Итак, я досмотрел эпопею Юрия Озерова «Освобождение». И я могу сказать – это хорошее, сильное и правильное кино. Я смотрел и получал удовольствие. И я теперь могу сказать – да, я смотрел его в детстве. Смотрел, скорее всего, отрывками, дома. По крайней мере, моменты из некоторых фильмов были мне совершенно точно знакомы. Почему я не пересмотрел его раньше? Сложный вопрос. Я говорю – если это кому-то будет интересно, я про это напишу.
Так вот, если говорить об этом, последнем фильме. Некоторые моменты, что называется, «моё почтение». Мне писали о том, как погиб Цветаев. На самом деле, там вся сцена очень и очень сильная. В частности – помните, как он и его люди организовали людей так, что немецкие солдаты поддерживали порядок на станции метро при эвакуации людей! А потом, немецкие и наши солдаты вместе выносили носилки с ранеными бойцами из немецкого же госпиталя! Как мне кажется, какие-либо комментарии тут просто излишни. И, понятное дело, что гибель Цветаева – это очень и очень печально. Привязались мы к этому персонажу…
Фильм, как это можно предположить, посвящён штурму Берлина и штурму Рейхстага. Прекрасно показаны батальные сцены, бои и всё остальное. И на этом фоне очень интересно смотреть, как проходят «последние дни» некоторых нацистских бонз. И вот это, как мне кажется, особо интересно. Интересно смотреть, как меняется поведение «главного врага». Как говорится, «ещё вчера» он был отцом нации, человеком, которого боялись все, включая собственный народ. Ещё вчера он говорил, что «Германия – превыше всего», а что теперь? А теперь он приказывает затопить метро, чтобы только по нему не прошли советские солдаты. На слова генерала о том, что «там госпиталь, там женщины, старики и дети», Гитлер отвечает, что «если эти люди не смогли остановить советские войска, то они недостойны жить!». И добавляет, что «после его смерти, немецкая нация должна исчезнуть!». Вот честно, читал я про людей с манией величия, и теперь понятно, откуда у них у всех «уши растут». Нет, я знаю, что пол конец войны, Гитлер стал окончательно безумным, как и другие «бонзы». Геббельс, как мне кажется, изначально был не в себе, как и его жена. Убеждённые нацисты, которые ненавидели всех, кроме себя, любимых. Жена Геббельса убила своих детей. Думаете, ей было дело до их судьбы? Конечно же нет, им просто хотелось избежать наказания – хотя бы в таком виде.
Кстати, тут есть такое дело. Я на самом деле, не знаю, был ли приказ о затоплении берлинского метро. До сих пор идут споры, хотя есть и фото затопленных туннелей, и показания очевидцев, которые многое из этого видели. Но… как мне кажется, Гитлер к тому времени, уже очень сильно был не в себе. Тут, кстати, всё очень просто. Его врач, был большим любителем «экспериментов» в области медицины, и успел «подсадить» «художника» на разного рода «вещества». Так что, Гитлер вообще, к тому времени мог отдавать совершенно любые приказы. Но, на самом деле, мне очень понравилось, как показали этого персонажа, как он меняется на протяжении всего фильма. В первом фильме он уверен, что «мы вот-вот разобьём большевиков! Ещё немного, и мы победим! Вот сейчас мы им как врежем!» - и потом, когда получается, что и разгромить не получается, и новое «супероружие» не особенно помогает, и задумки не срабатывают – настроение портится, приступы бешенства нарастают… Опять же, нельзя не напомнить о проблемах со здоровьем – например, у него сильные боли были, его врач назначил не менее сильное обезболивающее, с очень сильным привыканием – ну и, как говорится, «процесс пошёл». Человек и так-то был, не самым адекватным, а после всех этих уколов, у него вообще начала «крыша протекать».
Ещё при просмотре последней серии, меня заинтересовало поведение Евы. Понимаете, я на самом деле, почти ничего про неё не знаю. Да, что-то такое читал, но не более того. Тем не менее, попробую разобраться, почему она решила быть с ним, по фильму. Можно предположить, что девушка решила, что это круто – стать женой «самого могущественного человека в Германии». Говорят, им было о чём поговорить. В общем, если верить фильму, то Ева была такой барышней, которая сама не особенно хорошо понимала, что тут вообще творится. И сцена, когда в первый раз Гитлер предлагает ей уйти из жизни – тут очень даже интересна. Помните, она говорит о том, что «не хочет уходить на тот свет любовницей»? Именно по этой причине, они и поженились, но и потом, умирать она как-то не особенно и захотела. Что это – автор фильма хочет показать ей более человечной, чем она была на самом деле? Просто, если верить биографии Евы, она была не настолько наивной. Об этом говорит, например, её попытка застрелиться, чтобы приблизить к себе Гитлера…
Конечно, нельзя не сказать о том, как был показан штурм рейхстага. На самом деле – героизм наших солдат показали очень хорошо. И опять же – не только героизм, но и самопожертвование. Буквально в каждой сцене каждого фильма. Всё же, например, сейчас уже сложно смотреть на то, как погибают герои, к которым ты уже успел как-то привязаться. Например, радист Дорожкин, которого командир танка «одолжил» на штурм рейхстага, чтобы он связь держал. Он только успел запросить удар танков по куполу рейхстага («по кумполу», как он сказал) – и сразу был убит. Жалко парня, на самом деле. И потом, после штурма, командир ходит и спрашивает, не видел ли кто-то «его Дорожкина»… Опять же, очень сильная сцена… И, вот из таких моментов, по сути, состоит весь фильм. А помните, как плакала Зоя, уже после капитуляции? Потому что Цветаев погиб. Или можно вспомнить священника – они с тем антифашистом, говорили о том, что «солдаты, хватит, сопротивление бесполезно, сохраните свои жизни для новой Германии», потом, когда приехал Кребс в качестве парламентёра, огонь был прекращён, священник вышел – и какой-то немец его тут же и застрелил. Вообще, не могу понять – за что убивать человека, который и оружие в руки брать не имеет право…
И, вот ещё что я хотел бы упомянуть. В самом конце фильма, идут титры, какая страна сколько потеряла людей. Там не только страны, которые воевали против фашизма, но и те, другие, страны – Италия и Германия. И там были показаны и их потери. Я понимаю потери стран, которые сражались против них. И мы, и США, и Британия, всё же оборонялись. Но! Ради чего погибали эти немцы, итальянцы и прочие, кто примкнул к Гитлеру и Муссолини? Ради какой такой «великой цели»? Мне вот это очень интересно. Те же немцы – я не буду писать про «культурную нацию», но там немало было людей, что прославили страну в науке и литературе. Инженеры хорошие у немцев были – я интересовался их достижениями, как в военной, так и в мирной промышленности. И тут, на тебе – зачем-то они подчинились воле бесноватого недохудожника и недополитика, и пошли воевать. Итальянцы – вообще же не особенно хорошие вояки, про них сами немцы шутили не раз – они-то зачем полезли во всё это? Про Японию я говорить не буду – они со своими расовыми теориями и милитаризмом вообще не в себе были. Но эти все – зачем они всё это начали? Ведь все эти верхи, как только «запахло жареным», сразу решили от всего «самоустраниться». Гитлер тот же – вместо того, чтобы принять ответственно, понести заслуженное наказание – предпочёл умереть. Да ещё и хотел жителей Берлина убить как можно больше. Трус он. Трус и мерзавец, если не сказать посильнее…
Вот такое впечатление у меня оставили эти фильмы. Жаль, что их не показывают по ТВ…