Вышедший в 1973 году очередной шедевр Жан Поля Бельмондо который был не просто обычным шпионским фильмом. Это был фильм о фильме где талантливый человек фантазирует в своих книгах и воображает себя героем ловеласом, которому всё по плечу, но в реальности почти неудачник. Бельмондо здесь играет не супермена а обычного человека, с которым зрителю проще себя отождествлять.
Изначально правда он не был фильмом Бельмондо. Пьер Ришар был первым выбором на главную роль а сценарием занимался Франсис Вебер. Да-да тот самый, с которым они соберут Игрушку, Невезучих, Папаш и прочее. Изначально он был сиквелом Высокого Блондина и там не было никакого писателя. По ходу действия Ришар должен был действительно превращаться в героя и крушить врагов налево и направо. Эта идея оказалась слишком смелой и сценарий переработал Жан-Поль Раппно, добавив туда писателя и женщину ставшую прототипом девушки героя из книги.
Впрочем расстраиваться Ришару и Веберу не пришлось ибо сиквел увидит таки свет через год да и звездный час их ещё настанет.
Бельмондо же нуждался в хите который поможет ему оправиться после неудачи с фильмом Скумон приносящий беду (1972), пострадавшим из за неадекватного монтажа. Для осуществления своих идей он привлёк постановщика с которым взлетел это Филипп Де Брокка (Человек из Рио, Китаец в Китае).
Кратко о сюжете.
Первые двадцать минут мы видим шпионский комедийный боевик в стиле Бельмондо, а затем когда становится действительно жарко ломается четвёртая стена (по ходу это случиться не раз). В кадр входит уборщица, которая плавно переносит нас в обычную захудалую квартиру в старом доме, в бедном квартале. Жилец - писатель полная противоположность внешне книжному герою по имени Франсуа Марлен. Ему 40 (как и актёру), он разведён и иногда к нему заходит сын-подросток на чай.
Книги стали его хобби. Он создал уже 41 книгу про шпиона Боба Сэнклера, но не получил достойных отчислений ибо главный редактор настоящий жлоб и жалуется на плохую работу творца. А Франсуа тот ещё фантазер и сделал редактора главным злодеем романа и заодно придумал герою спутницу по образу соседки с верхнего этажа Кристины в исполнении британки Жаклин Биссет. Помимо всего прочего он ещё любит "уничтожать" в своих романах нерадивых ему граждан. Так под раздачу попал электрик, отказавшийся наладить проводку в ванне.
Надо сказать что злодеи и ситуации в фантазии автора выглядят смешно и карикатурно, но в этом наверное и заключается суть чтобы книгу не воспринимать серьёзно. Тем более первая половина фильма это ураганный шпионский экшн, а вторая развивает личную драму аутсайдера, коим является Франсуа Марлен и его взаимоотношение с женщиной.
В ту пору стало обычным делом в национальном французском давать местному актёру в напарницы британскую актрису. Спустя пару лет отличиться тот же Ришар с Джейн Биркин в Не упускай из виду.
В фильме заметный контраст между героями и реальными людьми. В начале Боб Сенклер ловелас в дорогих костюмах, Франсуа же небрит, не причёсан и ходит в старых шмотках да и жилье не сахар. Он безответно влюблен в Кристину и находит утешение в писательстве. И погода постоянно дождливая в то время как в книге всегда светит солнце и пляжи. Впрочем ближе к финалу всё преображается, тоже самое происходит и с Кристиной, которая по началу выглядит и одета невзрачно, затем она становится более привлекательной.
Занятна первая встреча героев в лифте где они друг другу ни слова ни говорят. Когда же Кристина наконец-то появляется на пороге Франсуа то страстно желает прочесть все книги о похождениях Сенклера, но только из профессионального интереса. Она хочет изучить феномен Боба Сенклера а заодно и понять душу человека изобразившего его. Тот понимает все неправильно, что приводит к курьёзу из-за чего уже супер шпион становится развалиной. Смешно, но ведь Бельмондо весьма точно угадал нерв эпохи.
С прокатом в СССР в 1975 году возникли сложности из за слишком смелой подачи картины. Особо кровавой и пафосной выглядела сцена с расправой со злодеями в пирамиде или расстрел электрика, который в реале отказался чинить проводку пока не наладят санузел. Кстати и злодей который был в оригинале агентом КГБ был переименован в немца Карпштоффа, а спутница Татьяна из книг стала Дианой. Под нож пустили две сцены.
- Первая это беседы Кристины со студентами по поводу отношений с Марленом. Там один из парней спрашивал её спала ли он с ним.
- Вторая в конце где Франсуа наблюдая за банкетом в квартире сверху решил круто изменить сюжет, сделав Сенклера не "тем человеком" и даже помирить его с Карпштоффом. Подробности описывать не буду, просто посмотрите полную версию сами.
В этом фильме основной персонаж Бельмондо - Франсуа Марлен выполняет в кадре всего один трюк, что стало минимальным на то время. Речи идёт о падении в окно в комнату с вечеринкой. Львиная доля выпала на долю Сенклера, но эти фантазии учитывать не стоит.
Фильм впоследствии повлиял на многие картины так например в 1996 вышел Король приключений с Джетом Ли в главной роли с такой же идеей. Правда повторить успех великолепного так ни у кого и не вышло, что лишний раз доказывает что у французов свой неповторимый шарм и если ты не метр вроде Джеймса Кэмерона то догнать и тем более превзойти оригинал не выйдет.