"Каждый должен иметь право быть услышанным" - Лайонел Лог.
Это вдохновляющая история короля Георга VI о преодолении и принятии себя, основанная на реальных событиях.
Идея фильма зародилась в голове сценариста Дэвида Сейдлера, который сам в детстве страдал от заикания. Он начал изучать историю короля Георга VI, который также мучился этим недугом. Сейдлер видел в короле родственную душу и источник вдохновения. Его собственное заикание было настолько сильным, что он не мог произнести свое имя до 16 лет.
Ключевым источником информации для Сейдлера стали дневники Лайонела Лога, австралийского логопеда, который помогал королю. Внук Лога, Марк Лог, был соавтором книги "Король говорит! Как один человек спас монархию", которая вышла после успеха фильма. Именно Марк Лог предоставил Сейдлеру доступ к бесценным записям своего деда, проливающим свет на их уникальные отношения.
Сейдлер начал работать над сценарием еще в 1980-х годах. Он написал письмо Елизавете Боуз-Лайон (Королеве-матери, жене Георга VI), чтобы получить ее благословение на создание фильма. Она ответила, что история Лога и ее мужа "слишком болезненна" и попросила его не экранизировать ее при ее жизни. Сейдлер, из уважения, отложил проект на десятилетия. Он вернулся к нему только после смерти Королевы-матери в 2002 году, когда ему было уже за 70.
Дэвид Сейдлер (сценарист): "Я написал это для себя. Я был маленьким мальчиком с заиканием. Когда я узнал, что король Англии заикается, это было для меня огромным утешением. Я чувствовал, что если он может это сделать, то и я смогу."
Изначально Сейдлер задумал "Король говорит!" как театральную пьесу. Именно в этом формате он начал разрабатывать диалоги и структуру. Только позже, под влиянием продюсеров, он переработал ее в киносценарий.
Несмотря на свой оскароносный статус, фильм был снят с относительно скромным бюджетом в 15 миллионов долларов. Основные съемки заняли всего 39 дней.
Режиссер Том Хупер изначально хотел, чтобы фильм подчеркнул австралийское происхождение Лайонела Лога, но студия опасалась, что это может отпугнуть американских зрителей. Тем не менее, австралийский акцент Джеффри Раша и его характерная манера поведения явно указывают на корни его персонажа.
Хотя большая часть интерьеров снималась в Кнебуорт-Хаусе в Хартфордшире, некоторые сцены были сняты в реальных исторических местах. Например, сцены в Вестминстерском аббатстве снимались в Элийском соборе, а некоторые королевские резиденции были использованы для натурных съемок.
Сцена, где Лог заставляет Берти кричать ругательства, чтобы избавиться от заикания, стала одной из самых запоминающихся. Она вызвала споры из-за использования слова "fuck" (более 20 раз за минуту), что привело к рейтингу R в США. Позже, после успеха фильма, была выпущена отредактированная версия с рейтингом PG-13, где ругательства были заглушены, но она не имела широкого распространения.
Колин Фёрт, чтобы подготовиться к роли, много работал с логопедом, изучал исторические записи и видеозаписи короля Георга VI. Он отмечал, что самым сложным было не просто имитировать заикание, а передать его эмоциональное воздействие на человека.
Том Хупер сознательно стремился создать "анти-блокбастер" – фильм, который сосредоточен на интимных переживаниях двух людей, а не на масштабных событиях. Он использовал необычные ракурсы (широкоугольные объективы для крупных планов, чтобы подчеркнуть чувство клаустрофобии и дискомфорта короля), чтобы зритель буквально чувствовал себя в "шкуре" Берти.
Марк Лог и его брат Лайонел Лог-младший (внуки настоящего Лайонела Лога) присутствовали на съемках и консультировали создателей фильма, делясь семейными историями и уточняя детали. Они были очень довольны тем, как Джеффри Раш изобразил их деда.
Джеффри Раш (исполнитель роли Лайонела Лога): "Лайонел был внесистемным человеком, который пришел из Австралии и имел свой собственный подход к терапии. Он не боялся нарушать протокол, потому что для него главное было помочь человеку."
Колин Фёрт (исполнитель роли Георга VI): "Это был подарок. Роль, которая позволяла прикоснуться к такой глубине человеческого опыта. Ответственность была огромной, но и вдохновение – тоже." Он также отмечал: "Я был очень напуган. Я не хотел, чтобы это выглядело как карикатура, я хотел передать его боль и его мужество."
Хелена Бонэм Картер (исполнительница роли Королевы Елизаветы): "Королева-мать была невероятно сильной женщиной, настоящей опорой для своего мужа. Я старалась передать ее теплоту, ее стойкость и ее непоколебимую веру в Берти."
Том Хупер (режиссер): "Моей целью было поставить зрителя на место Берти. Показать, как заикание ощущается изнутри, каково это – быть королем, который не может говорить со своим народом."
Хотя фильм не получил официального одобрения от Букингемского дворца, сообщалось, что члены королевской семьи, включая королеву Елизавету II, видели фильм и он им понравился. Говорили, что Елизавета II нашла его "очень трогательным".
В фильме показано, что отношения между королем и Лога были глубокой дружбой, выходящей за рамки простой терапии. Дневники Лога подтверждают это. Они продолжали общаться и после коронации, и Лог был одним из немногих, кто оставался рядом с королем до самой его смерти.
Фильм вызвал огромный интерес к проблеме заикания и логопедии. Многие люди, страдающие от этого недуга, писали Сейдлеру и создателям фильма, благодаря их за то, что они так честно и глубоко показали эту проблему.
Никто не ожидал, что такой камерный, исторический фильм с такой деликатной темой станет мировым хитом. Его успех на Оскаре (4 премии, включая "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший актер" и "Лучший оригинальный сценарий") стал подтверждением того, что истории о человеческой борьбе и победе всегда находят отклик.
Этот фильм - не только история о заикании, но и поучительная история о преодоления любых личных препятствий, борьбы с неуверенностью в себе и поиска своего голоса, как в прямом, так и в переносном смысле.