Найти в Дзене

Субъекты таможенного права. Таможенные органы России

1. Понятие и классификация субъектов таможенного права. Участники таможенных правоотношений 2. Специальная и общая правоспособность 3. Таможенный представитель. Таможенный перевозчик. Уполномоченный экономический оператор 4. Структура, система и компетенция таможенных органов России 1. Понятие и классификация субъектов таможенного права. Участники таможенных правоотношений Субъектом таможенного права признаются органы, которые наделены правами и обязанностями в таможенной сфере, вступающие в таможенные правоотношения с другими субъектами при реализации своих прав и обязанностей. Субъектами (или участниками таможенных правоотношений) таможенного права являются: — таможенные органы (ФТС РФ, региональные таможенные управления (далее — РТУ), таможни, таможенные посты) (ст. 10 ФЗ-311); — государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; — юридические лица (российские и иностранные); — физические лица (российские и иностранные). Эти субъекты могут быть разделены

1. Понятие и классификация субъектов таможенного права. Участники таможенных правоотношений

2. Специальная и общая правоспособность

3. Таможенный представитель. Таможенный перевозчик. Уполномоченный экономический оператор

4. Структура, система и компетенция таможенных органов России

1. Понятие и классификация субъектов таможенного права. Участники таможенных правоотношений

Субъектом таможенного права признаются органы, которые наделены правами и обязанностями в таможенной сфере, вступающие в таможенные правоотношения с другими субъектами при реализации своих прав и обязанностей.

Субъектами (или участниками таможенных правоотношений) таможенного права являются: — таможенные органы (ФТС РФ, региональные таможенные управления (далее — РТУ), таможни, таможенные посты) (ст. 10 ФЗ-311);

— государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций;

— юридические лица (российские и иностранные);

— физические лица (российские и иностранные).

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: специальные и иные.

Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам равные права. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят на территорию Таможенного союза и вывозят из нее товары и транспортные средства, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз на территорию Таможенного союза или вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев, установленных ТК ТС и другими юридическими актами на уровне федерального закона.

Для осуществления юридическим лицом той или иной деятельности существенное значение имеет его правоспособность. Правоспособность означает способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

2. Специальная и общая правоспособность

Правоспособность подразделяется на специальную и общую. Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несет исключительно те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. В уставе в этом случае указываются виды деятельности, которыми оно вправе заниматься. Требования специальной правоспособности распространяются на учреждения и иные некоммерческие организации, а также на унитарные государственные и муниципальные и некоторые другие прямо указанные в законе коммерческие организации.

Следовательно, если специальная правоспособность юридического лица не включает в себя внешнеэкономическую деятельность, то заниматься ею лицо не вправе.

Подавляющее большинство юридических лиц, отнесенных к коммерческим организациям, обладает общей правоспособностью. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом и учредительными документами, в том числе и внешнеэкономической деятельности. Определенные ограничения внешнеэкономической деятельности юридических лиц могут устанавливаться путем лицензирования. Под лицензированием понимается выдача уполномоченными на то органами специального разрешения на ведение соответствующей деятельности.

Лицо — физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из ТК ТС.

Российское лицо — юридическое лицо с местом нахождения в РФ, созданное в соответствии с законодательством РФ, и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и постоянно проживающее в РФ.

Иностранное лицо — лицо, не являющиеся лицом государства — члена Таможенного союза.

Лицо государства — члена Таможенного союза — юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве — члене Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза.

Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, от своего имени создавать для себя обязанности и исполнять их, гражданин должен быть дееспособным. Вопросы правоспособности и дееспособности граждан урегулированы в ГК РФ.

В ГК РФ закреплена равная для всех граждан правоспособность. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Они имеют в таможенной сфере те же права, что и российские граждане. Они несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях с российскими гражданами.

Иностранными гражданами являются граждане:

- полностью подчиненные юрисдикции российского государства (туристы, ученые, студенты, рабочие и специалисты, журналисты и некоторые другие);

- обладающие иностранным иммунитетом и привилегиями в полном объеме;

- обладающие дипломатической неприкосновенностью в ограниченных пределах.

Физические лица пользуются теми же правами по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, что и юридические лица. Однако при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу физическими лицами имеют значение цели перемещения, которые и необходимо установить: для личного использования или для коммерческих целей. Товары, предназначенные не для коммерческих целей, подлежат декларированию, таможенному оформлению и таможенному контролю в упрощенном порядке.

К специальным субъектам таможенного права таможенным законодательством Таможенного союза также отнесены декларант, таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, таможенные органы и их должностные лица и др.

3. Таможенный представитель. Таможенный перевозчик. Уполномоченный экономический оператор

В области таможенного дела наметилась тенденция к расширению сфер деятельности физических и юридических лиц, занимающихся профессиональным посредничеством.

Посреднические функции в этой области осуществляются таможенными представителями.

Таможенные представители являются субъектами таможенных правоотношений. Согласно п. 34 ч. 1 ст. 4, ст. 12 ТК ТС, таможенным представителем может быть юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, включенное в Реестр таможенных представителей. Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. На осуществление деятельности таможенного представителя лицензия не требуется.

Таможенным перевозчиком (ст. 18 ТК ТС, ст. 60 ФЗ-311) может быть юридическое лицо государства — члена Таможенного союза, включенное в Реестр таможенных перевозчиков. Деятельность таможенных перевозчиков лицензирована в ч. 3 ст. 18 ТК ТС. Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей. Взаимоотношения таможенного перевозчика с отправителем товаров строятся на договорной основе.

К числу международных организаций — субъектов таможенного права могут быть отнесены:

1. Совет таможенного сотрудничества, созданный в 1953 г. в Брюсселе. Россия как правопреемница СССР является членом этого Совета.

Высшим органом Таможенного союза стран — членов СНГ является Таможенный совет.

2. Всемирная торговая организация (далее — ВТО) создана в 1994 г. в ходе Уругвайского раунда ГАТТ (далее — Генеральное соглашение по тарифам и торговле), на котором было решено преобразовать ГАТТ в ВТО. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Она исходит из того, что мировая торговля должна развиваться по экономическим законам, никакие административные и дискриминационные методы регулирования недопустимы. Россия вступила в ВТО в августе 2012 года.

Уполномоченный экономический оператор (ст. 38–42 ТК ТС и ст. 85–96 ФЗ-311). ТК ТС предусматривает новый вид деятельности в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор, включенный в реестр, сможет применять специальные упрощения, предусматривающие временное хранение товаров на своих складах (открытых площадках, иных территориях), выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение отдельных таможенных операций, связанных с выпуском товаров, непосредственно на складах (открытых площадках, иных территориях) уполномоченного экономического оператора.

4. Структура, система и компетенция таможенных органов России

Система таможенных органов. ФТС РФ как федеральный орган исполнительной власти осуществляет непосредственное руководство таможенными органами и таможенным делом. Среди его основных задач — организация и совершенствование таможенного дела в стране. Он наделен полномочиями по созданию, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений и таможен, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Такие же полномочия в отношении таможенных постов отнесены к компетенции РТУ.

ФТС РФ разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями страны, независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

РТУ входят в единую систему таможенных органов РФ и осуществляют руководство таможенным делом на территории региона деятельности (подведомственного региона) под непосредственным руководством ФТС РФ.

В непосредственном подчинении РТУ находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные органы, за исключением таможенных органов, непосредственно подчиненных ФТС РФ. РТУ осуществляют деятельность по организации применения средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; контролируют правильность начисления и взимания таможенных платежей, осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов, а также культурных, исторических и археологических ценностей: проводят таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка их перемещения через таможенную границу; организуют и координируют деятельность по борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями в сфере таможенного дела; контролируют соблюдение при этом законности; координируют взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными органами; организуют валютный контроль, выполняют функции агента валютного контроля; обеспечивают контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организуют систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, принимают меры по охране таможенной границы Таможенного союза; организуют и ведут региональную таможенную статистику внешней торговли; выдают лицензии и квалификационные аттестаты на осуществление деятельности в области таможенного дела; обеспечивают ведение реестров; осуществляют ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; в пределах своей компетенции принимают решения по классификации товаров в соответствии с указанной номенклатурой; по согласованию с ФТС РФ осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, занимающихся вопросами таможенного дела; проводят контрольно-ревизионную работу; осуществляют мероприятия по совершенствованию единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Таможенного союза; проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела; организует кодификационную работу, обеспечивает таможенные органы региона, а также предприятия, учреждения и организации, подведомственные ФТС РФ и расположенные на территории региона, нормативными материалами.

Приоритетным направлением деятельности по формированию системы таможенных органов стало создание и дислокация таможен, организация и развертывание их работы.

Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. В зависимости от места размещения таможен и других объектов на территории страны они подразделяются на пограничные и внутренние.

К пограничным таможенным органам относятся таможенные учреждения, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границы государства, а также в аэропортах, морских и речных портах с международным сообщением. К ним относятся и пункты пропуска (переходов) всех видов автотранспорта через границу страны. Преимущественно они осуществляют регистрацию и контроль за пересечением грузов через границу страны и таможенный контроль пассажиропотоков.

Таможни, их подразделения, расположенные в местах концентрации участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории страны и осуществляющие таможенное оформление грузов, таможенные сборы и другие таможенные процедуры непосредственно на местах, относятся к внутренним таможенным объектам.

Такие объекты создаются при крупных железнодорожных узлах, промышленных и добывающих предприятиях, в административно-территориальных центрах.

Таможня — базовое звено таможенной системы. Функции ее сложны и многообразны. Продиктованы они тем, что на это звено возлагается центр тяжести всей работы по осуществлению таможенного дела. Реализации этих функций подчинена современная организационная структура таможни.

Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС РФ и непосредственным руководством РТУ, которому непосредственно подчинена таможня.

Но по решению ФТС РФ отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ФТС РФ. Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни также определяется ФТС РФ. Пределы подведомственного таможне региона могут не совпадать с административными границами субъектов РФ.

Таможня выполняет большой объем функций. Функции таможенных органов — это основополагающие направления их деятельности по реализации таможенной политики, организации таможенного дела и раскрывающие цели и задачи таможенной политики. Функции таможни можно разделить на регулятивные и охранительные.

В типовой структуре таможни обозначено место таможенных постов. Оно незаменимо в организационном построении и функциональном назначении таможни.

В то же время ФЗ-311 закрепил самостоятельное место таможенного поста в системе таможенных органов.

Таможенный пост — это линейное подразделение таможенной системы, с которого начинается осуществление дела по всей технологической цепи.

Правовой статус таможенных органов подробно определен в ряде нормативных актов. Одним из основных нормативных актов, который наиболее подробно определяет правовой статус таможенного поста и круг его деятельности, является общее положение о таможенном посте РФ.

В соответствии с данным положением таможенный пост РФ входит в единую систему таможенных органов и осуществляет свою деятельностью под непосредственным руководством таможни. Но некоторые таможенные посты подчиняются непосредственно региональному таможенному управлению.

В соответствии с решением ФТС РФ, в том числе по представлению либо с учетом мнения Управления или таможни, непосредственно подчиненной ФТС РФ, таможенный пост может быть наделен статусом юридического лица (ч. 5 ст. 10 ФЗ-311). Таможенный пост со статусом юридического лица имеет самостоятельный баланс, текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях, обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ, а таможенного поста со статусом юридического лица или подчиненного непосредственно ФТС РФ либо подчиненного таможне, непосредственно подчиненной ФТС РФ, — ФТС РФ.

Круг задач и функций таможенного поста значительно уже, чем у таможни, что предопределяет характер и объем предоставленных ему прав.