Многие люди (и я в том числе) любят отдыхать по системе все включено в Турции. А почему бы не любить: цены на такой отдых могут быть дешевле, чем цены на отдых в России. Климат в Турции стабильный, море теплое, о еде думать не надо - питание ведь включено в стоимость.
В отеле в Турции отельные гиды того туроператора, у которого вы купили путевку (например, Pegas Touristic, Anex Tour или Coral Travel), предлагают вам приобрести экскурсии. И здесь среди туристов возникают споры.
Не слишком ли дорого просят гиды Pegas Touristic, Anex Tour или Coral Travel за экскурсии? Разве на улице в Турции или в интернете у местных фирм не выгоднее купить те же самые экскурсии? Зачем переплачивать?
Я очень люблю экскурсии по Турции по живописным и историческим местам. Я побывал где-то в 15 различных экскурсий в Турции. В основном, я покупал эти экскурсии у отельных гидов туроператоров Pegas Touristic, Anex Tour или Coral Travel, но приходилось бывать и на экскурсиях от уличных фирм и от местных фирм, у которых я покупал экскурсии с помощью интернета.
То есть, я знаю предметную область данной проблемы.
Призываю прочитать эту статью отельных гидов крупных туроператоров Pegas Touristic, Anex Tour или Coral Travel, чтобы лучше презентовать свои экскурсии. Также данная статья будет полезна туристам, которые, может быть, пока не совсем знакомы с экскурсионным бизнесом Турции и смогут с помощью данной статьи сделать правильный выбор.
В первую очередь, поговорим о том, а стоит ли вообще ездить по экскурсиям в Турции.
Может быть, лучше ограничиться пляжным отдыхом и отдыхом в отеле? Зачем тратить время и деньги на экскурсии?
Я бы однозначно рекомендовал ездить по экскурсиям в Турции. Если ваш отдых в Турции длится неделю, то стоит хотя бы один раз съездить на экскурсию. Так ваш отдых станет еще более наполненным. Турция - это потрясающе богатая природными красотами и историческими достопримечательностями страна.
Стамбул, Демре-Мира-Кекова (храм Святого Николая), обзорные экскурсии по Анталии, Алании, Сиде, Зеленый каньон в Манавгате, Памуккале, озеро Салда, Каппадокия - это лишь малый список потрясающе интересных экскурсий в Турции.
Но эти экскурсии будут интересными, только если вас будет в них сопровождать профессиональный гид, гид - яркая и интересная личность.
И здесь гиды крупных туроператоров, таких как Pegas Touristic, Anex Tour или Coral Travel, разительно отличаются от гидов, которых вам предоставит уличная фирмешка или мелкая фирма из интернета.
Чтобы дальше не писать Pegas Touristic, Anex Tour или Coral Travel, давайте дальше я буду писать просто Pegas, подразумевая под этим любого из трех вышеуказанных туроператоров. Я отдыхал в Турции только с этими тремя туроператорами, и экскурсионные гиды этих туроператоров мне очень понравились.
Что представляет собой экскурсионный гид Pegas?
Это чаще всего гражданин Турции, знающий и любящий Турцию. Этот турок несколько лет изучал русский язык и чаще всего долгое время жил в России. Также этот турок прекрасно знает историю как турецкую, так и российскую. То есть это высокообразованный турок, мультикультуралист.
В результате, от экскурсии с таким профессиональным гидом ты получаешь большое удовольствие от новых знаний об истории и жизни в Турции.
Например, в одной из экскурсий, на которых мне удалось побывать, мы выезжали на автобусе на какую-то улицу, и гид Pegas вдруг произнес: “Дорогие дамы и господа, мы сейчас будем ехать по главной улице Анталии - улице Ленина… Ну то есть, на самом деле, это улица Ататюрка…Аналог вашей улицы Ленина”.
То есть гиды Pegas являются яркими и высокообразованными личностями.
Что же представляют собой гиды уличных фирм и мелких фирм из интернета?
Приведу личный пример. Я недавно отдыхал в Турции в Сиде. Мне давно хотелось посетить старую Анталию - Калеичи: хотелось посмотреть ворота Адриана, смотровую площадку и красивый лифт в порту старой Анталии, средневековые здания. У Pegas экскурсии в старую Анталию не было, потому что это далеко от Сиде - 1,5 часа на автобусе. Поэтому я купил эту экскурсию у местной фирмы в Сиде, которую я нашел по рекомендации в видеороликах крупного блогера с большим числом подписчиков.
Каково гида я в итоге получил от мелкой экскурсионной фирмы?
Пришла женщина гид, здесь и далее Гидша. Туристы стали задавать ей вопросы про историю Турции и про жизнь в Турции.
Туристы: - Откуда пришли турки в современную Турцию?
Гидша: - Из Средней Азии, из Туркменистана.
Туристы: - Чем сельджуки отличаются от османов?
Гидша: - Это одно и то же. Просто сначала было название сельджуки, а потом появилось название османы.
Туристы: - А у какой мечети в Турции самое большое число минаретов?
Гидша: - У Айя Софии, которая раньше была храмом Святой Софии. Шесть минаретов.
Туристы: - А есть же еще Голубая мечеть, там сколько минаретов?
Гидша: - Я же и говорю Айя София, она же Голубая мечеть, шесть минаретов.
Вот такого уровня экскурсоводов предоставляют мелкие экскурсионные фирмы. На самом деле, согласно официальной точке зрения, турки переселились в современную Турцию не из Туркменистана, а с Алтая. Сельджуки и османы - это разные народы. Да, османы покорили сельджуков и многие сельджуки ассимилировались в османов, но нельзя сказать, что сельджуки и османы - это одно и то же. Ну, это ладно, история постоянно переписывается, может быть мы чего-то не знаем, и турки и туркмены - это, может быть, одно и то же.
Но у Айя Софии не шесть минаретов, а четыре. Ладно, это тоже можно простить. Но сказать, что Айя София это и есть Голубая мечеть - это все равно, что сказать, что Эрмитаж - это и есть Третьяковская галерея.
Помимо незнания истории, Гидша продемонстрировала и житейские незнания. Гидша заявила, что она много лет уже проживает в Сиде, и все о местном районе знает. Мы спросили у Гидшы, а что за базар бывает рядом с нашим отелем.
Гидша ответила: “Зелень всякую продают, овощи, фрукты. Нечего вам там делать”.
А оказалось, что это был не овощной базар, а еженедельный вещевой рынок.
По итогам данной экскурсии, я по WhatsApp спросил у фирмы, в которой мне продали экскурсию в Калеичи, почему и них такие экскурсоводы. Эта фирма мне ответила, что хороший экскурсовод стоит очень дорого, цена за экскурсию была бы тогда, не 35 долларов, а 60 долларов.
Но не только уровнем экскурсоводов отличаются экскурсии Pegas и мелких фирм.
В данной экскурсии в Калеичи от мелкой фирмы, нас подсадили в автобус к немецким туристам. Нас посадили на задние сидения. Впереди автобуса в микрофон говорил немецкоговорящий гид для немецких туристов, а Гидша подсела к нам - русскоговорящим туристам, чтобы нам что-то рассказывать. Так мы, с одной стороны, могли бы слушать ее, а с другой стороны, она бы не мешала немецкоговорящему гиду.
В экскурсиях Pegas такого даже представить нельзя.
Так же, как нельзя представить, что в экскурсии Pegas вы будете ожидать обед 45 минут, что было в этой экскурсии в Калеичи от мелкой фирмы.
А вообще, с точки зрения экономики, могут ли экскурсии от мелких уличных фирм быть более дешевыми, чем экскурсии Pegas?
С точки зрения экономики, ожидать этого не приходится. Ведь у мелких фирм малые объемы, малое количество туристов. У Pegas же есть доступ к каждому своему туристу с помощью отельного гида, то есть в наличии точка взаимодействия с клиентом. У мелких фирм нет доступа к большому количеству клиентов. А где большие объемы, там всегда более низкие цены.
И ожидать от мелких фирм более низкой цены, чем от Pegas - это все равно, что ожидать, что в одиночном продовольственном магазине на первом этаже подмосковного отдельно стоящего жилого комплекса цены будут ниже, чем в Пятерочке. Но нет, цены в Пятерочке будут в 2-3 раза ниже, чем в несетевом магазине, поскольку Пятерочка торгует огромными объёмами товаров в отличие от несетевых магазинов.
Откуда же взялись мифы о том, что у мелких фирм можно купить экскурсии дешевле, чем у Pegas?
У этих мифов 2 источника.
Первый источник - это контакты с уличными продавцами экскурсий. Эти уличные продавцы экскурсий действительно называют цены за экскурсии на 5-10 долларов ниже, чем у Pegas. Правда, эти уличные продавцы не уточняют, что за эти деньги покупатель получит совсем другую услугу, например:
-без профессионального гида,
-без посещения определенных мест, билеты в которые надо покупать отдельно,
-автобус без кондиционера,
-без обеда и прочее.
Чудес не бывает. Оптом всегда дешевле, чем в розницу. Pegas торгует оптом, мелкая фирма - в розницу. Поэтому мелкая фирма за ту же цену, что и Pegas, может продать лишь экскурсии гораздо более низкого качества.
Второй источник мифов о низких ценах экскурсий у мелких фирм - это крупные блогеры, которые зачастую и владеют этими мелкими экскурсионными фирмами, рекламируя их в своих видео роликах.
Особенно мне нравится один блогер. Он делает видеобзоры дорогих отелей в Турции стоимостью около 500 тысяч рублей на двоих в неделю. В эти видеообзоры данный блогер вставляет рекламу своей экскурсионной фирмы, у которой экскурсии стоят на 5 долларов дешевле, чем у Pegas. Этот блогер все время повторяет, что у Pegas (крупных туроператоров) цены на экскурсии невероятно высоки.
Но с другой стороны, можно ведь купить экскурсию у Pegas на пять долларов дороже, а путевку в отель на неделю на двоих купить не за 500 тысяч рублей (как в роликах у этого блогера), а за 100 тысяч рублей. Так ведь больше можно сэкономить, чем 5 долларов - где-то в 100 раз больше.
И здесь я хочу привлечь внимание отельных гидов Pegas Touristic, Anex Tour, Coral Travel и других крупных туроператоров.
Мне обидно, что люди покупают экскурсии зачастую не у крупных туроператоров, предлагающих качественные услуги, а у мелких фирм. Из-за этого у туристов может сложиться плохое впечатление об отдыхе в Турции.
Что же отельные гиды Pegas и других туроператоров делают неправильно при продаже экскурсий?
Здесь, на мой взгляд, совершается три ошибки.
Во-первых, не учитывается российский менталитет. Еще с советских времен, у россиян есть некоторое отторжение к продавцам. Потому что в советское время в эпоху дефицита продавцами зачастую были наглые и беспринципные люди, втридорога “впаривающие” плохой товар. Школа советских продавцов во многом передалась уже российским продавцам.
У меня тоже раньше было отторжение к продавцам. Но со временем, когда я начал изучать продажи, я понял, что в современном мире нужно уметь продавать даже хороший товар по адекватным ценам. Не сможешь продать хороший товар, найдутся ушлые продавцы впариватели, которые продадут плохой товар.
Поэтому отельным гидам Pegas нужно преодолеть начальное отторжение россиян к продажам. Ведь россияне думают, что гид давит на них, продавая свои экскурсии. А уличные торговцы экскурсий и интернет фирмешки не давят на туристов - туристы сами к ним обращаются, и здесь нет психологического дискомфорта. Поэтому отельным гидам нужно преодолеть психологический дискомфорт россиян и сказать туристам что-нибудь вроде: “Я здесь для того, чтобы сделать ваш отдых еще более ярким. Качественные экскурсии Pegas сделают ваш отдых еще более наполненным. Но я здесь не только за этим. Я здесь еще и для того чтобы уберечь вас от покупки некачественных экскурсий у уличных фирмешек”.
И тут у гидов Pegas наблюдается вторая ошибка. Они недостаточно точно формулируют, в чем же экскурсии уличных торговцев являются некачественными.
Обычно отельные гиды говорят о том, что экскурсии уличных фирм не застрахованы от несчастных случаев и в этом основная разница. Об этом тоже нужно сказать, но при этом добавить, что оно и понятно, что в случае несчастного случая, с уличной фирмы “Рога и копыта” взыскать ничего не получится, так как имущества никакого у фирмы “Рога и копыта” нет. Pegas же это крупная фирма, которая в случае аварии обязательно что-то выплатит.
Но, самое главное, это то, что у уличных фирм нет профессиональных экскурсоводов. А без экскурсоводов, вы, считайте, вообще на экскурсии не были. Экскурсоводы мелких фирмешек введут вас в заблуждение, и у вас сложится неправильное впечатление о Турции.
Не говоря уже о дискомфорте: возможно, не будет кондиционера, обеда, придется ехать в одном автобусе с немцами или англичанами и перекрикивать друг друга, не будут включены в стоимость входные билеты ко многим достопримечательностям.
И третья ошибка отельных гидов Pegas, состоит в том, что они не объясняют, что уличные экскурсии, в принципе, не могут стоить дешевле, чем у Pegas, а также то, что Pegas, в принципе, не может продать некачественную экскурсию, а уличная фирма вынуждена продавать именно некачественную экскурсию.
Ведь у Pegas огромный поток туристов, а оптом всегда дешевле, чем в розницу. У уличных фирм единичные туристы, и нужно экономить на всем, сводя концы с концами и предоставляя некачественные услуги.
Уличной фирме не важно, что получив некачественную услугу, турист в следующий раз к этой фирме не обратится. Ведь у уличной фирмы случайные, единичные продажи.
Pegas же не может предоставлять некачественные экскурсии, так как, если он это сделает, то недовольные туристы в следующий раз могут выбрать другого туроператора для поездки в Турцию, например, Anex или Coral.
А это уже очень большие деньги, рисковать которыми нельзя.