Л И Н Е Й К А.
Это была самая обыкновенная линейка, которой можно было размечать на ткани сантиметры. А ещё – она была деревянная и очень любимая. Наверное, многим покажется это смешным – ну как можно любить просто кусок дерева?! Вот если бы она была абсолютно гладкой, современной пластмассы или металлическая с такими чёткими делениями, что они бы глаз резали, тогда понятно, а так…
Но Ирина Петровна дорожила ею потому, что она была ей подарена. Да-да, именно подарена и уже много лет тому назад, когда ей было всего 45 лет. Помните народную поговорку – в сорок пять – баба ягодка опять! Не лгала пословица – Ирочка в то время была чудо хороша.
Хоть и не очень высокая, но ладно сложенная, с открытым приятным личиком и доброжелательным характером, она пленяла всех мужчин, хотя к этому и не стремилась.
Она была замужем, жили они с мужем дружно, работала она на педагогическом поприще и считала, что Жизнь её стоит того, чтобы радоваться каждый день. Она это и делала и, наверное, отсвет этой радости позволял ей ладить со сложным педагогическим коллективом, где обязательно что-то происходило: то у педагога собственный ребёнок заболеет и нужно срочно искать кем закрыть окно, то в классе произойдёт ЧП местного масштаба, то проверки нагрянут.
Спросите почему её это трогало?! Просто по должности она была завучем, а это значит ответственная за всех и вся! В этом Дворце пионеров, не хочется называть на современный лад – Центр дополнительного образования, было немало разных кружков, но один пользовался особой популярностью. Это был кружок «Столярная мастерская», которой руководил Анатолий Геннадьевич.
Так уж сложилось в нашей педагогике, что в основном преподаватели – женщины, а мужчин, особенно умеющих что-то делать руками – маловато и потому те, которые были в Доме пионеров были очень востребованы. К тому же Анатолий Геннадьевич можно сказать был истинный педагог не только по образования, но и по призванию.
Да и выглядел он тоже также – очень напоминал А.П.Чехова. Высокий, худощавый, в очках, с мягкой улыбкой, очень добрый. Мальчишки любили его и в его мастерской всегда было многолюдно. Они строгали, пилили, делали разные модели каких-то устройств, душа всегда радовалась у каждого, кто заходил в эту мастерскую.
Ирочка же посещала её по обязанности и с удовольствием потом писала соответствующие документы, т.к всё там отлично! Они дружили чисто по человечески и однажды в разговоре она посетовала, что никак не может найти нормальную метровую линейку, которая была так ей нужна! Дело в том, что Ирочка имела хобби – шитьё. Она шила с детских лет, как мама научила держать иголку. Её две куколки были очень нарядными, потому что тогда ещё девочка Ирочка выпрашивала у мамы старые платья или рубашки и наряжала куколок.Так это хобби и продолжилось дальше, уже во взрослой Жизни.
И вот, в один из дней к ней в кабинет пришёл Анатолий Геннадьевич, который смущаясь протянул ей линейку, сделанную самим:
- Ирина Петровна, пока Вы не нашли ничего, возьмите вот эту линейку. Я её точно выверил, пожелаете = сможете проверить. Шейте себе на радость.
Он слегка поклонился и вышел. Так у Ирины Петровны появилась линейка, которая стала любимой. Она была добротно сделана, дерево приятно пахло, деления были чёткими и ясными – он их выжег.
Время, которое меняет всё, что только пожелает развело их. Но лет через десять, встретившись со знакомой, она спросила о том, как поживает их ЦЕНТР дополнительного образования, по прежнему ли полная наполняемость у Анатолия Геннадьевича…А в ответ увидела удивленные глаза и тоже прозвучал вопрос:
- А вы разве не знаете… он умер, лет семь тому назад…
- Как умер, он же ещё не такой старый, он заболел?!
- Он был в первых рядах тех, кто добровольно поехал на Чернобыльскую АЭС…Он был ликвидатором…
Ликвидаторы – так называли тех, кто пытался минимизировать последствия аварии на ЧАЭС. Около 600 000 людей со всего СССР могут называть себя ликвидаторами. Они съезжались со всех уголков страны - тысячи людей самых разных специальностей: специалисты-химики и физики, военные из войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), солдаты-срочники, строители, бульдозеристы, водители, крановщики, сварщики… тысячи и тысячи людей.
И наш, такой скромный Анатолий Геннадьевич был одним из этих тысяч. Ни в одном из разговоров он, за пять лет совместной деятельности, он не обронил фразу о том, что участвовал в такой грандиозной работе! Выполняя её, все получали свои страшные дозы радиации, хронические болезни, и именно от этого ушел из Жизни простой УЧИТЕЛЬ…
Ирина Петровна была поражена этим тихим героизмом. Она вновь и вновь брала в руки линейку и вспоминала человека, который оставил частицу своего сердца в учениках, а ей оставил линейку! Жизнь продолжается, она имеет свою мощную силу.
И каждый раз, когда состарившаяся Ирина Петровна начинает что-то делать, измерять – она берёт простую, деревянную линейку и вспоминает ЧЕЛОВЕКА с большой буквы – Анатолия Геннадьевича и губы сами шепчут – СПАСИБО! Я помню ВАС… И буду помнить и поминать, пока жива!
Вот такая история просто о линейке…