Нет-нет. Это – не о том, как собирать букеты, так что флористы могут не читать! И не о том, сколько стоят букеты перед 1 сентября и 8 марта. Так что озадаченные приобретением букетов тоже могут не читать!
Предлагаю поговорить о том, как существует и меняется ритуал дарения и получения букетов.
Пишу накануне 1 сентября. Потому что это один из главных «букетных» дней в году. Наша традиция одаривать учителей разнообразными букетами сложилась уже много десятилетий назад. И мы несли в класс букеты. И дети наши. И внуки. Порой букеты такие огромные, что и не видно за ними маленького человечка. Но, ничего, несёт с гордо поднятой головой неизвестной ещё «тёте» букет, так принято.
Состав букетов, если помните, менялся. В моём детстве это были астры, флоксы, гладиолусы, редко – георгины. Вот, пожалуй, и всё. С той поры у многих моих ровесников астра – любимый цветок, навсегда закрепленный в значении цветка начала учебного года.
В конце ХХ века астры куда-то исчезли… Их заменили разнообразные неведомые цветы, хлынувшие к нам со всех сторон. Только бабушки на остановках и у метро ещё радовали оставшихся «любителей» этим разноцветным игольчатым чудом. Меня они радовали, но детям, в качестве подарка учителю, уже не дашь.
Началась «ярмарка тщеславия» родителей.
Уже и неудобно было нести в школу скромный букетик из цветов, например, с дачи. Даже георгины были не в чести. Надо сказать, что не только родительское желание продемонстрировать свой достаток тут проявилось, школа тоже подстрекала. Например, учитель мог намекнуть, чтобы дети принесли букеты, которые «не стыдно» потом отнести, например, директору или представителю властей.
В школе очень быстро проявляются «изгибы и деформации» общества, почти моментально. Продолжение темы здесь:
Ну что ж. Цветы подарены, самые пафосные букеты отобраны и перераспределены, а остальные? Остальные – в вёдра, а там – и на помойку. Слышали, наверное, нелестное название букета: веник…
Нервы, время, бюджеты семей потрачены. Принесли эти букеты кому-то радость, дал этот ритуал какой-то воспитательный эффект? Сомнительно… Были исключения? – Были, конечно. И учителя, просившие не тратиться на букеты: достаточно одного цветка, чтобы соблюсти традицию. И те, кто бережно расставлял букеты по классу в вазы и трогательно рассказывал о том, как приятно ему внимание учеников, и какое значение имеет сам факт преподнесения и получения букета.
Букеты часто становятся служителями тщеславия. Огромные букеты, немыслимые корзины с цветами. Что они выражают, кроме желания дарителя пустить пыль в глаза?
А вот момент повседневности, где любовь и тщеславие ходят рядом.
Цветы артистам после спектаклей или концертов. Что бы кто ни говорил, а артисты очень любят получать цветы на сцене. Именно - на сцене, а не у служебного входа, например. Им важна эта публичная демонстрация зрительской благодарности, они очень радуются. Причём качество цветов и букетов значения не имеет (букеты потом могут быть передарены гримёрам, костюмерам, оставлены в гримёрках.) Порой, даже не отдавая себе отчёт, артисты ревностно следят, кому подарили цветы, а кому – нет, и сколько. Не нужно их за это осуждать. Я, например, зная не понаслышке, сколько труда, нервов, сил отдают артисты зрителям, по возможности иду в театр с цветами, особенно – на премьеры. Не думайте, что жизнь артистов – праздник. Попробуйте сами всю жизнь сдавать экзамены (а спектакль или концерт – всегда экзамен)!
Однако, думаю, не раскрою секрет, что иногда и тут тщеславие берёт верх. Порой артисты или их представители (раньше - антрепренёры) сами покупают цветы для «группы поддержки». Есть такая довольно древняя «профессия» - клакер (слово французского происхождения: claque – хлопать). Люди, занимающиеся созданием искусственного успеха или провала артиста. За деньги. Или за право прохода на спектакли бесплатно, по контрамаркам. Есть много воспоминаний и информации о клаке Большого театра во времена СССР. Полагаете, этого сейчас нет?
С появлением онлайн-продажи и курьерской доставки цветов сам момент дарения исчезает.
Выбор - по фотографиям. Даритель не то, что не участвует в составлении букета, он вообще его в руках не держит. И не видит первую реакцию на букет одариваемого. А, значит, не получает никакого подкрепления своего поступка в виде удовольствия (или разочарования) от созерцания произведённого эффекта. Благодарность - в звонке или сообщении.
Хорошо, когда, выбирая букет для заказа, мы вкладываем в это какой-то смысл, подбираем те цветы, которые любимы одариваемым, то, что действительно понравится или подчеркнёт личностную составляющую. Это спасает ситуацию, цветы сами «говорят». А то, бывает, получаешь букет и поздравления от … курьера: и ему неловко, и тебе. Потом думаешь: «Спасибо, конечно! Но кому?»
Так какое значение имеют для нас полученные или подаренные букеты?
С вашего позволения возьму на себя смелость сказать, что многие – ни-ка-ко-го, кроме ритуального, кроме жеста!
Есть ли у вас самый запомнившийся букет? Сколько таковых было?
Я спросила об этом своих подруг.
И вот какие букеты им запомнились:
- Букет, подаренный трёхлетним сыном, составленный из цветов клубники с грядки.
- Букет, подаренный будущим мужем, который в школьные годы, в период ухаживаний, купил его на Черёмушкинском рынке и нёс пешком, чтобы не помяли в автобусе (8 километров).
- «ХарАктерный» букет, полученный от студентов. Они описали флористу характер и внешность подруги, и он выразил это в букете. Подруге запомнился.
- Недавно задумалась… А от кого я получила первый в жизни букет? Вспомнила. От мамы. Сирень по случаю окончания первого класса.
Ну, это - к примеру. Наверное, и вы вспомните какие-то особенные букеты. Особенные не по цене, не по роскоши, а по чувствам, которые в них вложены.
Ведь проживание момента дарения букета, искреннее, наполненное чувством – прекрасно. Сколь волнующим он может быть! А какая внутренняя борьба разворачивается в душе мальчишки-подростка, впервые решившего подарить букет понравившейся девочке: «Примет или нет? Что дарить? Как это делается-то? …» Опыт первого букета бывает и неудачным, поэтому есть немало мужчин, которые под разными предлогами стараются избегать этого жеста, ограничиваясь лишь формальными поводами.