Найти в Дзене
Книжная башня

Пробуждение разума: о чем "Имя розы" Умберто Эко

КНИГА В СПИСКАХ: В литературе личность и фигура Умберто Эко по своим масштабам сопоставимы с такими гигантами как Станислав Лем или, например, Хорхе Луис Борхес. Это люди-миры, люди-вселенные, которые можно исследовать, находя в их текстах множество смыслов, идей, открытий. Эко - такой же, великий. Последний человек эпохи Возрождения. Эко начинал как историк средневековья, а литературой занялся чуть позже, но границы между разными гуманитарными искусствами и науками условны, и любой значительный мыслитель их рано или поздно переходит, а затем стирает. Сначала границы кажутся полноводными реками, а затем, когда сам вырастаешь колоссом, становятся ручейками. «Имя розы» - первый художественный роман автора, псевдоисторический детектив, действие которого разворачивается в 14 веке на границе Франции и Италии. Самое темное и мрачное время, когда Европой правила инквизиция и Римский престол, люди горели на кострах, а любое свободомыслие рассматривалось как тяжкий грех с соответствующими посл

КНИГА В СПИСКАХ:

200 лучших книг по версии BBC
Книжная башня4 января

В литературе личность и фигура Умберто Эко по своим масштабам сопоставимы с такими гигантами как Станислав Лем или, например, Хорхе Луис Борхес. Это люди-миры, люди-вселенные, которые можно исследовать, находя в их текстах множество смыслов, идей, открытий. Эко - такой же, великий. Последний человек эпохи Возрождения.

Эко начинал как историк средневековья, а литературой занялся чуть позже, но границы между разными гуманитарными искусствами и науками условны, и любой значительный мыслитель их рано или поздно переходит, а затем стирает. Сначала границы кажутся полноводными реками, а затем, когда сам вырастаешь колоссом, становятся ручейками.

«Имя розы» - первый художественный роман автора, псевдоисторический детектив, действие которого разворачивается в 14 веке на границе Франции и Италии. Самое темное и мрачное время, когда Европой правила инквизиция и Римский престол, люди горели на кострах, а любое свободомыслие рассматривалось как тяжкий грех с соответствующими последствиями. Сомневаться, думать – нельзя. Только верить, быть покорным.

По сюжету в бенедектинский монастырь отправляется бывший инквизитор Вильям Баскервильский со своим учеником, чтобы расследовать загадочное убийство некого монаха. Убийство странное, без видимых мотивов, необъяснимое с точки зрения логики. Вильям берется за расследование, в том числе и по личным причинам.

Сразу видно, что при написании текста Эко помогли обширные познания о средневековье. Описанный им мир Европы максимально убедителен. Каждая деталь, будь то элементы материальной культуры или особенности мышления современников, на своих местах. Эко тщательно и фактурно выписывает средневековый мир монашества со всеми его характерными чертами. К сожалению, достоинств у средневекового мира немного. Да, научились строить красивые соборы и переписывать рукописи. Зато остального в избытке: тут и религиозный фанатизм, и мракобесие, и невежество обывателей, и лицемерие верховных сановников церкви. И конечно страх перед сверхъестественными силами, природу который мистическое мировоззрение человека понять не в состоянии. Все что непонятно пугает. Не в силах понять природу загадки, человек средневековья в попытке спасения объявляет эту загадку порождением дьявола. Поэтому достаточно объявить виновным какого-нибудь дурака или ущербного человека, и дело с концом. Самый легкий путь. Разумеется, это ложь и заблуждение хотя успокоительные.

Фигура Вильяма Баскервильского здесь призвана показать новый тип человека, кардинально отличного от прежнего. Если монахи слепо верят во все басни и внушения, не задумываясь и не задавая вопросы, если они охвачены страхом, косны и неграмотны, то Вильям показывает диаметрально противоположные качества. Его сила в его скептицизме, он не боится, потому что уверен в своем интеллекте, он образован и обладает развитым критическим мышлением, умением анализировать факты, сопоставлять их и выводить закономерности на основе железных логических законов. У каждой причины есть следствие, внушает он ученику. Иными словами, его главная сила – разум, подкреплённый верой.

Баскервильский буквально один из первых людей, которые проснулись от летаргического религиозно-мистического сна средневековья. Такие как он запустят Ренессанс, Возрождение, начнут двигать науки и искусства, отправят первые каравеллы к дальним берегам и откроют, что Земля круглая, и что вращается она вокруг Солнца.

Зрячий приходит в мир слепых, но все не так-то просто. Кое-кто в монастыре тоже умеет видеть, только использует эту власть не во благо, а во зло. Все как в Библии – волк в овечьей шкуре. Вильям должен сразиться с ним, на кону больше, чем истина; если он проиграет, мир снова погрузится в сон разума и будет пребывать в этом оцепенении долгое время. Если его критический метод потерпит поражение, люди разочаруются в разуме. Ждать нельзя, человечество итак слишком долго спало. Пора просыпаться.

Кроме яркой метафоры и глубокого смысла, «Имя розы» блестяще написан и с точки зрения детективного жанра. Инквизитор распутывает нить, умело отсекая все лишнее и неумолимо приближаясь к разгадке убийства. Характерно, что Баскервильский сам когда-то был инквизитором, ведь если бы он принадлежал к другому сословию, критический метод мог бы довести его до костра. Так всегда происходит в истории: перемены совершают самые прогрессивные из ретроградов – достаточно умные и дальновидные, чтобы понять, что будущее неизбежно.

Пора, пора просыпаться, говорит нам Вильям. Почувствуйте силу своего разума. И не дайте втащить себя в болото Нового Средневековья – потому что очередного пробуждения придется жать гораздо дольше.

-2