Найти в Дзене
Книжная аптека

Это отвратительно! Это мучительно… Лев Толстой «Крейцерова соната»

Да, слова заголовка в полной мере описывают те эмоции, которые я испытывала, читая эту повесть Толстого. Монолог Позднышева в поезде о себе и своей семье, его размышления о браке, о женщинах и интимной жизни был мне настолько отвратителен, что я решила бросить книгу, тем более суть сюжета я помнила еще с юности. Но увидев у Юлии Комаровой марафон ко дню рождения Льва Николаевича, я все же книгу дочитала и с удовольствием поучаствую в марафоне. Хотя пишу сейчас о «Крейцеровой сонате» без особого удовольствия)). Почему повесть была мне настолько отвратительна? Нет, я не нежный цветочек. И я понимаю, что такое контекст времени и контекст социальных и общественных отношений каждого времени. Но не могу принять монолог самовлюбленного эгоистичного нарцисса, который и в 30 с лишним лет обвиняет кого-то в своем «падении» и в своем развращенном уме. А как же самоанализ и человеческие, христианские ценности, а как же вопросы «Что я делаю?», «Почему и зачем я ненавижу свою жену, своих детей и се

Да, слова заголовка в полной мере описывают те эмоции, которые я испытывала, читая эту повесть Толстого. Монолог Позднышева в поезде о себе и своей семье, его размышления о браке, о женщинах и интимной жизни был мне настолько отвратителен, что я решила бросить книгу, тем более суть сюжета я помнила еще с юности.

Но увидев у Юлии Комаровой марафон ко дню рождения Льва Николаевича, я все же книгу дочитала и с удовольствием поучаствую в марафоне. Хотя пишу сейчас о «Крейцеровой сонате» без особого удовольствия)).

Почему повесть была мне настолько отвратительна? Нет, я не нежный цветочек. И я понимаю, что такое контекст времени и контекст социальных и общественных отношений каждого времени. Но не могу принять монолог самовлюбленного эгоистичного нарцисса, который и в 30 с лишним лет обвиняет кого-то в своем «падении» и в своем развращенном уме.

А как же самоанализ и человеческие, христианские ценности, а как же вопросы «Что я делаю?», «Почему и зачем я ненавижу свою жену, своих детей и себя?», «Неужели так будет всегда и я сам не могу/ не хочу ничего изменить?» (и это еще не все вопросы, которые может задать СЕБЕ взрослый человек).

В аннотации и в критике пишут: «Писатель анализирует, как ревность приводит к ненависти и к трагедии». А я скажу так: писатель выражает через этот текст свою ненависть, свой эгоистичный взгляд на близких, свое глубокое непонимание сути любви, семейной жизни, компромиссов и смирения. И да, я опять-таки знаю, что такое голос автора, голос рассказчика и так далее)

Судите сами. Главный герой повести – Позднышев (а фамилия-то говорящая)) – дает будущей жене читать дневники своих похождений перед свадьбой. По-моему, все уже знают, что сам граф Лев Толстой тридцати четырех лет дал своей невесте Софье Берс восемнадцати лет (юной, чистой, неопытной девушке!) прочитать такие дневники.

Как известно, семейная жизнь Толстых не была безоблачной. И это мягко сказано. Скандалы и ссоры, демонстративные попытки самоубийств - все, что творится в семье Позднышевых, - происходило и в семье писателя. И история с кормлением первого ребенка тоже автобиографична.

А с какой ненавистью, с каким омерзением говорит Позднышев о женщинах: об их нарядах, их кокетстве, их теле…

В очередной раз я испытала глубокое чувство жалости к Софье Андреевне Толстой и подивилась ее терпению. На ней было все: усадьба, хозяйство, решение всех вопросов с местными крестьянами, вынашивание, рождение и воспитание тринадцати (!) детей, а выживших восьмерых – и обучение. Переписывание рукописей мужа, шитье ему одежды, забота о его здоровье, придумывание вегетарианских блюд в период «опрощения» мужа, прием многочисленных и бесконечных гостей. Ко всему прочему, муж был недоволен тем, что она имеет свое мнение по вопросам хозяйства и воспитания детей, а также недостаточно ценит его философские воззрения.

-2

И вот наступил момент, когда ей стала необходима отдушина. И Софья Андреевна берет уроки музыки у композитора Танеева. Между ней и молодым композитором завязывается теплое дружеское общение. И муж не может простить ей эту «измену без измены» (слова самого ЛНТ), будет попрекать ее этой историей все последующие годы.

Я даже не хочу думать о том, почему в повести «Крейцерова соната» Позднышев убивает свою жену. Расчетливо и хладнокровно. Ожидая в ее последние часы ее извинения. И только в последние секунды ее жизни он, наконец, понимает, ЧТО он сделал. И только в эти последние секунды он, наконец, видит в ней человека, а не скот.

«Скоты», «свиньи», «развращенные» - все это эпитеты Позднышева к людям в моменты интимной близости. И храни Господь память Фрейда, Мастерса, Вирджинии Джонсон и всех, кто вслед за ними в ХХ веке объяснил человечеству, что интимная жизнь – такая же большая и важная часть брака, как быт и дети. И что женщина имеет право быть страстной и любящей супругой. Как и мужчина – страстным супругом.

Действительно мучительно мне было дочитывать эту книгу, грустно, страшно, омерзительно.

А вы знаете почему Позднышев не любил музыку? Потому что музыка пробуждает в нас все самое чуткое, совестливое, нежное (и да, иногда – страстное), все самое ЖИВОЕ. А главный герой повести – мертвец.

И таким он стал задолго до совершенного убийства.

У меня все. Претензий лично к Льву Николаевичу я не имею, если что))

А как вы относитесь к этой истории?

Всем приятного чтения и книг, вызывающих яркие эмоции!