В гостях у Тамары Михеевой в рубрике #разговор_абрикобукс — Елена Леденёва. Её книга «Сохраняющая равновесие», которая недавно вышла в издательстве «Абрикобукс», — это первая часть большого и захватывающего фэнтези-цикла «Илуиты».
У меня есть тайная слабость: я обожаю людей, которые пришли в детскую литературу из каких-нибудь совсем далёких от творчества областей, но при этом пишут так, будто закончили два филфака. Елена Леденёва — как раз из таких людей. Так что я пришла к Лене обсудилть, как инженер-энергетик вдруг стал писателем.
Тамара Михеева: Первым для новеньких писателей мы обычно задаём вопрос про начало творческого пути. Учитывая, что, когда мы с тобой познакомились, твоя работа была максимально далека от литературы, хочу спросить: как ты докатилась до жизни такой, почему вдруг начала писать?
Елена Леденёва: Я бы очень хотела сказать, что писала с детства, но это не так. Моими любимыми предметами в школе были физика и математика, я всегда считала себя абсолютным «технарём» и хотела быть инженером. Сочинения писала по принципу «лишь бы сдать» и очень удивилась, когда однажды учительница литературы вдруг спросила, не пишу ли я стихи.
— Гера Васильевна, да вы что? Где я и где стихи?
— Жаль. Ты вообще попробовала бы писать. Хотя бы дневник вести.
Геру Васильевну я очень уважала, поэтому честно попробовала. Дневник я вела ровно один день.
А вот читать любила. У нас дома была приличная по тем временам библиотека, поэтому все вечера я проводила с книгами. А ещё в детстве придумывала продолжения понравившимся историям и альтернативные финалы тем, которые плохо закончились. Пограничный пёс Алый у меня выжил так же, как и Белый Бим Чёрное ухо, де Ла Моля и де Коконнаса не казнили, Иван (главный герой книги Богомолова) не был схвачен немцами. Я просто так играла, сочиняла диалоги и новые судьбы, но никогда не записывала и вообще всерьёз к этому не относилась. А, наверное, стоило бы.
Выросла, стала инженером, как и планировала, и пришла работать в электроэнергетику. А это очень жёсткая отрасль, где всё подчинено строгим законам и регламентам, творчеству там места нет совсем. И душе быстро стало скучно. Я не знала, чем её развлечь, поэтому взялась активно обучаться: тренинги, курсы, мастер-классы и прочее.
И вот на одном таком тренинге (вообще никак не связанном с литературой!) нам дали задание написать сказку. Я сначала подумала: «Глупость какая!» Но задание было на вылет, поэтому пришлось писать. И я придумала историю про неизвестного науке зверька. Он был настолько странненький и страшненький, что все, кто его видел, сразу говорили: «Ой, фу…» А он решил, что это его имя – Фу.
Вот о приключениях Фу и его друзей, которых он всё же нашёл, и была сказка.
Как ни странно, она понравилась читателям, я даже какое-то время выкладывала продолжение. Но главное — неожиданно поняла, что мне нравится писать. Тогда же появилась идея большой истории о людях-драконах, правда, я долго сомневалась, браться за неё или нет. Опять же: где я и где большие истории? Но всё же рискнула. Так появились «Илуиты».
— «Илуиты», получается, твой первый большой текст? Как долго ты его писала? И трудно ли было? Помогла ли профессия инженера, как думаешь?
— Да, «Илуиты» — мой первый большой текст, и писала я его долго. Во-первых, мне некуда было спешить, во-вторых, меня так завораживал мир людей-драконов, что просто руки чесались добавить ему масштаба. Я не могла остановиться, записывала всё, что приходило в голову. Поэтому у меня целый файл вырезанных сцен, неиспользованных пока локаций, и почти у каждого персонажа, даже второстепенного, есть своя предыстория. На второй части я, конечно, уже немного угомонилась.
— Я с нетерпением жду вторую часть! А ты писатель-садовник или писатель-архитектор?
— Очень стараюсь быть писателем-архитектором. Думаю, тут как раз моё техническое образование сказывается. Пишу план, выстраиваю структуру, прописываю взаимоотношения и все причинно-следственные связи, но потом обязательно вмешивается писатель-садовник и всё меняет. Архитектор только руками разводит.
— А правда, что прототип главной героини — твоя дочь Саша? Как она к этому отнеслась? Как вообще семья восприняла такую тотальную смену деятельности?
— Мне очень повезло с семьёй! Меня поддерживали всегда, чем бы я ни решила заняться, чему бы ни надумала учиться.
Мама только порадовалась моему желанию писать — она человек, который вообще не представляет себе жизни без книг. Муж подарил новый ноутбук, когда понял, что это увлечение у меня не «на недельку».
А дочь мужественно читала все редакции «Илуитов», делилась впечатлениями и давала советы. И да, она отчасти стала прототипом Саши Никитиной: подарила ей своё имя и любовь к ушу — дочь тоже несколько лет занималась и даже успела потренировать малышей.
А вот характер и внешность Саша Никитина предпочла иметь свои.
Она вообще очень самостоятельная и решительная барышня, часто вмешивается в уже придуманный мной сюжет и заставляет менять. Я с ней не спорю. Имеет право. В конце концов, это ей спасать мир илуитов.
— Расскажи, пожалуйста, как ты попала в «Абрикобукс» и почему именно туда?
— О, это история про все мои литературные «впервые»! В апреле 2023 года я с «Илуитами» впервые участвовала в литературно-образовательном проекте, впервые прошла в финал, впервые участвовала в питчинге, впервые живьём увидела настоящих главных редакторов издательств, впервые мою книгу выбрали, и ещё я впервые в жизни опоздала на поезд, потому что питчинг затянулся.
Но если серьёзно, мне очень хотелось, чтобы мою книгу выбрало именно «Абрикобукс». Я тогда как раз прочитала первые книги серий «Джинкс» и «Тайны Чароводья», и они мне очень понравились. А когда перед участниками выступила главный редактор «Абрикобукс» Людмила Никитина и рассказала, что издательство принципиально выпускает только иллюстрированные книги, я аж внутренне заскулила: «Хочу-хочу-хочу!» Но, честно, до конца не верила, что получится.
И когда Людмила назвала «Илуитов», моему счастью не было предела. Мне кажется, я потом всю дорогу до дома светилась, как радиоактивная.
— Раз уж заговорили про иллюстрации, расскажи, как они тебе? Совпало видение? Работали ли вы в связке с художником или ты получила уже готовый макет?
— От иллюстраций я в восторге! Когда я читала «Тайны Чароводья», то залипала на иллюстрациях, даже специально посмотрела художника — Татьяна Петровска. Мне так понравилось! И как же я радовалась, когда мне сказали, что Татьяна согласилась иллюстрировать «Илуитов»! То, что я не ошиблась в своём интуитивном выборе художника, стало понятно, уже когда я получила первые скетчи. Потому что герои получились именно такими, какими я их себе представляла. Таня не даст соврать, я даже правок особых не вносила — было максимум 2–3 уточнения.
— Здорово! Обожаю, когда такое случается! Многие считают, что писательский труд тяжёл и полон разочарований. Ты сама начинающий автор, расскажи, как ты справляешься с трудностями, бывают ли у тебя творческие кризисы, и если да, то как ты из них выходишь?
— Наверное, как раз потому, что я начинающий автор, я пока получаю такое удовольствие от процесса, что творческие кризисы у меня не случаются. Или я их просто не идентифицирую как кризисы, поэтому игнорирую, и им приходится самоустраняться. Так что самая большая трудность для меня сейчас — это нехватка времени. Мечтаю, чтобы в сутках было часов 70–80. Мне столько всего хочется успеть, столько идей реализовать, что в 24 часа никак не уложиться!
А насчёт разочарований — да, конечно, расстраиваюсь, когда получаю отказы от издательств или пролетаю мимо финала в конкурсе. Но в такие моменты думаю о том, что мне уже очень повезло — у меня есть возможность заниматься тем, что по-настоящему нравится. И как-то сразу отпускает.
— Что ты посоветуешь тем, кто очень хочет стать писателем?
— Ох, не люблю я давать советы… Могу поделиться правилом, которое когда-то сама для себя сформулировала и которого придерживаюсь, чем бы ни занималась. Хочется — делай, не хватает знаний — учись. Мне помогает. Просто разрешаю себе что-то не уметь, но хотеть этим заниматься. И тут только один важный момент: учиться можно бесконечно, но если откладывать «делать» до тех пор, пока всё-всё-всё не изучишь, можно так никогда и не начать. Поэтому «делать» всегда в приоритете. А учиться даже удобнее в процессе. По крайней мере, у меня это работает так.
— Отличное правило! Скажи, пожалуйста, с кем из литературных героев ты бы хотела встретиться за чашкой чая или отправиться в путешествие, если бы была такая возможность?
— Если честно, за чашкой чая я бы хотела встретиться не с героями, а с их создателями — с авторами. Конечно, есть любимые истории и любимые герои, иногда я неделями хожу под впечатлением от какой-нибудь книги, мучаюсь тем самым книжным похмельем. Но при этом всегда думаю: как? Как автор всё это придумал? Что он чувствовал, когда писал? Как ему вообще это в голову пришло? Каким был изначальный замысел, что автор потом решил изменить? Или ничего не поменял? Об этом я могу слушать бесконечно, меня завораживает процесс создания и восхищают творцы.
Поэтому лучше бы действительно отправиться в путешествие с авторами — чая, наверное, мне было бы маловато. Очень хотелось бы пообщаться с Иваном Ефремовым, Олегом Маркеевым, Владимиром Богомоловым, Джоан Роулинг, Сергеем Лукьяненко. А ещё я бы с удовольствием погуляла с Тамарой Михеевой и послушала, как создавался цикл «Семь прях». Юлию Иванову расспросила бы про «Тайны Чароводья».
Да много с кем на самом деле, если бы была такая возможность. Я бы вообще к каждой интересной книге прикладывала ещё одну — с историей её создания. Или, знаешь, сейчас производители одежды очень любят показывать красивые ролики о том, как создаются изделия? Вот такие бы про писателей и их книги!
— Лена, спасибо тебе огромное за такие подробные и искренние ответы! С нетерпением ждём продолжения «Илуитов» и других книг!
Беседовала Тамара Михеева