Найти в Дзене
ParfoPhrenia

Красная Москва. Запахи, как экспонаты

«Выставка посвящена парфюмерной индустрии в России 1920-1930-х. Более 200 экспонатов, от работ известных живописцев до винтажных аксессуаров и ольфакторных инсталляций, представляют индустрию красоты как историю развития города и преобразования советской повседневности. Хроника этих изменений звучит «голосами» работниц возрождающихся парфюмерных фабрик и москвичек, вместе с которыми взрослела культовая «Красная Москва». Центр Зотов порадовал москвичей и гостей столицы новым ольфакторным проектом. Если вы в Москве или планируете поездку, рекомендую закрыть этот обзор и самостоятельно, вживую погрузиться в этот интертеймент. Запахи тут, конечно, главные герои экспозиции, но для тех, у кого нет возможности приехать, будет много фотографий - это стоит хотя бы увидеть. Выставка довольно обширная, поделена на 10 тематических залов и открывается погружающей в дух эпохи - "Москвой пролетарской". "Сама красная Москва, молодая столица Страны Советов, в 1920–1930-е годы переживала второе рождение
«Выставка посвящена парфюмерной индустрии в России 1920-1930-х. Более 200 экспонатов, от работ известных живописцев до винтажных аксессуаров и ольфакторных инсталляций, представляют индустрию красоты как историю развития города и преобразования советской повседневности. Хроника этих изменений звучит «голосами» работниц возрождающихся парфюмерных фабрик и москвичек, вместе с которыми взрослела культовая «Красная Москва».

Центр Зотов порадовал москвичей и гостей столицы новым ольфакторным проектом. Если вы в Москве или планируете поездку, рекомендую закрыть этот обзор и самостоятельно, вживую погрузиться в этот интертеймент. Запахи тут, конечно, главные герои экспозиции, но для тех, у кого нет возможности приехать, будет много фотографий - это стоит хотя бы увидеть.

Выставка довольно обширная, поделена на 10 тематических залов и открывается погружающей в дух эпохи - "Москвой пролетарской".

"Сама красная Москва, молодая столица Страны Советов, в 1920–1930-е годы переживала второе рождение. Дома-коммуны, соседствующие со старомосковскими постройками, фабричные рабочие, делящие жизненное пространство с нэпманами и вчерашней буржуазией — именно в этом хаотичном, пахнущем керосином, пудрой, дешевой махоркой и цветущей сиренью ольфакторном пейзаже зарождалась советская парфюмерия."

И сразу, с порога, посетителям предлагается ощутить весь спектр ароматов города и вдохнуть из круглого окошка аромат влажной цветущей сирени, керосина, свежего горячего хлеба...

а также богомерзкой кислючей махорки и божественно прекрасной бани
а также богомерзкой кислючей махорки и божественно прекрасной бани
Дым отечества..
Дым отечества..

Дальше - целые стенды, посвящённые гигиене. С призывами не забывать о чистоте, и потрясающими до глубины души фактами тех лет, вроде этого: "На одного человека приходилось в год около 1,5 куска мыла".

Листайте》

Гвоздь программы

Наверное, главным экспонатом выставки можно назвать "парфюмерный орган". В кавычках, потому что он разительно отличается от того, что под этим названием обычно предполагается. Выглядит это сооружение (кстати, специально собранное для выставки), как... музыкальный орган.

Тут же короткая памятка для тех, кто не помнит, что такое бергамот или не знает, чем пахнут альдегиды:

-6

Памятная цитата Огюста Мишеля и короткая справка об этом выдающемся человеке:

Новые перспективы

На волне национализации, прокатившейся после 1917, косметические и парфюмерные фабрики через ряд слияний и переименований были объединены в трест высшей парфюмерии "Жиркость" или ТэЖэ. (Подробнее можно почитать здесь 》》)

Название "ЖирКость" (ох уж эти советские экспромты) - наследие треста жировой и костеперерабатывающей промышленности, который вместе с мыловаренными фабриками вошёл в новый трест ТэЖе, главным продуктом которого были мыловаренные товары.

-9

Уже позже парфюмерию вернули народу. Так в составе ТэЖе появилось ещё одно подразделение - Главпарфюмер.

Именно здесь возрождалась парфюмерия, которую чуть было не отменили с концами советские власти. Здесь же продолжил свою трудовую деятельность Огюст Мишель.

За занавеской из жемчужных нитей скрывается уголок еще одной знаковой фигуры - Полины Жемчужиной, управляющей "ТэЖэ" и активистки продвижения красоты в народные массы.

По-новому о старом

Особого внимания заслуживает реконструкция ароматов тех лет - Красный Мак, Магнолия, Северное Сияние, Кремль. Последний попал в самое сердце, просто не могла оторваться! Увы, я никогда не пересекалась с прародителем и, конечно, сравнить не могу.

Знающие люди говорят, что это был густо-помадный цветочный аромат.

Вон он
Вон он

То, что стоит на выставке - скорее фруктово-розный шипр, очень мягкий, без острых граней и, на мой взгляд, диссонирующий этой мягкостью с аутентичным флаконом и самим названием. Тем не менее, если эта работа (парфюмера Юлии Макаровой) мне ещё раз где-то попадётся, с удовольствием приобрету для подробного изучения. Кстати, консультант на парфоргане обмолвилась, что посетители выставки очень часто спрашивают, почему здесь не продаются духи. Присоединяюсь к народному негодованию и считаю это большим упущением организаторов.

Две звезды

Ещё одна легенда, по неизвестным мне причинам, не попавшая в список реконструированных - те самые Манон:

Настоян вечер на «Манон».
Тревожен запах гиацинтов...
Настоян вечер на «Манон». Тревожен запах гиацинтов...

Всю историю своего существования, вышедшие из-под руки одного парфюмера, два антагониста - нежный, зеленый, пудровый Манон и напористая, хара́ктерная, альдегидно-пряная Красная Москва соперничали за сердца модниц. Духи Манон, так же, как и главный символ советской парфюмерии, успели прожить долгую, яркую жизнь. Они выпускались вплоть до 80хх, но в конечном итоге, всё же остались, в отличие от Красной Москвы, только историей.

Особое место на выставке Красная Москва, конечно, занимает одноимённый аромат.

Кстати, интересный факт - фабрика Новая Заря, никоим образом не причастна к организации. Мне это кажется, как минимум, странным, но вполне укладывающимся в те тренды, что мы сейчас наблюдаем - никакого развития фабрики, тотальная стагнация по всем направлениям (боже, пошли им уже толкового управляющего 🙏 аминь).

Новая Москва

Кроме всего вышеозвученного, на выставке можно было прикоснуться

к театральной стороне тех лет:

-17

кинематографической:

-18

художественной:

поэтической:

-20

и даже немного социально-политической:

-21

… а также в специальных потайных уголках, за занавесками из красных нитей продолжить знакомиться с разными интересными ароматными экспонатами:

Послесловие

Ну, и в заключение, вот вам ещё ряд ароматических артефактов:

Выставка открыта до 19.10.2025.

Москва, Ходынская улица, 2 стр. 1 Галерея Зотов