Добрый вечер , уважаемые читатели! Написать эту статью меня сподвигло размышление о применении искусственного интеллекта в сфере изобразительного искусства, а еще точнее - в иконописи.
Невозможно в одной статье рассмотреть и не менее важную тему: христианское отношение к научно-техническому прогрессу, ведь ИИ его продукт. Но все же скажу, что научно-технический прогресс имеет основание в той самой Вавилонской башне, в энтузиазме ее строителей, в первом опыте глобализма, который был решительно остановлен Самим Богом. Поэтому использование различной техники и технологии тоже должно быть вдумчивым и осторожным, поскольку сейчас наука подошла к последнему рубежу - человеческому телу, и, кажется, оно ( тело) ее уже не останавливает.
Когда все изменилось
Христианин должен рассматривать любое явление в свете Закона Божия.
В грехопадении произошло такое искажение творческих способностей человека, такой раскол между сердцем и разумом, что отныне творческие (чаще всего изобретательские) способности никак не ограничены нравственным чувством. Точнее, они могут ограничиваться, но только лишь тогда, когда человек сам принял решение их ограничить на основании Закона Божия.
Думаю, несложно проследить как от эпохи Возрождения и до сего дня в европейской цивилизации (Россию из нее не выделяю) нарастало изобретательство и угасало творчество (изобразительное искусство, литература, музыка, театр).
Уже ко времени Первой Мировой Войны (можно утверждать, что и лет на 30 раньше, в конце XIX в.) искусство пришло в глубокий кризис, из которого оно не вышло до сих пор и утверждаю, что не выйдет, пока капитализм не будет разрушен как мир-система. Потому что в системе, где все, в том числе искусство, оценивается с точки зрения прибыли и конкурентоспособности, художникам места нет!
Так вот, с точки зрения конкурентоспособности, создание изображений, роликов, фильмов с помощью искусственного интеллекта - прибыльное дело. Главное, сначала, при раскрутке продукта, провести хорошо спланированную рекламную кампанию; затем приучить, подсадить потенциальных потребителей - и дело пойдет.
Творчество в сфере искусственного интеллекта
Творчество в сфере искусственного интеллекта невозможно! В основе изобразительного искусства лежит базовое понятие ОБРАЗ. Житие святого, икона, картина, изображающая святого, даже фильм- это художественный ОБРАЗ. Его создание - большой труд художника, мастера, который, прежде чем приступить к творческому процессу, должен проникнуться духом образа, собрать материал, изучить эпоху.
Искусственный интеллект не может создать художественный образ, образ может создать только человек, который есть образ Божий. Это основа основ.
Более того, далеко не всякий может создать художественный образ. Искус ИИ состоит в том, что любой человек может конструировать из определенной базы данных разные изображения , как говорится , без зазрения совести. Какая гордыня и тщеславие могут разрастись на этой почве!
Рождение художественного образа всегда происходит в творческих муках. Создавая то, или иное произведение, мастер в определенной степени меняется и сам.
Искусственный интеллект, разумеется, искажает историческую действительность, предельно упрощая ее, точнее, представляя так, как в него это заложили. Например, представляя людей Древней Руси в серых рубищах. Это в корне неверно! Одежда даже самого бедного крестьянина, тем более женщины, имела вышивку, особенно головной убор! Женщины носили украшения. Одежду красили в разные цвета. Но ИИ настроили таким образом, что все связанное со "стариной" представляется именно угрюмым и безликим.
Особо о портрете
Изображение человека - портрет - как вершина изобразительного искусства - присутствует только в европейской цивилизации. Исламский мир отвергает портрет (и изображение живого) в принципе. Цивилизации Индии и Китая знают изображение человека, но не всякое изображение человека есть портрет.
А протестантская Америка, вроде бы, дочь Европы, от Образа отреклась. Протестантское иконоборчество дало свои плоды в светской культуре: мир практически не знает американских художников с мировым именем. Нет художественного образа и в их фильмах. Зато есть Голливуд, где все предельно просто, есть комиксы и удовлетворяются "духовные" потребности, так же, как и плотские.
О применении ИИ в иконописи
Икона (греч. образ) - это вообще феномен, существующий только в Церкви. Художественный образ - понятие, напрямую связанное с мировоззрением человека, еще точнее, с вероисповеданием.
Цель художественного образа - направить к Первообразу ( если речь об иконе), или ( если речь о картине) - помочь погрузиться во внутренний мир героя, пройти его путь, сопереживать ему.
Наша Церковь всегда предельно осторожно относилась к образу, определив на Седьмом Вселенском Соборе, каким он должен быть. И она сохранила Образ, в том числе, и для светской культуры.
К своему сожалению, в интернете я наткнулась на создание не только икон, но и целых оживших с помощью ИИ житий святых (сообщество матушки Екатерины Муравьевой ВК) .
На сайте Треба онлайн https://treba-online.ru также "созданы" такие изображения. Святые нередко изображаются с закрытыми или полузакрытыми глазами, что недопустимо для иконы.
А вот и программа, которая позволяет рисовать подобные изображения.
Чем все это закончится?
Как я уже говорила в начале статьи, у нас, детей Адама, после грехопадения творческие способности не связаны напрямую с нравственным чувством. Чем могут закончиться игры в "иконопись" с искусственным интеллектом ?
Если христиане, создающие изображения и даже клипы по мотивам житий святых, имеют миссионерские цели, то есть ли предел их деятельности? Ведь, если "создают" клипы про святых, почему бы не "создать "клип на евангельские сюжеты? Дерзнем замахнуться на самое святое?
Но и здесь наши IT-мастера, как всегда, окажутся опоздавшими. Западные "христиане" уже создали голограмму ( то есть " живое " изображение ) Иисуса Христа, в церкви апостола Петра в швейцарском Люцерне. Такой Иисус разговаривает с прихожанами и даже принимает исповедь у желающих...
Взглянем, друзья, напоследок на картину Ильи Глазунова "Христос и антихрист". Антихрист будет во всем похож, очень похож на Господа Иисуса Христа! Как же важно, пока есть время научиться отличать Сына Божия от сына погибели!
Закончить сегодня хочу размышлением об иконе и художественном образе моего любимого философа Евгения Андреевича Авдеенко:
"До тех пор, пока у нас сохраняется образное мышление, пока мы можем созидать образы, до тех пор, пока у нас иконопочитание является органической частью нашей культуры. Вот одно это - иконопочитание - будет нас охранять. "