жизни.
Левитан… был очарован красотами южной природы морем, цветущим миндалем, — свидетельствует друг художника Михаил Нестеров. — Элегические мотивы древней Тавриды с ее опаловым морем, задумчивыми кипарисами, с мягким очертанием гор как нельзя больше соответствовали нежной, меланхолической натуре художника. Вернувшись в Москву, Левитан поставил свои крымские этюды на Периодическую выставку, в то время наиболее популярную после Передвижной. Этюды были раскуплены в первые же дни…
В большинстве случаев крымские этюды Левитана так и не стали материалом для законченных картин. Исключений совсем немного — например, выросшая из одноимённого этюда и значительно обогащённая по палитре картина «У берега моря. Крым» и выполненный в следующем 1887 году скорее «сочинённый», чем натурный «Крымский пейзаж».
Уже в середине мая Левитан, пресытившись впечатлениями и затосковав по «милому северу», покинет Крым. Он будет работать в Московской и Тверской губерниях, будет исследовать и изображать Волгу, приволжские города и монастыри создавая свои самые известные работы. Он трижды побывает за границей: во Франции и Италии, будет рисовать горную цепь Монблан, итальянские города и побережье Финляндии.
В Крым в следующий раз он приедет только в 1900-м году, в Ялту, за несколько месяцев до смерти. Здесь он выполнит в своей поздней «импрессионистской» манере несколько весенних крымских пейзажей, как воспоминание о первой поездке в Крым 1886 года.