Найти в Дзене
Про бальные танцы

Терминология и понятия бальных танцев

Понятия и принятые сокращения В бальных танцах следует уделять большое внимание поддержке. Неправильная поддержка не только создаёт плохое впечатление о стиле пары, но также ухудшает баланс и ведение.  Поддержка с позиции партнёра  Партнёрши стоят прямо, поставив стопы близко друг к другу и смягчив колени. Корпус ровно, плечи затянуты и смещены чуть влево относительно таза. Поддержка с позиции партнёрши  Её стойка полностью зависит от стойки партнёра, при этом надо учитывать следующие моменты:  Умение правильно передвигаться вперёд и назад — ос­нова бальных танцев, с ним тесно связаны такие важ­ные моменты, как поза, или осанка корпуса, равнове­сие, или правильное распределение веса, и расположе­ние стоп.  Основной шаг вперёд (партнёр)  Поза. Встаньте прямо, как описано в разделе «Поддержка». Ко­лени следует слегка расслабить, но не сгибать. Позвольте корпусу наклониться вперёд начиная от стоп, до тех пор, пока не по­ чувствуете вес тела в основном на подушечках стоп, при этом не по­з
Оглавление

Понятия и принятые сокращения

-2

Поддержка в квикстепе, вальсе и фокстроте

В бальных танцах следует уделять большое внимание поддержке. Неправильная поддержка не только создаёт плохое впечатление о стиле пары, но также ухудшает баланс и ведение. 

Поддержка с позиции партнёра 

Партнёрши стоят прямо, поставив стопы близко друг к другу и смягчив колени. Корпус ровно, плечи затянуты и смещены чуть влево относительно таза.

  • ЛЕВАЯ РУКА партнёрши должна немного наклоняться от плеча к локтю, иначе плечо будет поднято.
  • ЛЕВАЯ РУКА партнёрши должна быть остро согнута в локте, предплечье направлено вверх и слегка вперёд от локтя к кисти. Предплечье можно слегка приподнять внутрь от локтя, чтобы кисть была на уровне головы, а не локтя. Однако не следует преувеличивать, иначе захват будет слишком тесным и расстояние сократится. Рука должна быть чётко согнута в локте. 
  • ЛАДОНЬ ЛЕВОЙ РУКИ партнёрши должна быть обращена вперёд и направле­на по диагонали к полу. Правая кисть партнёрши должна лежать в левой руке партнёра в позиции «замок» удобно и не вычурно. Партнёры левой рукой держат пальцы правой руки партнёрши между большим и указательным пальцем, а затем захватывают остальными пальцами тыльную сторону её кисти. 
  • ЛЕВОЕ ЗАПЯСТЬЕ нельзя сгибать. Линия руки партнёрши от локтя к запястью должна быть плавной, чтобы суставы пальцев руки были чуть выше, чем запястье. Рука никогда не должна сгибаться вниз от запястья. 
  • ПРАВАЯ РУКА партнёра располагается над левой лопаткой партнёрши. 
  • ГОЛОВУ следует легко держать в вертикальном положении, так, чтобы партнёр мог свободно смотреть поверх правого плеча партнёрши. 
  • ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАРТНЁРШЕ. Партнёр должен удерживать правую сторону корпуса партнёрши у правой стороны своего корпуса, таким образом, соединённые правые стороны образуют общую ось, вокруг которой вращается пара. 

Поддержка с позиции партнёрши 

Её стойка полностью зависит от стойки партнёра, при этом надо учитывать следующие моменты: 

  • Встаньте прямо, слегка напрягите талию, не поднимая плеч. 
  • Стойте перед партнёром, сместившись к его правому боку. 
  • Поднимите ПРАВУЮ РУКУ с сомкнутыми пальцами и позвольте партнёру взять их своей левой рукой в нормальном положении. Партнёр держит пальцы партнёрши между большим и указательным пальцами. Большой палец партнёрши укладывается параллельно рядом с большим пальцем левой руки партнёра.
  • ПРАВАЯ РУКА может слегка опуститься от плеча к локтю и затем вверх от локтя, чтобы соединиться с рукой партнёра. 
  • ЛЕВАЯ РУКА должна легко лежать на правом плече партнёра и не сползать вниз. 
  • ПАЛЬЦЫ и ЛЕВАЯ РУКА должны аккуратно опираться на правую руку партнёра между локтём и плечом, но ближе к последнему в месте, где начинается сухожилие дельтовидной мышцы партнёра, обхватив его средним и большим пальцем.

Поза, равновесие и общее описание основного шага

Умение правильно передвигаться вперёд и назад — ос­нова бальных танцев, с ним тесно связаны такие важ­ные моменты, как поза, или осанка корпуса, равнове­сие, или правильное распределение веса, и расположе­ние стоп. 

Основной шаг вперёд (партнёр) 

Поза. Встаньте прямо, как описано в разделе «Поддержка». Ко­лени следует слегка расслабить, но не сгибать. Позвольте корпусу наклониться вперёд начиная от стоп, до тех пор, пока не по­ чувствуете вес тела в основном на подушечках стоп, при этом не по­зволяйте пяткам отрываться от пола. Делая это, постарайтесь не ме­нять вертикальную позицию тела в области бёдер и выше. Теперь вы заняли правильную позицию, для того чтобы начать движение. 

Движение ног и стоп

Для удобства описание основ­ного шага он начинается с правой стопы.

Партнёр может начинать либо с правой стопы, либо с левой, но он должен сообщить о своём намерении партнёрше.

Перенесите вес тела на левую стопу и продолжайте следующим образом. Махните правой ногой вперёд от бедра, вначале касаясь пола подушечкой правой стопы, затем пятка скользит по полу, но­сок слегка приподнят. 

В тот момент, когда правая стопа проходит мимо носка левой стопы, левая пятка отрывается от пола, таким образом при полной ширине шага подушечка левой стопы и пятка правой стопы будут касаться пола. Быстро опустите носок правой стопы, чтобы она плоско опустилась на пол. 

Когда корпус всё ещё движется вперёд, выведите вперёд левую стопу, немного надавливая на подушечку, и подведите её к правой стопе, чтобы повторить всё движение, описанное выше. 

Распределение веса при выполнении основного шага

Когда ос­новной шаг начинается из закрытой позиции, вес необходимо всегда переносить вперёд, на подушечки стоп, до того как стопа пере­местится. 

В выполняемом основном шаге вес тела вначале распределяет­ся на опорную ногу, а при полном шаге он на мгновение распреде­ляется между пяткой передней стопы и подушечкой свободной сто­пы. Вес тела быстро переносится на переднюю стопу, как толь­ко она становится плоской. 

В исходной позиции всегда важно почувствовать, что корпус на­чинает двигаться чуть раньше, чем стопа. Помните, что скорость пе­ремещения стопы всегда превосходит скорость корпуса, однако если стопа сильно опережает корпус, вес будет удерживаться слишком далеко сзади и в результате возникнет эффект «присаживания».
  • КОЛЕНИ следует легко и естественно расслабить по ходу всего ос­новного шага. Выпрямляйте ноги только при выполнении полного большого шага, но даже тогда не напрягайте колени. Они больше все­го расслабляются при проходе движущейся стопы перед опорной.
  • ЛОДЫЖКИ и ПОДЪЁМЫ должны оставаться свободными, это позволяет делать лёгкий нижний «флик» стопой, когда носок опуска­ется в конце каждого основного шага вперёд.
  • СТОПЫ следует держать прямо, внутренние поверхности стоп, как носки, так и пятки, легко касаются друг-друга каждый раз, когда стопы проходят мимо. 
Хотя в соответствии со стандартными техни­ческими требованиями некоторая часть стопы должна соприкасать­ся с полом при выполнении всех шагов вперёд, большинство опыт­ных танцоров не придерживаются этого правила. Когда задняя сто­па перемещается в переднюю позицию, пятка не касается пола фа­ктически до тех пор, пока длина шага не достигнет предельной ве­личины. Таким образом, движение становится более мягким и лёг­ким, чем когда пятка находится в контакте с полом. 

Основной шаг назад (партнёрша) 

Партнёрше выполнить основной шаг назад гораздо труднее, чем партнёру — основной шаг вперёд. Движения муж­чины лишь немного отличаются от естественного про­гулочного шага, в то время как партнёрша сильно работает ногами. По этой причине начинающие танцоры не всегда могут так же быстро принять позу и равновесие, как танцоры опытные.

Поза и равновесие

Примите вертикальное положение, как описано в примечаниях относительно поддержки. Колени должны быть слегка расслаблены, но не согнуты. Верхнюю часть корпуса и голову следует слегка откинуть назад и влево (создать шейп). Это положение не спо­собствует равновесию, но это ничего, так и задумано. Позаботьтесь о том, чтобы не наклониться слишком да­леко назад, иначе в результате ваша стойка выгнется. Почув­ствуйте, как вес тела переходит главным образом на подушечки стоп. 

Теперь позвольте корпусу откинуться слегка назад, от самых стоп и выше, пока не почувствуете, что часть веса тела перешла на пятки. В этот момент корпус партнёра начинает наклоняться вперёд, а вслед за ним корпус партнёрши должен начать наклоняться назад. При этом она должна слегка сопротивляться движению партнёра вперёд; это сопротивление должно чувство­ваться в нижней части корпуса. Нельзя, чтобы это чувствовалось только в бёдрах, поскольку это будет препятствовать движению партнёра вперёд и значительно усложнит шаги наружу. Партнёрша не должна наклоняться вперёд или прилагать усилия, чтобы переносить вес тела вперёд, на подушечки стоп, когда она перемещается назад. Если она так сделает, то почувствует сопротивление движению парт­нёра вперёд в области груди, что не только нарушит плавность ос­новного шага, но и даст партнёру почувствовать тяжесть партнёрши. 

Данную позу партнёрше особенно сложно освоить, это возможно только в том случае, если она умеет настолько контролировать мус­кулы своих ног, чтобы опускать пятку задней ноги на любой скоро­сти. Пояснения даются в следующем разделе «Движение ног и стоп». 

Движение ног и стоп

Несмотря на то, что в данном разделе описание основного шага начинается с левой стопы, на этот счёт нет жёсткого правила. Право выбрать, с какой ноги начинать, предоставляется партнёру. 

Перенесите вес тела полностью на правую стопу и продолжите следующим образом. Скользя по полу, отведите левую стопу назад, сначала поставьте на палец, затем на подушечку и, наконец, на пятку. Когда левая сто­па минует правую пятку, подушечка правой стопы будет постепенно отрываться от пола. 

Выполняя полный широкий шаг, опуститесь на подушечку левой стопы, так, чтобы в этой точке подушечка задней стопы и пятка пе­редней стопы коснулись пола. 

Продолжая двигаться назад, поставьте правую стопу позади ле­вой стопы и одновременно медленно опустите левую пятку на пол, удостоверившись, что она не коснётся пола, пока подушечка правой стопы не достигнет того же уровня. Правая стопа пойдет назад, ка­саясь пяткой пола, подушечка стопы опустится, как только достигнет левой стопы. Продолжите основной шаг с подушечки правой стопы. 

Самая важная особенность основного шага назад — опускать зад­нюю пятку постепенно, и только тщательный контроль позволит партнёрше сохранить контакт с партнёром при формировании обратной позы. 

Распределение веса во время основного шага

Начиная основ­ной шаг из закрытой позиции следует всегда переносить вес тела назад на пятки до перемещения стопы. 

При выполнении текущего основного шага первоначально вес распределяется на опорную стопу. При широком полном шаге он мгновенно делится между пяткой передней стопы и подушечкой зад­ней стопы. После этого он переносится на подушечку задней стопы, хотя небольшое давление на пятку передней стопы сохраняется. 

Следует запомнить: в исходном положении всегда чувствуйте, что корпус начинает двигаться несколько раньше стопы. 

Не цепляйтесь за пол подушечкой передней стопы, а освобож­дайте её постепенно, по мере того как рабочая нога идёт назад.

  • КОЛЕНИ следует слегка расслаблять по ходу всего ос­новного шага. Ноги выпрямляются только при выполнении полного ши­рокого шага, но даже тогда колени не блокируются. Они расслабляются больше всего при переносе движущейся стопы перед опорной стопой.
  • ЛОДЫЖКИ и ПОДЪЁМЫ должны оставаться свободными. Если при отведении стопы назад лодыжки будут напряжены, шаг будет значительно короче.
  • СТОПЫ следует держать прямо, внутренние рёбра стоп, как нос­ков, так и пяток, каждый раз легко касаются друг-друга при движе­нии. Обычно партнёрша допускает ошибку, позволяя подушечке левой стопы двигаться чуть левее, а не непосредственно назад. Из-за это­ го она всем своим весом давит на правую руку партнёра, заметно создавая ощущение тяжести. 

Дополнительная поза для партнёрши и советы новичку

Овладеть правильной осанкой нелегко, и новичкам не следует пытать­ся для сохранения равновесия откидываться назад, если они могут управлять корпусом и сохранять прежнюю позицию, не чувствуя, что их относит от партнёра. Вот несколько хороших приёмов, позволя­ющих попрактиковаться в сохранении равновесия при выполнении основного шага. 

Сделайте длинный шаг назад левой стопой и встаньте, равномер­но распределив вес между пяткой передней стопы и подушечкой сво­бодной стопы. Теперь медленно передвиньте переднюю стопу назад и удостоверьтесь, что пятка задней стопы не касается пола до тех пор, пока правая стопа не закроется. Держите руки отведёнными в сторо­ны, вначале при необходимости касайтесь пальцами одной руки сте­ны, чтобы было легче сохранять равновесие. Когда у вас это будет по­лучаться непринужденно, попытайтесь двигаться назад по линии танца, пресекая любое стремление «заваливаться» назад. 

Испытывая трудности в танце с партнёром, старайтесь не делать попыток занять обратную позу, а стойте вертикально, прилагая уси­лия для удержания веса тела впереди максимально долго. 

Хотя партнёру несколько сложнее выполнять основной шаг подоб­ным образом, чем в правильной манере, он почувствуется себя гораздо комфортнее, чем при «перетаскивании тяжести», ощущение которой неизбежно возникает при слишком быстром переносе веса на пятку. 

Основной шаг назад (партнёр) 

Обычно партнёр не выполняет последовательности об­ратных шагов основного шага нигде, кроме как в фокстроте. Хотя движения стоп и ног подобны тем, что описаны в разделе «Основной шаг назад для партнёрши», партнёр должен помнить о сохранении того же самого положения тела, как при основном шаге вперёд. При перемещении партнёра назад позиции не меняются, и было бы неправильно для партнёрш занять передо­вую позицию и начать управлять партнёром. 

Основной шаг вперёд (партнёрша) 

Хотя действия стоп и ног подобны тем, что описаны для партнёра при основном шаге вперёд, она не должна изменять осанку своего корпуса. Она может существен­но помогать движениям партнёра назад, нажимая на переднюю часть стоп при шагах вперёд, но любая по­пытка при этом наклонять корпус вперёд может полно­стью вывести партнёра из равновесия. Партнёр должен сохранить контроль при движении вперёд или назад.

Противоположное движение корпуса

Противоположное движение корпуса — действие, при котором происходит поворот противоположных бедра и плеча в направлении перемещающейся ноги. Исполь­зуется, чтобы начать любые поворотные движения.

Существует четыре основных способа вращения в танце. Повороты вправо или влево можно сделать как при перемещении вперёд, так и при перемещении назад. Противопо­ложное движение корпуса при этих поворотах будет таким: 

  • Поворот вправо вперёд. Шагните вперёд правой стопой и одновре­менно разверните левое бедро и плечо вперёд. 
  • Поворот влево вперёд. Шагните вперёд левой стопой и одновремен­но разверните правое бедро и плечо вперёд. 
  • Поворот вправо назад. Шагните назад левой стопой и одновремен­но разверните правое бедро и плечо назад. 
  • Поворот влево назад. Шагните назад правой стопой и одновремен­но разверните левое бедро и плечо назад. 

Следует запомнить, что, за исключением движения ти­па пируэта, разворот корпуса в противоположном направлении не является «статичным» дейст­вием. При выполнении поворота вправо вперёд гораздо важнее почувствовать разворот вперёд левой стороны корпуса, чем сознательно закручивать корпус вправо.

Хотя противоположное движение корпуса должно включать поворот как бедра, так и плеча, иногда полез­но попробовать почувствовать, что при поворотах впе­рёд движение начинается с плеч, а при обратных пово­ротах — от бёдер. Это тонкое различие двух поворотов, заметное лишь при вдумчивом подходе, может оказать­ся полезным для новичка. 

Необходимо позаботиться о том, чтобы плечи не по­ворачивались независимо, в противном случае у вас получится некрасивое «ныряющее» движение. 

Особенно важно помнить, что противоположное движе­ние корпуса не изменяет направление шага. Общая ошиб­ка многих танцоров — изменять выравнивание шага при использовании противоположного движения корпуса. 

Пример. 

Развернуться лицом к линии танца, правая стопа свободна и готова сделать поворот направо вперёд. По мере того как правая стопа движется вперёд и корпус поворачивается вправо, многие танцоры позволяют пра­вой стопе перемещаться в направлении по диагонали к стене. Это непра­вильно. Только корпус разворачивается от линии танца. Правая стопа должна переместиться строго по прямой или, во всяком случае, слегка при­крывать другую стопу спереди. То же самое правило применяется к шагам с поворотом назад, хотя сделать шаг непосредственно позади опорной стопы при перемещении назад возможно нечасто. 

Позиция при противоположном движении корпуса 

Противоположное движение корпуса, как описано выше, — это движение корпуса. Позиция противоположного движе­ния корпуса — это позиция, получаемая при постановке любой стопы, когда она помещается поперёк лица или спи­ны без поворота корпуса. Таким образом, это положение стоп, но в некоторых случаях одновременно используется и противоположное движение корпуса. 

Даже новичок должен помнить, что каждый шаг, ко­торый начинается от партнёра или когда партнёр нахо­дится снаружи, должен быть направлен поперёк корпу­са в ПДК, чтобы гарантировать сохранение близкого контакта между двумя телами. 

Позиция противоположного движения корпуса встречается часто в танго и во всех фигурах променада.

Работа стоп

-3

Термин «работа стоп» в бальных танцах имеет опредёленное техническое значение. В прошлом работа стоп ограничивалась лишь повышением и понижением. Теперь же повышение и понижение относятся к подъёму вверх и понижению, которые продвинутые танцоры ощущают телом (которое, конечно, включает ноги); а по­нятие работа стоп было упрощено, оно передаёт, какая часть стопы находится в контакте с полом при каждом шаге. Повышение корпуса не представляет большого интереса для на­чинающих, однако работа стоп имеет практическое фундаментальное значение. 

Используются только термины «пятка» и «носок». Термин «по­душечка стопы» был опущен, а «носок» включает подушечку стопы, а также более высокое положение на носках. 

Термины «пятка» и «носок» используются для того, чтобы пере­дать, какая часть стопы в данный момент находится в контакте с по­лом. Обратите внимание, однако, на следующие правила: 

  1. Основной шаг вперёд ПС, затем ЛС будет описан как 1. Пятка 2. Пятка. Тот факт, что вся ПС опускается к полу немедленно, подразумевается, но не упоминается. Столь же очевидно, что когда ЛС идёт вперёд пятка ПС, естественно, отрывается от пола, как описано в «Основном шаге вперёд для кавалера». И вновь это подразумевается, но не упоминается. 
  2. Шаг вперёд ПС, вслед за шагом вперёд или шагом в сторону ЛС, ко­торая начинается с носков, будет дана так: 1. Пятка, носок 2. Носок. 
  3. Два основных шага назад ЛС, затем ПС, следует описать как: 1. Но­сок, пятка 2. Носок. Это означает, что сначала находится в конта­кте с полом носок ЛС, затем стопа опускается на пятку. На втором шаге как П упомянут только носок. Пятка не понижается, пока ЛС не проходит мимо ПС, чтобы продолжить другим шагом. 
  4. Вслед за шагом назад ПС следует шаг назад или Боковой шаг ЛС, который начинается с подъёма на носки: 1. Носок, пятка, носок 2. Носок. Это означает, что П пятка отрывается от пола, когда ЛС про­пускает ПС для следующего шага. Такая работа стоп бывает редко. 
  5. Вслед за шагом назад ПС следует шаг назад или в сторону ЛС, выполняемый на носках: 1. Носок, пятка 2. Носок. Это означает, что П пятка находится на полу до тех пор, пока ЛС не перешла в позицию на носке. Однако особенно важно помнить, что, когда стопа начинает закрываться из шага в сторону, носок должен со­хранять контакт с полом. Это означает, что хотя работа стоп 1 ( ПС ) — носок, пятка, — когда ПС закрывается к ЛС для 3-го ша­га, она должна закрыться П носком в контакте с полом. 

Можно было бы подумать, что было бы точнее пред­ставить работу стоп на 1 как «носок, пятка, носок», но это совершенно неправильно, поскольку указывало бы, что П пятка отрывается от по­ла, когда ЛС проходит мимо неё, продвигаясь ко второму шагу. Резуль­татом подобных действий будет ранний подъём и неестественность движения.

Обратный поворот (вальс) — партнёрша

Работа стоп: 

  • Носок, пятка 
  • Носок 
  • Носок, пятка 
  • Пятка, носок 
  • Носок 
  • Носок, пятка 

Хотя этот метод описания работы стоп позволяет достаточно ясно представить, какая часть стопы находится в контакте с полом при выполнении шага, он не полностью охватывает прохождение стопы от одного шага к другому. Если это очевидно при движе­нии вперёд, то не всегда ясно при перемещении назад. Следует помнить два хороших правила: 

  1. Каждый раз, когда стопа перемещается в закрытую позицию к шагу в сторону, её носок не теряет контакта с полом. Носок дол­жен не только касаться пола, на него следует посильнее нада­вить. Некоторые опытные танцоры стремятся отрывать носок от пола, когда он закрывается к шагу в сторону (например, между 1 и 3 при естественном повороте дамы в вальсе), и, соответственно, недостаток контроля приводит к неопрятному закрытию стоп. 
  2. В последовательности движений назад, используемых в фокстро­те, работа стоп на 1. (ЛС) — Носок, пятка, — когда ЛС идёт назад обратно на третий шаг, причём пятка остаётся на полу, а носок слегка поднят, как в нормальном основном шаге назад. Если рабо­та стоп на 1. (ЛС) — носок (или носок, пятка, носок), когда ЛС идёт назад для третьего шага, она при движении касается носком пола. 

В описании работы стоп также используются не вполне обычные, но весьма важные термины — это «внутренний край носка» и «внутреннее ребро стопы». Значение таких терминов можно считать очевидным.

Повышение и понижение корпуса

Повышения и понижения стоп описываются как работа стоп, однако, данный метод описания работы стоп вряд ли даёт ясную, правильную картину того, как точно использовать подушечку стопы, а также носки. 

Как упоминалось в предыдущем разделе, описание работы стоп удовлетворяет лишь потребности нович­ков. Умелые танцоры, желающие достичь высоких стандартов качества движения, должны изучить повышения корпуса, по­скольку это придаст их танцу дополнительную динамику. Танцор не может надеяться достичь первоклассного мастерства, пока не освоит этот элемент. 

Нужно помнить, что ноги являются частью тела, и фактически повышения корпуса, используемые в танце, в наибольшей степени являются результатом напряже­ния мышц ног. Реакция на него чувствуется телом гораздо больше, чем любой взлёт, выполняемый с помо­щью стоп без координации с этими мускулами. Кроме того, при выполнении некоторых шагов танцор должен чувствовать небольшое «натяжение» туловища, но чрез­мерное восходящее растягивание может иметь плохие последствия. Обычно танцор всегда должен как бы слегка прогибаться в талии и любое усилие растянуть или под­нять корпус выше, предпринятое неопытными танцора­ми, вероятнее всего, закончится лишь поднятием плеч. 

Есть три различных типа повышения корпуса, ис­пользуемых в вальсе, фокстроте и квикстепе, и если танцор постарается их изучить и понять, у него не воз­никнет никаких трудностей при применении повыше­ний корпуса в любых танцевальных фигурах. Как вы заметите в следующих примерах, используемый тер­мин без подъёма стопы означает более поздний подъ­ём стоп на внутренней части при выполнении всех по­воротов. Это важный момент, и его использование позволяет легче понять повышение корпуса.

Далее перечислены используемые типы повышений корпуса. 

Натуральный поворот — вальс Партнёр

Начните повышение в конце 1. 

Продолжите повышение на 2 и 3. 

Опуститесь в конце 3. 

Начните повышение в конце 4 (без подъёма стоп). 

Продолжите повышение на 5 и 6. 

Опуститесь в конце б. 

Слова "продолжают повышение" означают, что в основном повыше­ние чувствуется в конце каждой части поворота; между 2 и 3, затем ме­жду 5 и 6. Термин "без подъёма стопы" поясняет, что левая пятка продол­жает касаться пола до тех пор, пока правая стопа находится в позиции. 

Натуральный поворот — квикстеп Партнёр 

Подъём в конце 1. Вверх на 2 и 3. Опуститесь в конце 3. Без повышения. 

Партнёрша

Подъём в конце 1 (без подъёма стопы). Вверх на 2 и 3. Опуститесь в конце 3. Без повышения. 

Выполнение вверх на счёт 2 означает более ранний подъём, чем в закрытом повороте вальса, из-за более быстрого темпа музыки в квикстепе. Этот тип повышения используется во всех поворотах шас­се в квикстепе. Исключения составляют первая часть четвертного по­ворота и прогрессивного шассе, где подъём продолжается в течение трёх, а не двух шагов, как в других поворотах. В этих фигурах и в зам­ковом шаге, при котором также происходит повышение в течение трёх шагов, повышение корпуса будет таким: начните повышение в конце 1; продолжите повышение на 2 и 3; вверх на 4. Таким образом, повышение будет более постепенным, чем в обычных поворотах шассе. 

Натуральный поворот — фокстрот Партнёр 

Повышение в конце 1. Вверх на 2 и 3. Понижение в конце 3. Без повышения. 

Партнёрша

Небольшое повышение в конце 1 (не подниматься на носки). Продолжите повышение на 2. Вверх на 3. Понижение в конце 3. Без повышения. 

Термин «вверх» обозначает раннее повышение для партнёра, который при повороте занимает внешнюю позицию. 

Партнёрша при повороте занимает внутреннюю позицию, и небольшое напряжение мышц левой ноги в конце первого шага заставит её сделать небольшое повышение. Повышение продолжится, если на­прячь ноги ещё больше при фактическом повороте на пятке. Термин «без подъёма» используется, чтобы показать, что стопы остаются плоскими даже при небольшом повышении корпуса. Партнёрша поднимется вверх и почувствует сильное напряжение корпуса при выполнении третьего шага. Следует осторожно, очень постепенно поднимать пятку той стопы, на которую перенесён вес тела, и не пе­реходить резко на носки при движении вперёд на третьем шаге. 

Этот тип повышения используется во всех открытых поворотах в фокстроте и в двойном обратном спине в вальсе и фокстроте. Дру­гими словами, партнёрша может использовать этот тип повышения при поворотах на пятках, когда партнёр использует подъём.

Степень поворота

Преподаватель или студент, стремящиеся стать профессионалами, должны су­меть ответить, какова степень поворота (если тако­вой выполняется) между шагами. Использование степени 1/8 и 3/8 может поначалу показаться слож­ным; но они необходимы, поскольку гарантируют точность танца. 

Следует отметить, что степень поворота измеря­ется позицией стоп, что поначалу вызывает некото­рое замешательство. Казалось бы, гораздо легче из­мерять степень поворота от точки, к которой обра­щен корпус, но на практике оказывается, что это го­раздо сложнее. 

Примером определения степени поворота могут слу­жить первые три шага, выполняемые партнёршей при нату­ральном повороте в вальсе. После первого шага назад по диагонали к стене второй шаг обращён в сторону, П носок указывает прямо к ЛТ. Поэтому степень пово­рота определяется как 3/8 поворота, хотя корпус раз­вёрнут несколько меньше. 

Хотя при про­должении каждого следующего поворота стопы развёр­нуты наружу, на внутренней стороне поворота стопы всегда располагаются так, чтобы носок указывал на требуемую позицию, и никакого свивла стопы не про­исходит. Данное правило очень важно соблюдать во время тан­ца. 

Натуральный поворот (вальс), партнёр — степень поворота 

  • 1/4 поворота между 1 и 2. 
  • 1/8 поворота между 2 и 3. 
  • 1/8 поворота между 4 и 5, корпус разворачивается несколько меньше. Корпус заканчивает поворот между 5 и 6. 

На шагах с 1 по 3 партнёр при выполнении поворота находится с внеш­ней стороны и имеет больше простора для движений, отсюда продолжая поворот стоп в этой части фигуры. На шагах от 4 до 6 он находится на внутренней части поворота, и ему нет необходимости делать свивл стопы.

Выравнивание

Выравнивание относится к позиции или направлению стоп, ориентированных относительно помещения. 

Для определения характеристик выравнивания используются три термина: «лицом», «спиной» и «выравнивание». Значение первых двух терминов очевидно. Термин выравнивание используется для объяснения боковых шагов, когда направление движения стопы отличается от направления фронта корпуса.

Натуральный поворот (вальс), партнёр — выравнивание 

  • Фронтом по диаг. к стене. 
  • Спиной по диаг. к центру. 
  • Спиной к ЛТ. 
  • Спиной к ЛТ. 
  • Направленность по диаг. к центру. 
  • Фронтом по диаг. к центру. 

Направленность используется на шаге 5, потому что ПС указывает по диагонали к центру, в то время как корпус развёрнут к центру. 

Направленность также используется в некоторых основных ша­гах, чтобы дать более ясную картину позиции стоп.

Покачивания корпусом

Покачивания корпусом в бальных танцах используют­ся в основном для большего эффекта, хотя даже новичок может заметить их практическое значение при вы­полнении нескольких поворотов.

Покачивания следует выполнять путём наклона корпуса влево или вправо. 

Покачивания могут использоваться почти во всех видах поворо­тов. Исключения составляют все спины, где поворот происходит слишком быстро и покачивания приведут к нарушению баланса. Покачивание также используется в фигурах с изгибами или волнообразных и в некоторых боковых фигурах типа кросс-шассе. 

Все повороты начинаются с шага, противоположного движению корпуса, покачивание выполняется непосредственно после этого ша­га. Если шаг, противоположный движению корпуса, начинается с пра­вой стопы, наклоны при покачивании будут направлены вправо; если с левой стопы, то покачивание будет выполнено влево, независимо от того, был ли это шаг вперёд или назад. Покачивание обычно продол­жается в течение двух следующих шагов и меняется при следующем шаге, противоположном движению корпуса. Покачивания иногда происходят только на одном шаге.

Главный принцип покачивания — наклон корпуса к центру поворота. Таким образом, практическое значение покачивания состоит в том, что с его помощью танцоры предотвращают потерю равновесия или излишний поворот. Это больше заметно в вальсе, и даже новичок может видеть, что небольшой наклон корпуса в направлении, противоположном направле­нию движения, оказывается полезным и помогает сохранять равновесие. 

Однако наиболее ценным свойством покачивания всё же явля­ется его зрелищность, и искушённый танцор подтвердит, что тщательное изучение правильных покачиваний в описаниях различ­ных фигур сделает движение гораздо более привлекательным. Однако слишком сильные раскачивания являются гораздо более серьёз­ной ошибкой, чем отсутствие покачиваний вообще.

Ведущий и ведомый

Какой бы ни была последовательность шагов в современ­ном танце, ответственность за ведение от одной фигуры к другой полностью возлагается на партнёра. Задача партнёрши — следовать за партнёром независимо от того, выполняет он танцевальные фигуры правильно или нет. 

В большинстве случаев указаниями для поворотов служат развороты корпуса партнёра в сочетании с очень лёгким надавливанием его правой кистью. Пользуясь правой кистью, не нужно тянуть или подталкивать партнёршу, а лишь оказывать едва заметное давление, как бы подтверждая степень выполняемого поворота, которую партнёрша чувствует по движе­ниям корпуса партнёра. При движении внутрь небольшое давление должно исходить и от предплечья, а не только от ки­сти. Для поворота партнёрши внутрь (или назад) из позиции про­менада используется только основание правой руки и правых пальцев. Левая кисть и рука не должны использоваться при ведении. Они должны только придерживать. 

Партнёрша предельно важно сохранять контакт с партнёром и держать корпус совершен­но спокойно от бедёр вверх, чтобы почувствовать сиг­нал для поворота в надлежащий момент. Она должна не противодействовать, а только следовать за действиями партнёра, не пытаясь исправлять его. 

Контакт с партнёром должен происходить не только на уровне бёдер, но и выше бёдер, к диафрагме. Если партнёрша с усилием подаёт бёдра вперёд, так, что единственный контакт с партнёром происходит только на их уровне, её корпус будет стремиться слишком откинуться назад, что будет серьёзно ограничивать движение партнёра вперёд. В начале танца особенно важно, чтобы партнёр указал, какую стопу он намерен использовать сначала. На этот счёт нет никакого правила; именно партнёр решает, какую стопу ему наиболее удобно использовать. Чтобы попрактиковать­ся в этом, встаньте с партнёром в нормальной начальной позиции, соединив стопы вместе. Если вы желаете начать с правой ноги, переместите левую ногу слегка влево и перенесите на неё вес тела. Одновременно слегка переместите партнёршу вправо (от неё), и она автоматически перенесёт свой вес на правую стопу и приготовится начать с левой. 

Ещё несколько советов для партнёров

Не захватывайте вашу партнёршу слишком сильно, вам будут противодействовать её усилия сохранять равновесие. 

Не держите партнёршу слишком свободно, иначе она не сможет почувствовать, куда вы намерены её вести. Необходимо давать постоянное ровное давление. 

Не делайте очень длинных шагов, если ваша парт­нёрша физически неспособна выполнять такие же. Приспособьте размер вашего шага к нормальной длине шага вашей партнёрши. 

Не пробуйте исполнять слишком запутанные шаги в переполненном танцзале.

Ритм

Если пара не танцует в такт с музыкой, никакое мастерство в любом другом аспекте не может это скрыть или компенсировать. Ритм задаёт стопа.

Линии

Подразумевается длина и растяжение тела от носка до головы. Красивые и хорошо выполненные линии, прямо или косвенно увеличивают объём танцевальных фигур.

Дистанция

Должна быть достаточной для того, чтобы партнёры не мешали друг другу. При этом не следует забывать, что при слишком большой дистанции партнёрам будет сложно находить баланс — танец потеряет лёгкость.

Музыкальность

Все движения в танце должны соответствовать специфике музыки — выделяться сильные доли, плавно прорабатываться слабые.

Представление (presentation)

Пара должна танцевть эмоционально, показывая зрителям удовольствие и радость от танца, а не с бледным лицом и блуждающим взглядом идти в неизвестность.

Энергия

Должна захватывать зрителя. Пара должна обращать на себя внимание не только хорошей техникой, но и харизмой.

Шейп

Достигается различными способами. В стандарте шейп достигается растяжением партнёрши вверх и вправо от партнёра.

Стиль

Судьи оценивают внешний вид пары также с точки зрения эстетики. Как пара смотрится вместе, костюмы, поведение на паркете. Всё это тоже не самый последний критерий оценки.