Найти в Дзене

«Зимняя вишня» 1985г. P/S Если бы не чертова зубная щетка!

Оглавление

Кадр из фильма «Зимняя вишня», 1985г.
Кадр из фильма «Зимняя вишня», 1985г.

Сразу говорю, что в своей рецензии я не буду заниматься морализаторством и полиция нравов не приедет к завершению прочтения вами данного материала. Я не хочу кого-то осуждать, а кого-то защищать в данной истории (за исключением, пожалуй, ребёнка главной героини, у которого, действительно, нет выбора и возможности повлиять на обстоятельства собственной жизни). Все остальные-люди взрослые, включая жену главного героя, у которой тоже есть выбор. Жизнь наша устроена так, что всегда можно оказаться в роли любовницы или обманутой супруги, однако ни та, ни другая позиция не являются идеалом существования, к которому стремится каждая женщина. Дорогие читательницы, я вам всем желаю обрести то самое, женское счастье!

Итак, анализируем, но не морализируем!

три подруги Лариса, Валентина и Оля
три подруги Лариса, Валентина и Оля

ФАБУЛА

История до боли проста и знакома, и представляет из себя тот контент, которым с нами иногда делятся наши подруги или родственницы, или даже мы сами кому-то рассказываем подобные случаи из жизни наших знакомых или о своих трагичных страницах жизненного пути.

Возможно, потому что происходящее на экране очень часто встречается в реальности, «Зимняя вишня» была невероятно-популярным фильмом на момент своего выхода в 1985г., и несмотря на то, что критики разносили картину Игоря Масленникова в пух и прах, люди шли в кинотеатры, становились в очереди, и ждали показа: оценки критиков не оказывали, ровным счетом, никакого влияния на мнения зрителей и на их желание сопереживать героине и осуждать героя-ловеласа.

Афиша «Зимней Вишни»
Афиша «Зимней Вишни»

В центре повествования Оля, ей 30 лет, у неё есть маленький ребёнок, она находится в разводе. Оля встречается с женатым мужчиной, который является её коллегой, на протяжении двух лет, и ждёт, что он разведется с его женой. Иногда её женатый избранник Вадим делает намеки, что это все-таки произойдёт, чем подпитывает Олины надежды, однако время идёт, но развода не происходит и, отчаявшись, Оля разрывает отношения.

Желая отомстить за свои несбывшиеся мечты Вадиму, Оля заводит отношения с Вениамином: Вене 36 лет, он живёт с мамой и он никогда не был женат. Оля приглашает его жить к себе, но стелет ему постель в другой комнате, дистанцируясь от него и даже показывая ему некое пренебрежение. Вениамин говорит Оле о том, что его любят дети и что он сможет поладить с её сыном, однако в первую же ночь совместного, пусть и по-разным комнатам, проживания, сбегает.

Вениамин, верящий в то, что он переехал к Ольге навсегда
Вениамин, верящий в то, что он переехал к Ольге навсегда

Спустя какое-то время в Олю влюбляется советский дипломат-Герберт, перспективный и привлекательный, свободный, молодой мужчина, и одна из подруг советует нашей главной героине, не раздумывая, уезжать вместе с ним за границу, куда он её и приглашает; Оля собирает вещи и даже всерьез собирается уехать, но женатый ухажер двухгодичной давности (как сказали бы «зумерши», «тюбик»), узнав о том, что Оля собралась жить свою лучшую жизнь без него, спохватившись, мчит на жигулях, чтобы догнать ее и не дать ей уехать.

Оля и Герберт перед отъездом
Оля и Герберт перед отъездом

Настигнув женщину на полу-пути к её нормальной жизни, он преграждает путь мерседесу Герберта и заставляет Олю вместе с её ребёнком пересесть к нему и вернуться с ним в Санкт-Петербург. Оля, то ли впавшая в шок и потерявшая дар речи, то ли вообще забывшая кто она и где, совершенно не сопротивляясь, уезжает вместе с Вадимом, а Герберт уезжает за границу без неё. Оказавшись в квартире Оли, Вадим обещает ей теперь уж навсегда соединиться, но вспоминая о забытой зубной щетке (действительно, проблема большая и не требует отлагательств), он уезжает домой, сказав, что вернется завтра, но исчезает вновь. Оля вместе со своим маленьким ребёнком остается в квартире, только теперь уже без влюбленного в неё советского дипломата и без Вадима. Одиночество… Пустота…

За несколько часов до очередного исчезновения Вадима
За несколько часов до очередного исчезновения Вадима

А ТЕПЕРЬ О ПТИЧКАХ

Оля вызывает самые разные чувства и эмоции у зрителей: одних она бесит, другие её жалеют, третьи считают её глупой, четвертые думают, что если бы в то время были также распространены психологи, как сейчас, возможно, обратившись за помощью к специалисту, Оля проработала бы свои травмы и смогла бы экологично уйти от Вадима и начать строить здоровые отношения.

Оля
Оля

Саму себя я сейчас поймала на мысли о том, что психологов много, и психология становится каким-то мейнстримовым увлечением, занятием, потребностью, однако количество любовниц и обманутых жен, как будто бы не сильно от этого поменялось, или я неправа?

Однозначно то, что девушки поколения миллениалов и зумеров по-другому осмысливают себя и позиционируют в социуме: начала исчезать жертвенность, желание вечно заслуживать любовь, появился анализ своих действий, ощущение собственной ценности вне зависимости от наличия отношений и брака как таковых.

Современная девушка и женщина больше говорит о том, что нужно «найти себя», быть независимой морально и материально от кого бы то ни было, а семья может появиться в том случае, если к этому есть психологическая готовность и желание, потому что выходить замуж и рожать детей под прессингом общества или родителей-плохая идея. Однако предыдущие поколения женщин, ставившие на пьедестал замужество и отношения, делали это отказываясь, порой, от самых, что ни есть, адекватных требований к партнеру, и в «Зимней вишне» мы видим, что не только главная героиня, но и другие женщины вынуждены терпеть не самые приятные проявления мужчин, потому что наличие тяжелого эмоционального осадка, появляющегося от измен партнера, от лжи, от пустых обещаний, от рукоприкладства, как это происходит с одной из подруг Оли, Валентиной, и с самой Ольгой, как будто бы не так важен, нежели наличие ну хоть какого-то мужчины в жизни, который собой, как помятым и бессмысленным листочком подорожника, прикроет, пусть и не полностью, рану от ощущения женской невостребованности, ненужности и т.д.

Валентина, пыхтящая над семейным уютом
Валентина, пыхтящая над семейным уютом

Всё та же Валентина, после очередных разборок с её избранником
Всё та же Валентина, после очередных разборок с её избранником

В целом, я не могу сказать, что кто-либо из главных или второстепенных героев вообще понимает, чего он хочет от жизни, и имеет четкие и крепкие ориентиры, за исключением, пожалуй, Герберта и подруги Оли, Ларисы. В голове Герберта все ясно и понятно, ему нужна жена, он понимает, какие шаги нужно делать для построения карьеры и он это делает; он не рефлексирует, не тратит время на раздумья и ненужные страдания. Возможно, изначально Герберт задумывался, как лишенный всякой романтичности, прагматичный, расчетливый человек, которому жена нужна не для любви, а для статуса, однако, воплощенный на экранах, он получился другим, более положительным, чем остальные, и вызывающим уважение.

Оля и Герберт
Оля и Герберт

Лариса, пусть и не от большого счастья, а скорее от безысходности, однако тоже знает свои жизненные принципы: «Надеяться можно только на себя». Позже она признается, что какими бы сильными женщины себя не считали, всё-равно мы все хотим видеть рядом с собой мужчину, с которым сможем оттаять ото льда, как та самая, зимняя вишня. Тем не менее, она не теряет бдительности и не летает в облаках, свои сокровенные мысли она высказывает, чтобы подбодрить Олю, и у неё даже немного получается, её речь оказывает влияние на главную героиню, жаль только, что этого все-таки не хватает самой Ольге, чтобы сделать шаг в сторону будущего и новых отношений.

Лариса
Лариса

Еще я могла бы сказать, что помимо перечисленных мною персонажей, есть маленький ребенок Оли, сын Антон, который тоже знает, чего хочет: он хочет внимания матери, он хочет проводить больше времени вместе, а не жить в интернате и бесконечно оставаться у подруг своей матери, бабушки и т.д. Он хочет детско-родительского контакта и во всей этой истории мне больше всего жаль его, потому как я перед собой вижу тот типичный пример, когда женщина, пытаясь устроить свою личную жизнь, жертвует контактом с ребёнком.

Сын Оли, Антон
Сын Оли, Антон

Вадим может манипулировать Олей, Герберт может совершать поступки ради Оли и добиваться её расположения, подруги могут произносить внушительные речи, а сын Оли не имеет вообще никаких инструментов привлечения её внимания, его робкие слова не действуют, а порой и вовсе вызывают раздражение с её стороны.

Ребенок эмоционально-заброшен, матери «не до него», тут бы решить, что с Вадимом делать, а сын потом как-нибудь, если останется время…

Примечательно то, что Оля со своей прической и сама похожа на мальчика и её тайные отношения с Вадимом мне напоминают отношения её сына с ней: она просит внимания и согласна, кажется, на любые условия, которые ей предложит Вадим, лишь бы продолжать находиться в иллюзиях, что потом, они точно будут вместе и она получит все то тепло и заботу, которую она не получает в настоящем времени (точно также, как её сын надеется на то, что она начнет уделять ему внимание и проводить с ним время, не набегами и набросками, а по-человечески). Вадим даже обращается к ней, не как ко взрослой женщине, а как к маленькой девочке: «Малыш», подчеркивая тем самым, что вести диалог «на равных, как два взрослых человека» они не будут, он уже за них двоих все решил, ее желания, как и желания ее сына перед ней самой, не в приоритете.

Вадим и Оля на отдыхе
Вадим и Оля на отдыхе

В фильме мы не видим, что кто-либо из героинь занят вопросами самоанализа или элементарно имеет свои интересы или хотя бы какие-то увлечения, помимо общих встреч, работы и других повседневных задач: жизнь идёт монотонно, рутинно, депрессивно. Герои проводят дни в ожидании того, что что-то изменится, только без их собственных, личных вложений в эти процессы; тем не менее, их сложно, да почему-то и не хочется в этом обвинять, в то время так жили многие, и только они сами знают ответ на вопрос, почему это было именно так? Мы можем лишь рассуждать на эту тему.

Единственным человеком в этом ансамбле, активно избегающим грусти и неподдающимся ей абсолютно никак, является Вадим: у него есть волевая, властная, расчетливая жена, робкая, покорная любовница, он успевает флиртовать на работе и создается впечатление, что помимо жены и Ольги у него вполне может быть кто-то ещё. Большую часть фильма он в приподнятом настроении, однако и он прикрывает своими многочисленными связями нарастающую депрессию и тревогу от надвигающейся старости: его внешность говорит нам о том, что большая часть его молодости прожита, впереди возможный психологический кризис, и все вытекающие из этого последствия. Я бы назвала все его похождения «веселой истерикой»; спасаясь от ощущения надвигающейся старости, он пытается как будто отвеселиться вдоволь перед его сексуальной смертью, и ему не до постижения глубин женских душ, ему не до их бытовых проблем, у него свои проблемы-тотальный инфантилизм и кризис среднего возраста.

Вадим и Оля во время рабочего, обеденного перерыва
Вадим и Оля во время рабочего, обеденного перерыва

АДЕКВАТНЫМ ЛЮДЯМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО

Как и полагается, главной героине дается шанс на то, чтобы все исправить, перестать быть «Малышом», в какой-то степени повзрослеть, ей дается Герберт. Человек конкретных действий и слов, надежный, отвечающий за свои слова и обещания, но Оле это не нужно. Такое ощущение, что ей это не интересно, слишком просто, без мучений, без надрыва, без адреналина, скучно, одним словом… Оля привыкла жить от встречи, к встрече, от одного пустого обещания, до другого, бессознательно это её устраивает, иначе бы давно уже ушла и не стала терпеть наличие жены. Находясь рядом с Гербертом она не выглядит уверенной в том, что ей этот союз нужен, тут ведь придётся каждый день быть в отношениях, а не только во время обеденных перерывов и по выходным, да ещё и с сыном придётся сблизиться, потому что появится время и возможность. У меня складывается впечатление, что, на самом деле, её все это пугает, поэтому она так легко меняет мерседес на жигули и возвращается в Санкт-Петербург, в квартиру, где она снова будет одна. Быть матерью и женой-это ведь тоже определенная роль и ответственность, и это нужно выносить и быть в этом: живя с Гербертом, придется что-то делать и как-то над этим работать каждый день, а оставаясь в Петербурге сына можно сдать на пятидневный детсадовский присмотр, и снова чувствовать себя свободной для очередных эмоциональных качель.

Наша не сладкая парочка
Наша не сладкая парочка

Так что и Оля и Вадим вполне заслуживают друг друга, они оба незрелые, не готовые честно самим себе, в первую очередь, признаться в том, что ничего серьезного им двоим, в общем-то, не нужно, что они выросли, но не повзрослели, и что ни кому из них не нужна глубина чувств и настоящая любовь. Жаль только то, что «играя друг с другом в любовь», они затягивают остальных, кто спокойно бы мог отказался от адреналиновых горок, в пользу подлинных чувств.

На этом я с вами прощаюсь!

Всем спасибо и до новых рецензий!