Найти в Дзене
Телеканал "78"

Хвалёное братство, каторга и штрафы за «косяки»: как деньги развратили дальнобойщиков

Оглавление

Рынок грузоперевозок трещит по швам от нехватки водителей, поэтому найти работу дальнобойщиком с зарплатой в 200-300 тыс. в месяц сегодня проще простого. Почему же работодатели буквально воют от нехватки кадров? В материале ко Дню дальнобойщика попробуем разобраться, что кроется за «космическими» заработками «дальнобоев» и почему всё больше водителей «выгорает» и уходит из профессии.

Коллаж 78.ru: unsplash.com, freepik.com, most. life/globallookpress.com
Коллаж 78.ru: unsplash.com, freepik.com, most. life/globallookpress.com

Дальнобойщик — профессия, несомненно, интересная и не лишённая романтики. Поэтому неудивительно, что за рулём огромной фуры можно встретить и бывшего бизнесмена, и бывшего военного, и даже учителя.

– Дальнобойщики – вообще очень разношёрстная публика. Много бывших ментов и военных, людей с высшим образованием. В дальнобое можно кого угодно встретить, — откровенничает водитель по имени Максим.

Что же заставляет сотни людей променять уютный офис, домашние обеды и график с 9 до 18 на полную тревог и опасностей работу водителя большегруза?

Преимущества профессии дальнобойщика

Если офисные работники изо дня в день созерцают одни и те же стены, то дальнобойщики наслаждаются постоянной сменой декораций. Каждый рейс приносит новые впечатления: незнакомые города, живописные пейзажи, встречи с разными людьми и неожиданные дорожные приключения. В общем, «дальнобоям» скучно точно не бывает, а по возвращении домой всегда найдётся чем удивить близких и друзей.

Ещё одно неоспоримое преимущество профессии — это невероятное чувство свободы. Никто не стоит над душой, никто не контролирует каждый шаг: водитель сам решает, когда остановиться на отдых, какой маршрут выбрать, как распределить время в пути. Эта независимость дорогого стоит в нашем мире бесконечного контроля и микроменеджмента.

К тому же сфера грузоперевозок удивительно гибкая: можно выбрать ближние маршруты и каждый вечер возвращаться домой, а можно уезжать в дальние рейсы на неделю, зато потом долго отдыхать — кому что больше по душе.

Фото: valentyn semenov via www.imago-i/globallookpress.com
Фото: valentyn semenov via www.imago-i/globallookpress.com

У самих дальнобойщиков принято различать две основные схемы работы — «круги» и «каденции». Главное различие между ними — это то, как часто работники бывают дома. Работая «по кругам», водитель гоняет по знакомым маршрутам туда-обратно: загрузился, отвёз — и снова домой! Можно спокойно перекусить за семейным столом, увидеть детей и не забыть, как выглядит собственная кровать. Круги — отличный вариант для тех, кто ценит стабильность и не хочет надолго отказываться от домашнего комфорта.

А вот «каденция» — это совсем другое. Здесь жизнь дальнобойщика превращается в настоящее турне: собрался, уехал на несколько недель или месяцев, колесишь по разным странам и дорогам, грузишь и разгружаешь, а домой возвращаешься только когда вся каденция закончится. Зато после такой трудовой «экспедиции» можно со спокойной совестью отдыхать подолгу или даже отправиться на пару месяцев на море.

Сколько зарабатывают дальнобойщики

Ну и самое приятное — дальнобойщики сегодня нарасхват. Благодаря острому дефициту кадров зарплаты выросли до очень приличных сумм: по данным экспертов, за 2023 год средний доход водителя увеличился на 50% и достиг 165 тыс. рублей. А в 2024 году рост продолжился ещё более впечатляющими темпами — за год средние предлагаемые зарплаты водителей выросли на 30-40%, перевалив за 200 тыс. рублей. И это далеко не предел: опытные дальнобойщики получают ещё больше, а самые предприимчивые покупают собственные грузовики и строят свой бизнес.

Дорожное братство и взаимовыручка

Отдельного упоминания заслуживает «дорожное братство» — уникальное сообщество, где действуют неписаные законы взаимопомощи. Попал в беду на трассе, пробило колесо, кончилось топливо — обязательно остановится коллега и поможет. У дальнобойщиков есть целые форумы, телеграм-чаты и сообщества в соцсетях, где водители делятся полезными советами, просят о помощи и просто болтают обо всём подряд.

Тёмная сторона и риски «дальнобоя»

Но было бы нечестно умалчивать о серьёзных минусах профессии. Прежде всего, это постоянная опасность: дорога не прощает ошибок, а многотонный грузовик превращается в смертоносное оружие при малейшей потере контроля. Плохие дороги, непогода, усталость — всё это многократно увеличивает риски.

Смертельная статистика российских трасс

Статистика аварийности российских дорог выглядит просто катастрофически: за 2024 год в стране произошло 132 037 ДТП с пострадавшими, в которых погибли 14 403 человека. Фактически каждое 11-е ДТП в России приводит к смертельному исходу! Если учесть, что грузовики обычно становятся участниками самых тяжёлых аварий, можно представить масштабы трагедии.

Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Один из дальнобойщиков, попавший несколько лет назад в страшную аварию, в которой погиб его коллега, признаётся: думал, что больше никогда не сядет за руль.

То роковое ДТП случилась весной 2023 года. Машина уроженца Белоруссии Максима попала в большую яму, он не сумел удержать руль и в считанные секунды вылетел на встречку. Огромный грузовик на полной скорости влетел в другую машину, водитель которой погиб на месте. Сам Максим и его напарник получили серьёзные травмы — пришлось делать операцию.

— Столкнулся лоб в лоб с другой фурой, в которой погиб водитель. Кое-как я сам выкарабкался, мой напарник кое-как выкарабкался. Так что я убедился на собственном опыте, что это очень опасная профессия, никогда не знаешь, что тебя ждёт за следующим поворотом, — признаётся шофёр.

Прямой вины водителя в ДТП нет — в смерти человека фактически виноваты дорожники. Злополучную яму на следующий же день закатали, но погибшего не вернуть.

Тем не менее, Максим тяжело переживал случившееся и хотел навсегда уйти из профессии.

— После аварии я думал, что уже никогда не вернусь за руль, настолько психологически это было сложно. Но сильно помогли семья, друзья, которые вытянули из этой ямы. А когда через полгода я сел за руль, то уже страха никакого не было, будто этого промежутка и не было. Психологи мне говорили, что если бы я попал в ДТП, цепанув обочину, я бы боялся обочины. Если бы я уснул, и меня выкинуло на встречку из-за сна, я бы боялся встречки и мог бы вообще за руль не сесть. А так как у меня ситуация, когда внезапно выбило руль, психологи сказали, что будешь чаще притормаживать перед ямами. Оно так и выходит – я перед ямами конкретно скидываю скорость. Ям боюсь теперь.

Болезни и недосып как расплата за заработок

Здоровье у дальнобойщиков страдает нещадно. Сидячий образ жизни, постоянная нагрузка на спину и глаза, нерегулярное питание фастфудом на заправках, недосып и хронические стрессы — всё это приводит к тому, что организм изнашивается быстрее, чем хотелось бы.

О том, как на практике выглядит работа дальнобойщиков и чем она чревата для здоровья, честно рассказал несколько лет назад водитель большегруза из Краснодарского края Антон Андреев, тяжело переболевший коронавирусом.

— Будем говорить откровенно: режима труда и отдыха в России практически нет. Есть, конечно, немногие водители, которые его соблюдают, но они в меньшинстве. В основном дальнобойщики работают «от колеса», и каждый пытается заработать как можно больше, жертвуя сном и отдыхом, — признался мужчина.

Он отметил, что почти все дальнобойщики курят и пьют много кофе. Всё это вкупе с бессонными ночами быстро доводит организм до истощения и всевозможных болезней.

— Я дошёл до того, что выкуривал по 2,5 пачки сигарет в сутки и выпивал литровый термос и еще несколько кружек кофе – чтобы ехать как можно быстрее, зарабатывать как можно больше. И вот организм не выдержал, дал сбой, — разводит руками водитель.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Страдает и психика, ведь как ни странно, при всём разнообразии маршрутов сама работа монотонна до ужаса: одни и те же движения, мерный гул двигателя, бесконечная лента асфальта. Удерживать концентрацию на протяжении многочасовых рейсов крайне сложно, а вот выгореть и «слететь с катушек» — проще простого.

За все «косяки» плати из своего кармана

А ещё не стоит забывать, что современный дальнобойщик — уже не просто водитель. Ему нужно общаться с клиентами, заполнять документы, рассчитывать время отдыха, следить за техническим состоянием машины. Добавьте к этому то и дело возникающие форс-мажорные ситуации: решение нужно принимать мгновенно, ведь за простой или порчу товара потом могут наказать рублём.

И вообще материальная ответственность — отдельная головная боль водителей. Повредил груз, опоздал с доставкой, сломалась машина — за всё приходится платить из своего кармана. И неважно, что далеко не всё зависит от водителя: на внезапные пробки, погодные катаклизмы и проблемы на складе он повлиять никак не может.

— Я работаю на дядю. Сразу скажу, что это каторга, — рассказывал в одном из видеоблогов водитель по имени Олег. — Зарплата и ответственность несопоставимы, можно понести большие материальные потери, не заработать ничего или даже уйти в минус. В этом году у меня был случай в Волгограде, меня подрезал и «положил» автобус. Я вёз соки, довольно хлипкие двухлитровые пакеты и попал то ли на 26, то ли на 28 тыс. рублей, их вычли у меня из зарплаты.

Такие случаи — не редкость, уверяет Олег. Подобный инцидент он уже переживал в 2015 году:

— Я вёз шампанское из Петербурга в Подмосковье, в Новгородской области мне захотелось спать. Я остановился на заправке, проспал 2 или 3 часа и продолжил путь. Приезжаю в Ногинск, становлюсь на выгрузку, открываю ворота, смотрю – один поддон пустой, стрейч-пленка и картонные уголки валяются порезанные. Благо шампанское дешёвое было, по 68 рублей за бутылку. В итоге я попал на 33 тыс.

«Не надо врать», или миф о дальнобойном братстве

Что касается того самого знаменитого «дальнобойного братства», то его плюсы, по словам самих водителей, сильно преувеличены. А многие с сожалением отмечают, что времена, когда «водилы» выручали друг друга в трудных ситуациях, увы, остались далеко в прошлом — сегодня каждый сам за себя.

— Дальнобойщики теряют авторитет на дорогах, — сетует в Сети один из дальнобойщиков с 30-летним стажем. — Водители старой закалки уходят потихоньку, а пришедшая на смену молодёжь – хамоватая, наглая. Не все поголовно, но большинство. Несколько лет подряд ездил по Южному федеральному округу. Где-то, конечно, уступят, моргнут, пропустят, но это всё единичные случаи. В основном дальнобойщики идут гуськом и никого не пропускают впереди себя. Никого. Воткнутся друг другу в зад, поставят круиз-контроль и в телефоне зависают, ну или на рации висят. И всё это при скорости плюс 90.

Его слова подтверждает коллега: в одном из рейсов с его машины слетела ступица и спарка из двух колёс улетела в кювет. В одиночку выкатить колёса и прикрутить на место — задача непосильная, а вот вдвоем-втроём можно справиться за 15 минут.

— По рации кричу, прошу помощь. Мимо пролетело сотни, а то и тысяча фур, никто не откликнулся, мило ведут беседы на разные темы между собой, но как только слышат о просьбе помочь, то сразу тишина или отмазки, что едет в чистом, не охота мараться (моросил дождь) или все вдруг торопятся сразу, потому что график горит, — рассказывает возмущённый дальнобойщик. — Никто из этого б***ского братства авторитетных дальнобойщиков, королей дорог, на меня даже внимания не обратил в моей экстренной ситуации, не говоря уж о помощи.
Фото: Bernd Wüstneck/globallookpress.com
Фото: Bernd Wüstneck/globallookpress.com

«Не надо *** (врать — прим. ред.) про братства, взаимовыручку. Не было этого и нет. Все это байки между собой. Как дело доходит до реальной помощи на дороге, дальнобойщик дальнобойщику рознь, все сами по себе», — подытоживает автор.

Измены как часть профессии

Что скрывать: личная жизнь у многих дальнобойщиков тоже рано или поздно даёт трещину. Ненормированный график, долгие недели в разлуке с семьей, одиночество в кабине — не каждая жена выдержит такой режим, не каждый ребёнок поймёт, почему папы никогда нет дома.

— Дальнобойщику действительно сложно в личной жизни. Это я говорю о собственных ощущениях, и данная тема в некотором роде для меня даже болезненная, — рассказывает Сергей, дальнобойщик из Москвы. — Когда я начинал работать дальнобойщиком, не был женат, но находился в длительных отношениях с девушкой. Причём она с самого начала предупреждала меня, что любовь на расстоянии для неё будет тяжёлым опытом. Мне казалось, что для любимого человека отсутствие в три-четыре недели — это совсем ерунда. Но оказалось, не всё так просто. Ревность была и с моей стороны. После полугода работы дальнобойщиком мы всё-таки разошлись. Получилось так: приезжаешь домой, два дня всё хорошо, а потом начинает заговаривать об отношениях, будущем, о недовольстве моей работой. Работа у меня хорошо оплачивается, да и мне нравится быть в пути. Договорились разойтись с ней. Было тяжело первое время. Но позже понял, что не каждая женщина готова связать свою жизнь с дальнобойщиком.

Да и сами водители, чего греха таить, не ангелы: многие заводят любовниц в других городах, а кто-то даже годами живёт на две, а то и три семьи. Что касается мимолётных развлечений с «ночными бабочками», то это уже, можно сказать, неотъемлемая часть профессии — водители в большинстве своём даже не считают это изменой.

— Я женат уже 12 лет, из них 10 лет в дальнобое. Мне кажется, что семья пережила многое в отношениях, — откровенно делится водитель по имени Алексей. — Моя жена — очень ревнивая женщина, она контролирует и проверяет абсолютно всё. И мой телефон, и мою одежду и постоянно на связи со мной. Изменял жене и с проститутками, и просто находил женщин в барах, знакомился на заправках в других городах. Я бы не сказал, что было стыдно, скорее, неловко. Но жена не знает до сих пор ничего.

Водитель не скрывает: были и серьёзные романы. Но таких отношений он призывает сторониться:

— Разрываться между двумя женщинами, к которым испытываешь чувства, — не очень затея. Я сам по себе такой человек, которому тяжеловато жить без ласки и любви. Может быть, это просто оправдания, но совесть меня не грызёт.

Почему в дальнобойщики больше не идут даже за 250 тыс.?

Неудивительно, что в сфере грузоперевозок сегодня крайне остро стоит проблема — где найти сотрудников? Ведь многие опытные водители рано или поздно бросают работу, и даже хвалёные «конские» зарплаты их больше не прельщают. А найти новых сотрудников становится всё труднее: соискатели не хотят связывать жизнь со столь непростой профессией даже за 200 или 250 тыс. рублей в месяц.

— Остаётся актуальной и проблема нехватки водителей. Найти ответственного специалиста, способного управлять фурой, непросто, а потерять легко: транспортные компании сегодня активно конкурируют за сотрудников, — отмечает издание ATI.SU.
Фото: Dominika Zarzycka/globallookpress.com
Фото: Dominika Zarzycka/globallookpress.com

В любом случае, романтизировать жизнь дальнобойщика точно не стоит: помимо неплохой зарплаты, в ней есть немало плюсов, но и минусов тоже предостаточно. И прежде чем сесть за руль большегруза, стоит честно ответить себе: готовы ли вы к такому образу жизни? А главное, готовы ли к нему ваши близкие?