Эта история создания культовой советской комедии «Бриллиантовая рука» гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Её корни уходят в серию журналистских расследований о контрабанде, где авторы сценария, Яков Костюковский и Морис Слободский, обнаружили захватывающую деталь: швейцарские контрабандисты использовали гипс на руке для провоза золота. Эта находка стала отправной точкой для сценария, в центре которого оказался Семён Семёнович Горбунков, обычный советский гражданин, случайно втянутый в международную аферу. Ирония ситуации заключалась в том, что советское законодательство жестко карало вывоз драгоценностей, а герои комедии, напротив, занимались их тайным ввозом — этот комический контрапункт стал одной из основ юмора фильма.
Костюковский и Слободский, ранее сотрудничавшие с Леонидом Гайдаем над «Операцией Ы» и «Кавказской пленницей», специально писали сценарий «под Гайдая», чья режиссерская рука и творческий вклад стали неотъемлемой частью успеха фильма. Роль Горбункова с самого начала задумывалась для Юрия Никулина, которого, как и многих, изначально удивила сама идея тайного ввоза драгоценностей. Примечательно, что в фильме снялась вся семья Никулина: его жена Татьяна сыграла экскурсовода в Стамбуле, а сын Максим появился в эпизодической роли мальчика, идущего по воде – это ещё один незаметный, но важный штрих, добавляющий теплоту и личный оттенок в общую картину.
Однако, путь фильма к экрану был нелёгким. Руководство «Мосфильма», одобрив сценарий, потребовало значительных правок. Требовались более активная роль милиции, полное удаление сцены с пионерами, поздравляющими «Шефа», сокращение бытовых сцен, вырезание политически окрашенных фраз и значительное уменьшение роли управдома. Более того, студия рекомендовала отдать роль контрабандиста Геши Георгию Вицину. Гайдай, понимая, что приглашение Вицина неизбежно вызовет ожидания появления и Евгения Моргунова в паре с ним, проигнорировал это предложение, сохранив тем самым уникальную атмосферу фильма.
На роль Геши Козодоева сам пришёл Андрей Миронов, увидевший в персонаже сходство с Фигаро, роль которого он играл в театре. Пробы Миронов прошёл блестяще, однако, съёмки омрачились напряжёнными отношениями между ним и Нонной Мордюковой. Несмотря на минимальное пересечение их сцен, атмосфера на площадке была накалена. Мордюкова презрительно называла Миронова «маменькиным сынком», а он, в свою очередь, публично указывал на её небольшие ошибки. Это соперничество, несомненно, оставило свой отпечаток на съёмках.
Забавный и запоминающийся язык контрабандистов и девушки лёгкого поведения — это не просто набор случайных слов. Это специально придуманная тарабарщина, плод совместной импровизации Леонида Гайдая и Леонида Каневского. Слово «мордюк» было откровенной отсылкой к Нонне Мордюковой, а фраза «березина команит» — юмористическая деформация фамилии супруги Каневского, Анны Березиной.
Роль девушки лёгкого поведения, незабываемой благодаря фразе «цигель-цигель ай-лю-лю», сыграла Валентина Островская, простая диспетчер автобазы, случайно попавшая в поле зрения помощницы режиссёра. Её эффектная внешность привлекла внимание, и Островская, не планировавшая актерскую карьеру, снялась в двух фильмах, после чего больше не появлялась на экране.
Даже эпизодические роли в «Бриллиантовой руке» имеют интересные истории. Леонид Плешаков, журналист «Огонька», приехал на съемочную площадку взять интервью у Юрия Никулина. Гайдай, увидев Плешакова, сразу понял, что такой типаж нужен в фильме. Так журналист, с его мрачным видом и медальоном в виде черепа, появился в одной из сцен, задавая свои загадочные вопросы Семёну Семёнычу. Этот эпизод, как и многие другие, подчеркивает мастерство Гайдая в создании живой и неповторимой атмосферы фильма, где каждая деталь играет свою роль в общей картине успеха. Даже небольшие эпизоды, на первый взгляд незначительные, имеют свою историю и свою интересную закулисную жизнь.
Съёмки сцены рыбалки в культовой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» стали настоящим испытанием для Анатолия Папанова. Представьте себе: холодная вода, температура всего +8 градусов, а ему приходится часами сидеть в ней, изображая рыбака. Каждый неудачный дубль, а их было немало из-за технических накладок оператора, приводил к новому погружению в ледяную воду. Терпение Папанова, казалось, было неисчерпаемым, но когда очередной дубль был испорчен по вине оператора, актёр, вынырнув из воды, не сдержался и выпалил: «Идиот!». Эта импровизация, запечатлённая камерой совершенно случайно, стала настоящим подарком для Гайдая. Режиссёр, увидев искреннюю, полную эмоций реакцию Папанова, мгновенно оценил её художественную ценность и принял решение включить этот эпизод в финальный монтаж фильма. Эмоциональная правда, запечатленная в этом коротком крике, стала одной из самых запоминающихся сцен картины.
Не меньшее количество курьезов сопровождало съёмки сцены с мороженым. Эпизод, где герой Андрея Миронова покупает детям эскимо, а жене Горбункова — цветы, кажется простым и незамысловатым, но на самом деле скрывает за собой несколько интересных деталей. Два эскимо на палочках и два цветочка – такая режиссёрская деталь создаёт забавный, немного наивный, но очень милый образ. Далее, в следующем кадре, дети уже с удовольствием лакомятся мороженым, но не из тех самых эскимо на палочках, а из вазочек. Эта визуальная подмена – ещё одна режиссёрская хитрость, добавляющая сцене легкость и юмор.
А сцена, где сын Горбункова бросает мороженым в Гешу (Андрея Миронова), и вовсе полна забавных неожиданностей. На самом деле вместо мороженого ассистент режиссёра восемь дублей подряд кидал в Миронова творог! Творог, как выяснилось, прилипал к костюму гораздо эффектнее, чем мороженое, что значительно упростило процесс монтажа и позволило добиться нужного визуального эффекта.
Задумка лирического финала картины существенно отличалась от того, что мы видели на экране. В первоначальном варианте, вся семья Горбункова выходит из подъезда, у Семёна Семёновича обе руки в гипсе, а Надежда, взяв его под руку, шепчет ему на ухо: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребёнок!». Однако, Гайдай, боясь критики за слишком "бытовые" зарисовки, решил изменить финал, отказавшись от этой нежной и трогательной сцены.
Даже в финальной сцене была не запланированная неприятность. Крюк подъёмного крана, опускавший Никулина, ударил его по-настоящему. Юрий Никулин не ожидал, что его опустят до самого конца. Этот непредвиденный инцидент, хотя и не был включен в сценарий, был оставлен в фильме, добавив ему дополнительной достоверности.
Безусловный успех «Бриллиантовой руки» превзошёл все ожидания. Фильм посмотрело более 76 миллионов человек! Триумф картины был грандиозным: восторженные отзывы зрителей, положительные рецензии прессы и критиков, высокий прокат – все это свидетельствовало о безусловном шедевре. «Бриллиантовая рука» заняла первое место в советском прокате и завоевала сердца миллионов зрителей, прочно закрепившись в тройке лидеров за всю историю советского кинопроката, уступив лишь таким кинолентам, как «Пираты XX века» и «Москва слезам не верит». Этот фильм стал не просто комедией, а настоящим культурным феноменом, который продолжает радовать зрителей и сегодня, показывая нам, как мастерство актёров, режиссёра и художников может создать подлинное произведение искусства, наполненное юмором, добротой и неповторимым шармом.
В итоге, «Бриллиантовая рука» – это не просто комедия, а целый слой советской истории, сотканный из творческих находок, случайностей, взаимоотношений актеров и режиссерской интуиции. Каждый кадр, каждая фраза пропитаны духом эпохи, юмором и неповторимым стилем Леонида Гайдая.