Найти в Дзене
Иван Бронзов

Великолепный, как Бельмондо Джеймса Бонда пародировал

Вышедший в 1973 году очередной шедевр Жан Поля Бельмондо который был не просто обычным шпионским фильмом. Это был фильм о фильме где талантливый человек фантазирует в своих книгах и воображает себя героем ловеласом, которому всё по плечу, но в реальности почти неудачник. Бельмондо здесь играет не супермена а обычного человека, с которым зрителю проще себя отождествлять.

Изначально правда он не был фильмом Бельмондо. Пьер Ришар был первым выбором на главную роль а сценарием занимался Франсис Вебер. Да-да тот самый, с которым они соберут Игрушку, Невезучих, Папаш и прочее. Изначально он был сиквелом Высокого Блондина и там не было никакого писателя. По ходу действия Ришар должен был действительно превращаться в героя и крушить врагов налево и направо. Эта идея оказалась слишком смелой и сценарий переработал Жан-Поль Раппно, добавив туда писателя и женщину ставшую прототипом девушки героя из книги.

Впрочем расстраиваться Ришару и Веберу не пришлось ибо сиквел увидит таки свет через год да и звездный час их ещё настанет.

Бельмондо же нуждался в хите который поможет ему оправиться после неудачи с фильмом Скумон приносящий беду (1972), пострадавшим из за неадекватного монтажа. Для осуществления своих идей он привлёк постановщика с которым взлетел это Филипп Де Брокка (Человек из Рио, Китаец в Китае).

Кратко о сюжете.

Первые двадцать минут мы видим шпионский комедийный боевик в стиле Бельмондо, а затем когда становится действительно жарко ломается четвёртая стена (по ходу это случиться не раз). В кадр входит уборщица, которая плавно переносит нас в обычную захудалую квартиру в старом доме, в бедном квартале. Жилец - писатель полная противоположность внешне книжному герою по имени Франсуа Марлен. Ему 40 (как и актёру), он разведён и иногда к нему заходит сын-подросток на чай.

Злодей справа был озвучен актёром подарившем голос Капитану Врунгелю
Злодей справа был озвучен актёром подарившем голос Капитану Врунгелю

Книги стали его хобби. Он создал уже 41 книгу про шпиона Боба Сэнклера, но не получил достойных отчислений ибо главный редактор настоящий жлоб и жалуется на плохую работу творца. А Франсуа тот ещё фантазер и сделал редактора главным злодеем романа и заодно придумал герою спутницу по образу соседки с верхнего этажа Кристины в исполнении британки Жаклин Биссет. Помимо всего прочего он ещё любит "уничтожать" в своих романах нерадивых ему граждан. Так под раздачу попал электрик, отказавшийся наладить проводку в ванне.

Надо сказать что злодеи и ситуации в фантазии автора выглядят смешно и карикатурно, но в этом наверное и заключается суть чтобы книгу не воспринимать серьёзно. Тем более первая половина фильма это ураганный шпионский экшн, а вторая развивает личную драму аутсайдера, коим является Франсуа Марлен и его взаимоотношение с женщиной.

В ту пору стало обычным делом в национальном французском давать местному актёру в напарницы британскую актрису. Спустя пару лет отличиться тот же Ришар с Джейн Биркин в Не упускай из виду.

В фильме заметный контраст между героями и реальными людьми. В начале Боб Сенклер ловелас в дорогих костюмах, Франсуа же небрит, не причёсан и ходит в старых шмотках да и жилье не сахар. Он безответно влюблен в Кристину и находит утешение в писательстве. И погода постоянно дождливая в то время как в книге всегда светит солнце и пляжи. Впрочем ближе к финалу всё преображается, тоже самое происходит и с Кристиной, которая по началу выглядит и одета невзрачно, затем она становится более привлекательной.

Занятна первая встреча героев в лифте где они друг другу ни слова ни говорят. Когда же Кристина наконец-то появляется на пороге Франсуа то страстно желает прочесть все книги о похождениях Сенклера, но только из профессионального интереса. Она хочет изучить феномен Боба Сенклера а заодно и понять душу человека изобразившего его. Тот понимает все неправильно, что приводит к курьёзу из-за чего уже супер шпион становится развалиной. Смешно, но ведь Бельмондо весьма точно угадал нерв эпохи.

С прокатом в СССР в 1975 году возникли сложности из за слишком смелой подачи картины. Особо кровавой и пафосной выглядела сцена с расправой со злодеями в пирамиде или расстрел электрика, который в реале отказался чинить проводку пока не наладят санузел. Кстати и злодей который был в оригинале агентом КГБ был переименован в немца Карпштоффа, а спутница Татьяна из книг стала Дианой. Под нож пустили две сцены.

  • Первая это беседы Кристины со студентами по поводу отношений с Марленом. Там один из парней спрашивал её спала ли он с ним.
  • Вторая в конце где Франсуа наблюдая за банкетом в квартире сверху решил круто изменить сюжет, сделав Сенклера не "тем человеком" и даже помирить его с Карпштоффом. Подробности описывать не буду, просто посмотрите полную версию сами.
Кадр из удалённой сцены
Кадр из удалённой сцены

В этом фильме основной персонаж Бельмондо - Франсуа Марлен выполняет в кадре всего один трюк, что стало минимальным на то время. Речи идёт о падении в окно в комнату с вечеринкой. Львиная доля выпала на долю Сенклера, но эти фантазии учитывать не стоит.

Фильм впоследствии повлиял на многие картины так например в 1996 вышел Король приключений с Джетом Ли в главной роли с такой же идеей. Правда повторить успех великолепного так ни у кого и не вышло, что лишний раз доказывает что у французов свой неповторимый шарм и если ты не метр вроде Джеймса Кэмерона то догнать и тем более превзойти оригинал не выйдет.