За последние 30-35 лет мы стали свидетелями того, как западные страны, преимущественно англосаксонские, использовали сети НКО для ведения гибридной войны и организации "цветных революций", мы изучили этот феномен, каталогизировали признаки, составили методички для чайников и всё это действительно работало до последних событий в Сербии. При всей схожести отдельных внешних элементов протесты в Сербии имеют совершенно иную природу и являются скорее АнтиМайданом, доказательства чему изобильно представлены вот тут.
Однако, выдрессированные СМИ и эксперты продолжают упорно называть это "цветной революцией", совершенно не вникая в суть дела и вызывая дикое раздражение сербов.
Сегодня на УРА.РУ вышла любопытная статья про сербские протесты. Примечательна она по нескольким причинам:
1. Автор «слышит звон, да не знает, где он», когда пишет об интересе США к разжиганию протестов, связывая это с литиевыми разработками, важными для Запада и совершенно не понимая, что именно правительство Сербии продвигает этот проект, подписало Стратегические соглашения с ЕС и с Германией отдельно по обеспечению европейских партнёров столь важным сырьём. Протесты же начались в июне прошлого года именно против этих разработок. То есть по логике автора запад спонсирует протесты, чтобы лишить себя стратегических ресурсов.
2. Уже традиционно для поверхностной журналистики автор игнорирует сам факт, что Вучич и правящая партия своей работой полностью отвечают Западным интересам, но не отвечают русским. (Подробнее об этом есть отдельная длинная статья с массой ссылок на проверяемые факты). Более того, они три года зарабатывали на убийстве русских на Донбассе (отчёт СВФ РФ), и даже после приостановки экспорта, позволили провезти оружие для Украины через свою территорию.
3. Вводится новый нарратив о том, что сначала это действительно был искренний всплеск недовольства граждан, ведь политических требований не было целых 5 месяцев, а вот теперь это точно «цветная революция». Однако власти с самого начала назвали это цветной революцией и попросту игнорировали требования людей. Даже дело об обрушении того козырька в Нови Саде до сих пор не обнародовано, а виновные не наказаны. Да, Вучич распустил правительство Вучевича, но его об этом никто не просил. Никакого реального диалога с народом не было, никаких попыток решить проблему не было. Только когда, наконец, люди поняли, что их правительство их не слышит, они выдвинули политические требования.
4. Автор ссылается как на источник на слова председателя комитета по обороне и внутренним делам Скупщины Сербии Милована Дрецуна (того самого комитета, кстати, который должен был контролировать экспорт вооружения все эти годы).
Любопытно то, что сказал Дрецун. «Ключевую роль в финансировании массовых акций играют западные неправительственные организации (НКО), зарубежные фонды и состоятельные представители сербской диаспоры, преимущественно из США и Европы. Среди спонсоров — экс-мэр Белграда Драган Джилас и медиахолдинг United Group Драгана Шолака, а также прозападные НКО, такие как CRTA и фонд TRAG, которые ежегодно получают миллионы евро «под видом дотаций». Также финансирование осуществляют бизнесмены из сербской диаспоры и крупные предприниматели внутри страны.» Сюда же автор присовокупил данные РЕН ТВ о том, что «протесты в Сербии также имеют явный американский след, связанный с Демократической партией США и американским финансистом Джорджем Соросом, который, по мнению официального Белграда, уже много лет поддерживает протестные движения в разных странах. Кроме того, сербские спецслужбы сообщили о выявлении агентурных групп, связанных с разведслужбами Хорватии, Косово, Боснии и Герцеговины, а также Болгарии.» Здесь же автор приводит слова Вучича о том, иностранцы вложили более 10 млрд. долларов в то, чтобы избавиться от него. Вообще перечисленный список интересантов говорит о том, что Вучич достал буквально всех, включая собственных граждан.
Однако стоит эту всю кучу разобрать по частям. Это как развязывать клубок змей.
Наличие агентурных сетей других стран, пытающихся использовать протесты в своих интересах глупо отрицать. В Сербии сейчас работают разведки порядка 25 стран. Одни не хотят потерять влияние. Другие пытаются его получить. В самом сербском обществе единение только по одному принципу – «Вучич должен уйти». Но там есть разные группы. Есть даже откровенно прозападные, типа Джиласа, который настолько непопулярен, что к нему на митинг можно собрать только несколько десятков человек, и то только за деньги (видимо те самые, о которых упоминают в статье). Но таких меньшинство, потому что именно следование западным интересам поставило Сербию в то тяжелое экономическое положение, в котором она находится. Именно западные компании грозят сделать северо-запад страны непригодным для жизни из-за разработок лития. Именно Запад требует признания Косово.
По поводу Сороса и Западных НКО. У самого президента Сербии прекраснейшие отношения с семейством Сорос, о которых свидетельствуют их многочисленные встречи и приятные разговоры, о чем записи есть даже на сайте самого Вучича.
Ну а агентству USAID президент Вучич вообще неоднократно выражал благодарность за помощь в налаживании отношений с США и финансовой поддержке проектов сербского правительства.
Ещё одним соросёнком является и глава Скупщины – Ана Брнабич, правая рука и верная соратница сербского президента, символ и двигатель ЛГБТ движения в Сербии, которая не только дружна с тем же Алексом Соросом, но и была в совете директоров организации, основанной USAID.
В биографии Анны Брнабич написано: «До избрания в правительство Сербии она была директором компании Continental Wind Serbia (CWS), президентом Национального альянса за местное экономическое развитие (NALED) и членом совета директоров некоммерческой организации PEXIM, которая предоставляет стипендии студентам из Сербии и Северной Македонии для обучения в магистратуре Кембриджского университета при условии, что они вернутся в свою страну и будут способствовать её развитию и реформам. Она принимала участие в создании NALED и фонда PEXIM. Она работала в различных консалтинговых компаниях США, которые реализовывали проекты, финансируемые Агентством США по международному развитию (USAID) в Сербии. Она была заместителем директора проекта «Конкурентоспособность Сербии», экспертом программы реформирования местного самоуправления в Сербии и старшим координатором программы экономического развития муниципалитетов. Она получила множество наград за проекты в области развития, над которыми работала, за продвижение социальной ответственности и толерантности.»
И в целом USAID была вовлечена во многие проекты сербского правительства. Так что если и говорить про 10 млрд. долларов, вложенных западными НКО в Сербию, то в первую очередь их стоит искать в проектах правящей партии.
У демократической партии США и того меньше поводов заниматься расправами над Вучичем, во-первых, потому что в связи с правлением Трампа им и дома есть чем заняться, а во-вторых, они прекрасно помнят, что алгоритмы для машин голосования к выборам 2020, где победил старина Джо Байден, писались в Сербии (Сербия поставляет IT услуги в США на сумму примерно в 4 млрд долларов ежегодно), и они вряд-ли были рады, если бы кто-то начал ворошить это прошлое.
Ну и в целом, Вучич всегда был в отличных отношениях с теми, кто бомбил Югославию – с Герхардом Шредером, Биллом Клинтоном и Тони Блэром. Последний даже является советником сербского правительства.
Да и в целом, все свои обязательства перед штатами Вучич выполняет. Чего стоит одно Стратегическое энергетическое соглашение между странами, подписанное в конце прошлого года!?
Можно было бы предположить, что это - месть Трампа за предыдущую поддержку Вучичем демократов, но и тут не сходится. В прошлом году Вучич не слишком яростно, но поддерживал Трампа. Более того, его лоббисты Ранко Ристич, Филип Миливоевич, Зоран Берич, Дан Мицич и Горан Петкович стали едва ли главными спонсорами Трампа на последних выборах (все -граждане США, иначе это было бы вмешательством во внутренние дела). Эти бизнесмены занимаются торговлей оружием, поставляя продукцию сербского ВПК в США. По данным Торговой палаты Сербии, в США в 2023 году были экспортированы военное оборудование на сумму 109,6 млн евро, и боеприпасы на 25 млн. евро. Основные экспортные поставщики Zastava Arms (тот самый Ранко Ристич) и Prvi Partizan. Такой бизнес невозможно вести в Сербии, будучи оппозиционером, поскольку он находится под контролем государства.
В США, правда есть и другая часть диаспоры, которая происходит из семей солдат армии королевства Югославия (так называемых четников). Они вынуждены были бежать из Сербии, когда во главе государства встал Иосип Броз Тито и занялся политическими чистками. (О четниках и их роли во второй Мировой Войне рекомендую документальный фильм телеканала Россия) Эта часть сербов в основном дистанцировалась от политических игр после того как правительство США бомбило Югославию и признало независимость Косово (Трамп, кстати, тоже не отходит от этого). Диаспора четников восприняла это как предательство, выступая против вмешательства иностранных государств в дела Сербии.
Ну и, наконец, сербские бизнесмены внутри Сербии. Включение бизнесменов из самой Сербии в категорию спонсоров "цветной революции" звучит комично, потому что это сербские граждане и они вольны иметь своё мнение и проявлять свою гражданскую позицию. Весь крупный бизнес завязан с правящей партией, поэтому главным образом он спонсирует экипировку сторонников президента и транспортировку их из всех уголков Сербии на проправительственные митинги. Финансовую опору протестам даёт мелкий и средний бизнес - тот самый, который, собственно, растёт из народа, а потому понимает и разделяет его чаяния. Всё бремя неэффективной экономической политики сербского государства в виде налогов, тарифов, сборов и т.п. ложится на них и на рядовых граждан.
При этом поддержка протестующих дело действительно серьезное и небезопасное, потому что за это можно остаться без бизнеса, без лицензии, подвергнуться внеплановым проверкам, которые обязательно найдут какие-то проблемы, как это случилось с ресторанным бизнесом Эмира Кустурицы, друга российского президента, который поддержал студентов.
Но если человек не знаменитость, его бизнес можно просто сжечь, как это случилось с цветочным магазином в Белграде, хозяева которого помогали протестующим.
Тезис о "цветной" природе протестов является огромным заблуждением. Процессы, происходящие в Сербии очень сложные и многослойные, где смешивается всё. Но если исходить не из поверхностных признаков, а из фактов и фундаментальных интересов всех участников этих процессов, то всё становится намного проще и понятнее. Однако признание того факта, что Вучич не "наш сукин сын" означает признание того, что все эти годы кто-то упорно игнорировал реальность и отправлял наверх отчёты, что в Сербии всё под контролем и всё спокойно. Мы уже проходили это на Украине, в Армении, в Азербайджане... Здесь ситуация намного сложнее. Здесь нет майдана. Здесь власть выступает за движение на Запад, а народ выступает против. Здесь правительство зарабатывает и покрывает экспорт вооружения Украине, чтобы убивать русских (см. отчет СВР), а народ собирает гуманитарную помощь для детей Донбасса и выходит на митинги в поддержку СВО. Нам нужно открыть глаза и перестать делать ставки на предателей.
#Сербия #цветнаяреволюция #Вучич