Найти в Дзене

«Сезон чудес». Этот фильм называли бездарным, но песни из него навсегда остались в памяти

Оглавление

Музыкальная сказка «Сезон чудес» — детище переходной эпохи, причудливый артефакт, который для одних отсвечивает одной гранью, для других — радикально иной. Отзывы об этом фильме тоже сильно разнятся, причём хорошим тоном считается картину ругать: не всё в СССР было таким уж классным... Впрочем, суровые критики обычно снисходительны к музыке, которая жила отдельно от экранного воплощения.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Сезон чудес», который вышел в августе 1985 года, — наглядная иллюстрация творческого метода режиссёра, который, как правило, стремился воплотить на экране атмосферу весёлой романтики. За что, кстати, не раз попадал под огонь критики. Даже его легендарная комедия о мушкетёрах вызывает противоречивые оценки.

«Сезон чудес» привлекал внимание зрителей звёздным составом, ведь на экране блистали Алла Пугачёва и Михаил Боярский в зените славы (плюс ещё не достигший скандального статуса танцор Борис Моисеев в составе трио «Экспрессия»). Однако их присутствие, возможно, стало единственной точкой притяжения крайне незатейливой (иногда пишут — лубочной) истории.

Сюжет фильма рассказывает о художнике (его сыграл литовский актёр Арунас Сторпирштис), уставшего от столичной суеты и навязчивых гостей. Герой переезжает на дачу приятеля в поисках уединения и вдохновения. Но покоя нет и здесь, ведь сон и явь становятся неразличимы, а чудеса случаются буквально на каждом шагу! К тому же, на лоне природы художник встречает свою музу — прекрасную Таю.

Сам Юнгвальд-Хилькевич признавал фильм неудачным. На главную роль он хотел привлечь Яну Поплавскую, которую не отпустили с учёбы. Её заменила милая, но лишённая условной «загадочности» Лариса Шахворостова. Интерес режиссёра сместился в сторону музыкальных номеров и экспериментов с монтажом.

В итоге на экраны вышел странный гибрид, в котором врезки музыкальных номеров-клипов соседствуют с маловразумительным повествованием. «Сезон чудес» сложно воспринимать как серьёзное художественное высказывание, да такой задачи, видимо, и не ставилось.

Мюзикл вытягивают эстрадные звёзды. Газета «Смена» писала: «Недаром же в рекламных аннотациях к фильму ни о сюжете, ни об исполнителях центральных ролей — ни словечка, а появляющиеся на считанные минуты, "за уши притянутые" к фильму М. Боярский и А. Пугачёва набраны аршинными буквами. Грустно, но факт: популярные артисты оказались тут в малопривлекательной роли приманки для зрителя…»

Но с высоты прожитых лет не будем столь требовательны к фильму, который, несмотря на все свои недостатки, вызывает приятные ностальгические чувства. Даже в этой относительной неудаче проявился фирменный почерк Юнгвальд-Хилькевича: наивный романтизм, работа с чувствами и настроением. Спустя год тот же метод приведёт режиссёра к очаровательной ленте «Выше радуги» (1986).

Что касается музыки, то за дело взялись профессионалы. Песни были написаны Юрием Чернавским на слова Леонида Дербенёва. Первый — выходец из «Весёлых ребят», самый модный советский композитор 1980-х, синтезаторщик-экспериментатор, студийный кудесник, стоявший за альбомом «Банановые острова». Второй — мэтр песенной поэзии СССР.

Музыка для «Сезона чудес» записывалась в домашней студии Юрия Чернавского, который днями напролёт корпел над синтезаторами, выуживая из их недр странные тембры. Запись вокала и сведение осуществлялись в студии Аллы Пугачёвой в московском комплексе «Олимпийский», где финальный лоск на фонограммы наводил уже Александр Кальянов.

Михаил Боярский «Что с нами будет»

В 1980-е Михаил Боярский с подачи Юрия Чернавского отметился целой серией отборных психоделических номеров. «Что с нами будет» — настоящая головоломка, тревожный советский синти-поп в духе Гэри Ньюмана и The Human League. В тексте — стонущий в овраге леший, летающие тарелки, говорящие собаки, семиногие табуретки... И припев, выражающий настроение эпохи: «Что с нами будет? Пропадём совсем!»

Алла Пугачёва «Белая дверь»

«В нарисованных джунглях невозможно заблудиться...» Несомненно, один из поп-шедевров 1980-х, памятник синтезаторной меланхолии, смешанной с томительным чувством непредсказуемого будущего. Одна «Белая дверь» оправдывает существование фильма «Сезон чудес». Песня вышла на пластинке из серии «По вашим письмам» и звучала отдельно от фильма, покорив тогдашние хит-парады.

Алла Пугачёва «Робинзон»

Юрию Чернавскому и Леониду Дербенёву удалось создать натурального ушного червя, который, раз промелькнув в эфире, навсегда поселяется в памяти. Хит лета 1985 года, «Робинзон» звучал в пионерлагерях по всей стране, сопровождая танцы и зарядку. Легковесно и поверхностно? Но поп-музыка должна быть и такой, объединяющей своей доступностью. «Робинзон» покорил не только СССР. Записанная в Швеции англоязычная версия «Superman» вовсю гремела в Европе.

Михаил Боярский «Трёхголовый дракон»

Михаилу Боярскому не впервой было играть и Волка из сказки про семерых козлят, и Бармалея, и кота Матвея, и пирата. Но Змея Горыныча... Такая задача была поставлена перед актёром впервые! В результате появилась песня о том, каково это — быть трёхголовым. В наше время подобным расщеплением личности, пожалуй, никого не удивишь.

Алла Пугачёва «Отражение в воде»

Ещё одна памятная вещь, которая украсила «Сезон чудес». Философская лирика положена на расслабленный мотив в ритме регги и оформлена роскошными синтезаторными текстурами. Юрий Чернавский рассказывал об «Отражении в воде»: «В конце концов песня получилась совсем не "совковая" (что, видимо, и повлияло на её нескорую популярность) — слишком непривычной она была для слушателя в СССР 1980-х. Но, как показало время, восторженных слушателей для неё в стране нашлось немало».

«Было все — и ничего нету.
Мы — нигде, нигде, нигде,
А земля, деревья и небо,
И наши лица — лишь отражение в воде...»

Когда-то мир был понятен, но вот-вот его отражение в воде времени исказится, а знакомые ориентиры унесёт бурным потоком. Неповторимое ощущение середины 1980-х, тонко пойманное. В «Сезоне чудес» схвачена и законсервирована уходящая натура: оптимистическая вера в чудо и надежда на лучшее будущее. Никто пока не знает, чем всё обернётся буквально через несколько лет...

Спасибо за подписку! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и донатом!