| Арабы и христианский мир
Успех арабского завоевания часто связывают с принятием ими мусульманства как объединяющей силы, но примеры германцев, мидийцев, персов, монголов и многочисленных иных завоевателей с периферии доказывает, что причиной успеха был определенный уровень племенного развития и стечение обстоятельств.
Одно из таких обстоятельств – богатство соседних народов, которое, в том числе, приводило к снижению потребности объединяться и воевать. Хорошо живущие люди становятся менее агрессивны, менее готовы рисковать, терпеть лишения и слепо подчиняться вождям. Бедность и зависть, наоборот, провоцируют на агрессию.
Другим фактором часто становились тучные годы, когда благодаря погоде или росту агротехники урожаи или приплод скота значительно росли, детская смертность понижалась, и вскоре молодежи переставало хватать традиционного жизненного пространства.
| Арабские завоевания
Третьим важным условием для успешного завоевания становится уровень технологий. Долгое время централизованное снабжение, массовое производство стального оружия и метательных машин, вкупе с высокой выучкой легионеров, позволяло римлянам сдерживать варварские племена. Однако гражданские войны подорвали силы Империи.
В тоже время, арабы вполне освоили производство высококачественной стали, а также использовали преимущества более дешевой кавалерии, чем та, которую могли выставить европейцы. В результате византийцы потеряли Ближний Восток, а потом и север Африки.
К началу VIII в. арабы прошли по всей линии африканского побережья Средиземного моря и подчинили берберов, которые и стали известны под именем мавров. Мавры чаще были беднее арабов. Многие берберские племена происходили из африканской глубинки, были менее развитые, а потому более фанатичные в религиозном плане. Они слепо подчинялись своим племенным вождям и религиозным лидерам – шейхам.
| Вторжение арабов на Пиренейский полуостров в VIII веке
В Испанию вторглись как берберы, так и арабы, но христиане обычно всех называли маврами или арабами, не слишком разбираясь, где кто. Для самих завоевателей это было важно. В войсках и администрации именно арабы занимали господствующее положение.
При разделе иберийских земель племенам берберов достались бесплодные нагорья Кастилии, до конца не подчиненной, а арабам – благодатные земли Андалусии (юг). Это – одна из причин будущих раздоров мусульман.
К 714 году мавры захватили практически весь Иберийский полуостров, за исключением части Астурии – узкой полоски вдоль северного побережья. И хотя арабы прошлись по всей Астурии, полностью взять ее под контроль им не удалось. Именно сюда бежали остатки не подчинившейся вестготской знати.
В 722 году новоизбранный король Пелайо нанес поражение арабскому отряду, направленному на окончательное завоевание Астурии. С этой битвы иногда отсчитывают начало Реконкисты, хотя арабские завоевания продолжались, выйдя за пределы Иберийского полуострова.
Так, еще в 719 году арабы заняли Нарбонну, а в 725 году Ним и Каркассон. В 731 году, перевалив через Пиренеи на западе, армия вали Абд ар-Рахмана прошла через Ронсевальское ущелье, захватила Бордо, затем Тур и разграбила всю Аквитанию, прежде чем была остановлена франками при Пуатье в 732 году.
Важно отметить, что мавры пришли не столько под знаменем ислама, сколько как обычные захватчики, готовые сотрудничать с любыми политическими силами ради целей обогащения. Межплеменная рознь среди завоевателей никогда полностью не утихала и сдерживалась только надеждами на новую добычу.
Как только экспансия прекратилась, раздробленность мавританских владений Аль-Андалуса, как называли захваченные иберийские земли мусульмане, стала главным фактором ослабления власти захватчиков. С другой стороны, христианский мир не содрогнулся в страхе от пришествия мусульман. Они были не лучше и не хуже викингов, аваров, печенегов и других народов, атаковавших тогда территорию бывшей империи.
| Почва реконкисты
Как известно, война – лишь продолжение политики другими средствами. А политика – это реализация целей и интересов конкретных людей. После прихода мавров социальная картина на Иберийском полуострове начала быстро усложняться.
У христиан был выбор, либо они платят подушную подать (или поземельный налог в случае знати) сверх обычных налогов, либо переходят в ислам, сохраняя положение и имущество. Многие, особенно в среде знати, предпочли второе. Так появился слой ренегадос. Арабы к ним относились плохо, а ренегадос часто мстили за это своим властителям.
Большинство простых христиан сохранило свою веру, но во многом переняло культуру арабов. Таких называли мосарабы (от испорченного мустариб – арабизировавшиеся).
На этой же территории издавна проживало множество евреев. Они говорили на местных романских языках, но сохраняли свою культуру и веру (сеффарды). Во время завоевания многие из них симпатизировали и помогали арабам, ведь те были более толерантны к их вере, чем христиане.
Одним из первых «социальных разломов» при новой власти стала вражда ренегадос и арабской аристократии. Арабы презирали ренегадос, но и завидовали им. Дело в том, что сами арабы и берберы обычно оседали в сельской местности, а ренегадос оставались в городах, включались в торговлю и оказывались успешнее своих господ.
В X в. вражда привела к почти полному уничтожению ренегадос в ряде городов Аль-Андалуса. Постепенно ухудшалось и положение христиан, которых мавры рассматривали как «иностранных агентов», т.е. подозревали в симпатиях к христианским княжествам.
А таких вскоре возникло сразу несколько. На северо-востоке – Леон (включавший в себя Астурию) и Кастилия, на северо-западе – Каталония, Наварра, Арагон, графство Барселона. Все они вели ожесточенные войны как с арабами, так и между собой.
При этом отношения мусульманской и христианской знати были довольно теплые. Взаимные симпатии и представления о должном приводили к бракам, постоянно заключались союзы и создавались коалиции. Но наблюдались и отличия.
В то время культура христиан была более примитивной, а жизнь более бедной. Бедность возникала не только из-за низкой культуры производства, но и из-за отсутствия хороших земель.
Сами христиане были очень разнородны в племенном смысле. Тут проживали потомки кельтов, баски, свевы, вестготы и т.п. И знать этих народов не слишком терпела друг друга, а короли были слишком слабы, чтобы поставить ее под контроль. Отсюда раздоры и постоянные войны между собой.
Похожая ситуация сложилась и у арабов. Но, в то время как фронда аристократии в Аль-Андалусе приводила к появлению аристократических республик и распадению халифата на множество маленьких государств-эмиратов тайф (от таиф – народ, племя), христианская государственность постепенно становится все более централизованной и эффективной. Одной из причин такого положения вещей стала как раз крайняя бедность христианских земель, с одной стороны, и богатство арабов, с другой.
| Первый этап реконкисты
После распада Кордовского халифата в 1031 году, распад Аль-Андалуса на множество тайф стал свершившимся фактом. Христиане стали теснить все тайфы, при том, что внутренние раздоры продолжались. Наиболее сильным правителем этого времени оказался король Кастилии Фернандо I Великий, захвативший Леон и в 1039 г. объявивший себя императором Испании.
Однако после смерти Фернандо в 1065 году, «империя» была разделена между его тремя сыновьями. Король Кастилии Санчо II Сильный (1065-1072) в 1067 г. начинает «войну трех Санчо»: против Санчо Наваррского и Санчо Арагонского, одновременно пытаясь избавиться от братьев.
В конце концов он был убит леонским «ассасином» по приказу собственной сестры. На троне Кастилии оказывается король Леона Альфонсо VI Храбрый, который обманом пленил третьего брата и, опираясь на ресурс трех королевств, начал войну с маврами.
В 1085 г. кастильцы с помощью французских рыцарей захватили древнюю столицу вестготского королевства и стратегически важный город Толедо, а затем Валенсию. Напуганные их успехами эмиры тайф решили призвать на помощь сахарских берберов – захвативших на тот момент всю Африку морабетинов (морабетины или альморавиды - «религиозные люди»).
Арабы осознавали опасность морабетинов и для них самих. В источниках приводятся слова эмира Севильи сыну: «Всё это истина, но я не желаю, чтобы потомство укоряло меня за то, что я был причиной захвата Андалузии неверными».
Вторжение возглавил вождь африканских альморавидов Юсуф, которому на тот момент было 70 лет. После высадки на полуострове Юсуф писал: «Люди приходили посмотреть на наших воинов, они прибегали к ним из самых разных областей, изумляясь их облику и презирая их одежды и их манеру говорить, ибо ничего в них не было им по вкусу, кроме лошадей и щитов».
В 1086 г. в битве при Заллаке Альфонсо VI был разгромлен наголову, а Валенсия потеряна. Только отбытие морабетинов на родину спасло кастильцев от потери всех завоеваний. Однако эмиры вскоре снова призвали Юсуфа на помощь. На этот раз он не добился большого успеха, зато начал захватывать тайфы. К 1111 году вся мусульманская Испания оказалась подчинена морабетинами.
| Сид Кампеадор
Для понимания характера первого этапа Реконкисты стоит посмотреть на карьеру человека, признанного национальным героем Испании. Кастильский дворянин Родриго Диас, известный как Сид Кампеадор (воитель) из Бургоса воспитывался при королевском дворе.
Воевал с Санчо II против арагонского короля, дяди Санчо, защищая платящую Кастилии дань мусульманскую Севилью. Прозвище Кампеадор он получил уже во время «войны трех Санчо», когда выиграл поединок, который должен был заменить битву между кастильским и арагонским королем.
Сид принимал самое активное участие в последовавшей войне Санчо против своих братьев и дважды способствовал поражению Альфонсо, но после смерти своего короля признал власть Альфонсо VI и даже женился на его троюродной племяннице. Знаменитой стала история, как Родриго по поручению короля отправился за данью к эмиру Севильи и заодно разбил воевавших против Севильи гранадцев и кастильцев, также посланников Альфонсо.
В конце концов военные удачи и самостоятельность Кампеадора стали раздражать Альфонса и в 1008 г. он был изгнан из королевства. Со своей дружиной Родриго Диас поступил на службу к эмиру Сарагосы.
Воюя как наемник за и против разных эмиров и их христианских союзников, он разбил короля Арагона, графа Барселоны, эмира Валенсии и многих других более мелких полководцев. Его слава разошлась по обеим Испаниям, и мусульмане дали ему прозвище Сид (от сеид - господин).
В Валенсии Сид разгромил противников эмира аль Кадира, вернул ему трон, а когда Альфонсо VI осадил Валенсию, то Сид опустошил и его земли. Кампеадор часто выступал и как каратель, подавляя выступления против плативших ему эмиров, разоряя земли как мусульман, сторонников примирения с христианами, так и собственно христиан.
После поражения от альморавидов в 1087 г. Альфонсо возвратил Родриго на службу и отправил защищать Валенсию, платившую Кастилии дань. Однако в 1088 году король вновь заподозрил своего вассала в предательстве. Чудом избежав казни, Родриго второй раз оказался в изгнании.
На этот раз Кампеадор стал действовать более решительно. Опираясь на смешанную дружину из мусульман и христиан, он самостоятельно обложил данью многих мусульманских правителей, а затем захватил Валенсию, где и правил до самой смерти совершенно независимо.
Остается только удивляться, как национальным героем Испании стал человек, не сделавший, собственно, для Испании совершенно ничего. Более того, Сид часто выступал как каратель против своего народа, став врагом многих христианских королей, пытавшихся бороться с маврами.
С другой стороны, как раз характерно, что в это время и речи не шло о противостоянии с мусульманами. Многочисленная независимая знать демонстрировала религиозную индифферентность при высоком престиже военной доблести. Герой – это завоеватель.
На этом всё! Скоро выйдет вторая часть. С вами был канал «Что? Где? Когда? История на пальцах». Удачной вам истории!