Это было самое долгое лето моей жизни. Мне исполнилось 7 лет, и я гордо объявляла это всем, добавляя, что в этом году пойду в первый класс.
Школа была моей мечтой по двум причинам. Первая причина — не надо ходить в детский садик, а главное спать там днём. А вторая — я очень хотела стать пионером.
Почему пионером? Мой старший брат, возвращаясь летом из пионерского лагеря, каждый раз рассказывал о пионерских сборах и играх, эстафетах и кострах. А ещё он был горнистом пионерской дружины.
Я же слушала его рассказы с замиранием сердца и до дыр зачитала книгу "Тимур и его команда". Да, я уже умела читать.
Каждый день приставала к маме с вопросом: «Когда же мы пойдём покупать мне школьную форму?» Но ответ был непоколебим: «В августе».
С трудом я дождалась этого, непонятно почему, именно августа. Мы с мамой, пошли в магазин за формой. Я бегала среди стоек с коричневыми платьицами и не могла поверить, что сейчас одно из них будет моё. Успокоив меня, мне подобрали платье, чёрный и белый фартуки, туфельки и даже портфель.
Я отказалась снимать форму в магазине и гордо шла в ней домой. Вдруг прямо на улице, к нам подошёл мужчина и предложил сфотографировать будущую первоклассницу.
У меня случилась незапланированная первая в жизни фотосессия. Оказалось, я этого и не знала, что мужчина работал фотокорреспондентом районной газеты «Путь октября» и моё фото было опубликовано в этой газете 24 августа.
31го августа я с утра приготовила форму, развесив и разложив всё по всей квартире.
Учебники в то время школьники получали сами в конце августа, просто зайдя в школьную библиотеку, мой брат утром сбегал за ними.
Мы с мамой завернули, все учебники в кусочки обоев, оставшихся от ремонта, аккуратно подклеили, один старенький, сложили все в портфель. Всё! Я готова бежать, а ждать ещё целый день…
1 сентября! Встали рано, мама, приготовив завтрак и причесав меня, ушла на работу. Мы с братом, позавтракав, отправились в школу.
Идти было далеко, километра полтора, надо преодолеть длинный мост через реку Дон и подняться в гору. В школу все ходили пешком, машин не было, а автобуса можно просто не дождаться. Брат, взяв у меня портфель, сначала шёл рядом, а потом побежал к друзьям, идущим впереди.
Я побежала за ним, но разве его догонишь. Оказавшись одна в потоке нарядных детей с портфелями в руках, я немного испугалась. И вот она — школа.
Я остановилась перед воротами двора школы: «А вдруг не найду класс, а вдруг...» И тут ко мне подошёл мальчик и почему-то, взяв за руку, сказал: «Пойдём вместе.» У дверей школы стоял, ожидая меня, брат. Он меня с мальчиком, которого звали Сашей, привёл в наш 1«А» класс.
Сказать, что моё сердце остановилось, ничего не сказать. Парты с откидывающимися крышками, коричневая доска и мел, заворожили меня.
Торжественная линейка, посвящённая началу учебного года, проходила в школьном дворе, затем было фотографирование на фоне школы
и снова класс. А там, на партах лежали новенькие буквари... увидев их, мы с Сашей тут же уселись на первую парту среднего ряда. Сидели мы вместе, кстати, всего несколько дней, так как стали разговаривать на уроках и вертеться. Нас рассадили.
Так и начались мои школьные годы.
Класс наш попал под какую-то экспериментальную программу, и первоклассники писали сразу в тетрадях с широкими линейками, минуя прописи. А ещё запретили писать, появившимися уже тогда шариковыми ручками.
Ручки у первоклассников, были только перьевые, а точнее авторучки, заправляющиеся при помощи пипетки на ней или поршня. Перья авторучек от нашего старания и сильного нажима то гнулись, то ломались. Была ещё одна проблема, когда похолодало. Мы, придя в школу на первый урок, достав ручку, начинали писать, а она не пишет.
И тут начиналось: кто на неё дышал, кто дул, кто тёр, а кто-то тряс ей, как мы стрясаем сейчас градусник... и брызги чернил летели по всему классу. В чернилах был и пол, и стены, и парты. А ещё они часто протекали и наши пеналы, да и руки были в чернилах практически всегда.
В ноябре, перед праздником Великой Октябрьской революции, который отмечался 7 ноября, нас приняли в октябрята: Мы пришли в школу в парадной форме. После уроков к нам в класс пришли пионеры, они вручили значки-звёздочки с портретом Ильича и поздравили каждого, подарив художественную книжку.
Затем класс разделили на "звёздочки", по списку классного журнала. Каждая "Звёздочка" состояла из пяти человек.
В свих " звёздочках" выбрали «должности»: командир «звёздочки», цветовод, санитар, библиотекарь, политинформатор.
Я была выбрана командиром «звёздочки» и, мама сделала мне нашивку на рукаве школьной формы в виде звёздочки.
Но моя "звёздочка" была необычна и состояла из шести учеников. Потому что в классе было 36 человек, а моя фамилия начиналась на букву "Я".
На стене класса появился плакат с " Правилами октябрят", которые мы выучили наизусть.
Октябрята — будущие пионеры;
Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших;
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут;
Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые;
Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
И наш класс действительно, хорошо учился, был прилежным и дружным. Мы любили свою первую учительница Нину Матвеевну Струкову, а она любя давала нам знания.
Октябрятами обычно ученики были до апреля 3го класса. 22го апреля — в день рождения Ленина, октябрят на линейке школы торжественно принимали в пионеры.
Но нашему классу повезло. Когда мы были в третьем классе, проходил Съезд партии — XXIV съезд КПСС (Коммунистической партии Советского Союза). Съезд был с 30 марта по 9 апреля 1971 года в Москве.
Именно в эти дни, нас торжественно, на сцене районного Дома Культуры, приняли в пионеры.
Мы хором сказали клятву пионера, которую к тому дню выучили наизусть и помним до сегодняшнего дня.
Текст пионерской клятвы был такой: «Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».
Под гимн СССР и звуки барабанов нам повязали галстуки и вручили пионерские значки.
После слов старшей пионервожатой: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!», и нашего ответа «Всегда готов!», нас поздравил с вступлением в пионеры директор школы Филатов А.И..
Это был один из самых замечательных и запоминающихся дней моей школьной жизни. Я на крыльях счастья бежала домой в распахнутом пальто, чтобы все видели на моей груди алый пионерский галстук и пионерский значок.
А на следующий день, уже в школе, назвав свой пионерский отряд "Орлята", мы выбрали девиз отряда: «Сегодня орлята, а завтра – орлы» и совет отряда.
Песней отряда стала: «Орлята учатся летать».
Слова песни, которую мы пели на пионерских сборах:
«Орлята учатся летать.
Им салютует шум прибоя,
В глазах их — небо голубое…
Ничем орлят не испугать,
Орлята учатся летать.
Орлята учатся летать, —
То прямо к солнцу в пламень алый,
То камнем падая на скалы,
И начиная жизнь опять, —
Орлята учатся летать.
Припев:
Непросто спорить с высотой,
Ещё труднее быть непримиримым…
Но жизнь не зря зовут борьбой,
И рано нам трубить отбой!
Бой! Бой!»
Чем же мы, будучи пионерами занимались?
- Ежемесячно проводили сборы,
- выпускали стенгазеты сидя вечерами практически всем классом в школе, рисуя и сочиняя.
- Участвовали зимой в военно-спортивных играх «Зарница».
- Весной собирали по дворам металлолом, а по домам — макулатуру.
- Помогали пожилым людям, на их дома прикрепляли звёздочки, у нас была та самая команда Тимуровцев, как в книге А.Гайдара.
- А ещё мы были пионервожатыми в младших классах, готовили их к вступлению в пионеры и ходили с ними в походы.
Это было действительно замечательное время школьных лет.
В 14 лет, я вступила в Комсомол, но свой пионерский галстук, на котором оставили в этот день пожелания и свои подписи одноклассники храню до сегодняшнего дня.
Статья написана для конкурса Дзен к 1 сентября. Условия конкурса по ссылке:
Всем приятных воспоминаний о школьных годах и удачи в этот день, который важен для каждого из нас.
Путешествуйте с Надеждой!