Virginia Opera в сотрудничестве с Richmond Symphony Orchestra недавно представила свою новую постановку Loving v. Virginia, посвященную борьбе за отмену реакционных законов Вирджинии, запрещающих межрасовые браки. Произведение написано Дэмиеном Гетером, либретто — Джессикой Мерфи Му.
Дело Loving поднимает глубокие демократические вопросы, которые не могут не вызывать отклика сегодня. Опера посвящена жизни и деле Ричарда и Милдред Лавинг, межрасовой пары из сельского округа Кэролайн, штат Вирджиния, чьи отношения оказались в центре судебной тяжбы.
Действие оперы начинается в 1958 году, когда Ричард и Милдред влюбляются. В нем рассказывается об общем развитии отношений пары и их борьбе за преодоление расистских законов Вирджинии против межрасовых браков, окончательно отмененных в 1967 году Верховным судом США в знаменательном решении 9-0 по делу «Лавинг против Вирджинии», от которого и произошло название оперы.
Ричард Лавинг ( баритон Джонатан Мичи), рабочий и фанат дрэг-рейсинга, тянется к Милдред ( сопрано Флора Хоук) вопреки советам друзей, коллег и обеих семей. Хорошо поставленная ранняя сцена между отцом Милдред (Кристофер Гумберт-младший) и Ричардом, в которой последний пытается убедить старшего мужчину в своей эмоциональной искренности по отношению к Милдред, включает предостерегающую реплику отца Милдред: «Проблемы могут звучать как ты». Параллельная сцена между Милдред и ее матерью разыгрывается напротив Ричарда и ее отца, поскольку глубина чувств пары преодолевает сомнения ее родителей.
Пара вскоре после этого женится на церемонии за пределами штата, что в то время считалось уголовным преступлением по законам Вирджинии, и начинает «сожительствовать». Брак, якобы счастливый момент в их жизни, нарушается предвещающими зловещее звучание струнных и труб симфонии, предупреждением о том, что их ждет впереди.
Вскоре власти обнаруживают пару, и их жизни переворачиваются, поскольку местный шериф агрессивно применяет Закон о расовой целостности Вирджинии, закон 1924 года, запрещающий межрасовые браки.
Драма в эти моменты усиливается использованием хора, состоящего из замаскированных (безликих?) бюрократов в костюмах. Их появление подчеркивает драму, поскольку они произносят такие фразы, как «Знай кодекс, следуй кодексу!», а также утверждения: «Мы решаем, кто вы. Мы решаем, кого вы любите!»
Эти сцены сильны как изображения несправедливости, которую власти творили в отношении афроамериканцев и других меньшинств в рамках печально известной системы расового апартеида Джима Кроу, а также разрушительного эмоционального урона, который наносят такие меры. Милдред Джетер/Лавинг Хоук и Мьюзиел Берд Джетер (мать Милдред) Мелоди Уилсон в особенно сильном исполнении обеспечивают большую часть эмоциональной основы постановки.
В трагической сцене, в которой Милдред заключают в тюрьму, безликие бюрократы образуют круг вокруг нее, одновременно в качестве стен тюремной камеры и злорадствуя над ней, когда она почти падает от горя, в то время как ее мать кричит ей: «Наводнение пришло!» Эмоции Флоры Хок, когда она кричит «Папа был прав!», сильно выражены в ее голосе. Глубоко чувствуется, что происходит трагическая несправедливость.
С отсрочкой годичного тюремного заключения за «преступление» «преднамеренного сожительства» с представителем другой расы, Лавинги вынуждены жить в изгнании в Вашингтоне, округ Колумбия, вдали от своих корней в сельской Вирджинии.
В конце концов, к началу 1960-х годов Милдред и Ричард устали мириться с запретами. В коротких, но эффектных сценах, изображается борьба за гражданские права и расовое равенство. Кузен Милдред спрашивает ее, слышала ли она о «докторе Кинге», и что «люди мечтают за нашей дверью», намекая на марш на Вашингтон в августе 1963 года и речь Мартина Лютера Кинга-младшего «У меня есть мечта».
В конце концов Милдред пишет в офис генерального прокурора Роберта Ф. Кеннеди, прося его отменить вердикт судьи в Вирджинии. Кеннеди отвечает Милдред, только чтобы сказать ей, что он не может ей помочь. Он советует ей обратиться в Американский союз защиты гражданских свобод, который соглашается заняться ее делом. Это начинает заключительную часть оперы, кульминацией которой становится вышеупомянутое решение Верховного суда.
В дополнение к силе выступлений певцов, сопровождающая музыка симфонического оркестра Ричмонда яркая и порой грозит затмить представление. Симфония опирается на музыку блюграсс, поп и джаз, чтобы создать живой и захватывающий фон.
В ранних сценах присутствует легкий аккомпанемент в стиле блюграсс, а в более поздних сценах в Вашингтоне, с его многолюдными окрестностями, звучит более оживленная джазовая перкуссия. После выступления в Северной Вирджинии переполненный зал в Университете Джорджа Мейсона устроил постановке заслуженную овацию стоя.
В деле «Лавинг против Вирджинии» есть множество элементов, которые правдиво и убедительно говорят о современных социальных и политических условиях. Преследование правоохранительными органами семей за «преступление» проживания с представителем другой национальности находит свое отражение в обстоятельствах, с которыми семьи иммигрантов или лица со смешанным гражданством сталкиваются сегодня в руках фашистской администрации Трампа с ее ядовитым и токсичным национализмом и шовинизмом.
Нынешняя администрация, стремящаяся построить президентскую диктатуру на пепелище социальных завоеваний прошлого века и более, относится к этим правам с нескрываемой ненавистью. Можно легко процитировать памятную фразу Мичи-Ричарда Лавинга относительно законов его штата: «В чем логика? Север — это юг» антииммигрантским фанатикам, преследующим невинные семьи и призывающим к массовым депортациям. Не далее, чем в двух часах езды от места проживания семьи Лавинг, семья законного резидента США Килмара Абрего Гарсии из Мэриленда борется за его безопасное возвращение после того, как администрация Трампа похитила его и отправила в печально известный концентрационный лагерь CECOT в Сальвадоре.
В опере есть моменты, намеренно подчеркивающие эти связи. Во время сцен протеста в 1960-х годах демонстранты несут плакаты, такие как «Не разлучаем семьи». В ответ на вопрос зрителя во время вопросов и ответов после представления члены актерского состава говорили об уместности дела Лавинг против Вирджинии в нынешней обстановке.
2 мая, как будто для того, чтобы подчеркнуть угрозу, которую такие произведения искусства представляют для истеблишмента, правительство Трампа объявила о плане ликвидировать Национальный фонд искусств (NEA), главное федеральное агентство, отвечающее за финансирование и поддержку культурных и художественных учреждений по всей территории США. В ответ NEA урезал сотни грантов участвующим учреждениям, включая Оперу Вирджинии.
В целом, «Loving v. Virginia» своевременен и серьезен, и заслуживает того, чтобы его посмотрели. К сожалению, последние запланированные показы состоялись в театре Carpenter в Ричмонде, штат Вирджиния, 9-11 мая. Успех , как можно надеяться, послужит стимулом для дальнейших постановок и представлений.
Статья на английском https://www.wsws.org/en/articles/2025/05/27/nsqq-m27.html
Для русскоязычных читателей я рекомендую фильм на эту же тему, очень хороший, «Лавин» 2016 года. Фамилия главного героя, что интересно, означает «любящий».