То, есть на кулинарном сленге мира говяжьих стейков «до состояния подошвы». Забросили вчера добрые люди очередную сахарную косточку диванному милитаристу: «Китай представит для участия в грандиозном военном параде третьего сентября сверхмощные микроволновые системы вооружения на автомобильном шасси» Будет теперь НОАК невидимыми лучами жарить электронику роящихся дронов «на расстоянии нескольких километров» вокруг своих военных баз и критической инфраструктуры.
Не новость
Тема СВЧ-вооружений была крайне популярна все 2010-е, попав в антинаучную категорию «оружия на новых физических принципах», куда отнесли десятки проектов систем, поражающих цели при помощи сверхвысокочастотного/микроволнового электромагнитного излучения.
Наиболее плотно занимались вопросом мы, американцы, политические иудейцы, самураи, а все остальные по мелочи. Китайцы притопали на подогретый СВЧ-лучами милитаристский дастархан последними, но денег ввалили ... на круг больше всех вместе взятых. Открыв только публичных проектов около трёх десятков. Сколько секретных – бог весть.
Если отбросить рекламную чепуху ежегодных оружейных Форумов и выставок, то единственным серийным продуктом из категории «СВЧ-оружия» является русский микроволновый «выжигатель» (на армейском сленге – отжигатель) МДР 15М107 «Листва», машина дистанционного разминирования, состоящая на балансе Ракетных Войск стратегического назначения ВС РФ. Сопровождающая грунтовые подвижные ракетные комплексы 15П155М «Ярс» и наверняка – знаменитый «Орешник», в девичестве РС-26 «Рубеж».
МДР «Листва» представлен броневиком СБА-60-К2 «Булат» с расположенной впереди крупной рамой миноискателя и параболической излучающей антенной на крыше (она же боевая часть «микроволновой пушки»). Принцип работы простой: машина разминирования в автоматическом режиме сканирует дорогу и обочины на сотню метров впереди поискового модуля, выявляя опасные предметы. В случае их обнаружения звучит сигнал тревоги, на проверку выдвигается штатный разведывательно-инженерный дозор.
Но в ряде случаев (при срочной переброске) включается аппаратура комплекса, внешняя антенна формирует мощные сверхвысокочастотные импульсы в секторе передней полусферы шириной до 90°. Мощность такова, что электронные/электрические/дистанционные взрыватели установленных диверсантами мин просто выгорают из-за бешеной силы индукционных токов. Взрывное устройство может сработать нештатно до прохождения колонны, либо превращается в бесполезную и безопасную тыкву.
Выпускается МДР «Листва» серийно с 2014 года, какая именно аппаратура скрыта внутри бронекорпуса и в специальных ящиках на крыше – неизвестно, но общий принцип действия «СВЧ-пушек» позволяет предположить, что перед нами более компактное воспроизведение Мобильной Микроволновой системы защиты «Ранец-Е» (кто-то называет «Ранец-Э») разработки Московского радиотехнического института РАН из начала 2000-х. Это был пятитонный контейнер на шасси «МАЗ-543» со съёмными антенными блоками, выдававший мощность излучения в 500 мегаватт при излучении волн сантиметрового диапазона и при генерации импульса порядка 10-20 наносекунд.
Заявлялось, что при использовании 50-децибельного антенного блока гарантировало поражение электроники летательного аппарата или управляемого боеприпаса на дальностях до 14 километров, помехи возникали на дальностях 40 километров. А предназначался комплекс для прикрытия стратегических объектов или войск на марше от большого количества существующих типов управляемого оружия и беспилотников.
Достаточно узким нацеленным лучом до 20°. Для более юрких целей могла применяться 45-децибельная антенна «меньшей дальности» не более 8-ми километров, но с более широким сектором захвата в 60°. В «Листве» применены схожие технологии на более миниатюрной компонентной базе уникальных транзисторов, выпускаемых штучно и разрядных формирователей наноимпульсов с мощными системами охлаждения.
Другим русским образцом «СВЧ-пушки», едва не пошедшим в большую серию, был перспективный многомодульный комплекс «малой ПВО» на базе машины «Тайфун-ВДВ», если правильно помню. Агрегат уникальный, с несколькими системами вооружения. Первый: зенитная установка ЗУ-23 калибра 23-мм, управляемая через очки дополненной реальности с элементами ИИ-обработки изображений для точного определения оптимальных вариантов поражения. Присутствовал и «блок СВЧ-обнаружения, сопровождения и подавления малых БПЛА». Третьим значился маломощный лазер, четвёртым – ПЗРК «Верба» на автоматической турели. Всё управлялось единой СУО.
Данный комплекс продавался «Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК)» как «оружие на новых физических принципах», но дальше закрытых выставочных павильонов для высших чинов Министерства Обороны РФ комплекс не пошёл, несмотря на проведённые полигонные испытания.
Бают сведущие люди, что подвели разработчиков излишне ретивые пиарщики, постаравшиеся перед высокообразованными специалистами высадить развесистую клюкву с навязчивой рекламой «оружия на новых физических принципах». Под названием «релятивистского генератора и зеркальной антенны» новой СВЧ чудо-пушки. Тут есть научная тонкость, поскольку любое оружие разделено по физическим процессам (холодное, огнестрельное) или принципам поражения (ядерное, химическое, бактериологическое).
А представленное «революционное физическое явление» вполне укладывается в хорошо известное со Второй Мировой «лазерное, радиочастотное, пучковое» вооружение, нацисты долго баловались с такими боевыми микроволновками. Потом направление развилось в различные средства радиоэлектронной борьбы. Потому вопить о «вооружениях на новых физических принципах» было преждевременно, хотя подобные разработки в России ведутся, наш Верховный об этом неоднократно говорил. Но ничего не показывал.
А применение глубоко модернизированных магнетронов из бытовых микроволновок с принципом работы электромагнитного излучателя вовне не есть качественный прорыв технологий. Для их эффективной боевой работы нужно энергоблоки АЭС подключать, да только далее 40 километров подобное «чудо-оружие» не сработает эффективно. Да, Россия обладает технологиями создания атомных (и не только) мини-реакторов, но ставить их на автомобильные шасси в войсковой зоне поражения ... так себе идея.
Глубоко в тылу, для защиты объектов стратегических Сил Сдерживания в облике боевых лазеров ещё туда-сюда. Но тут природу не обмануть, ибо мощность излучателя падает обратно пропорционально квадрату расстояния. Физика-с, так её... Если и говорить об электромагнитном оружии, то проще вернуться к взрывомагнитным генераторам (ударно-волновым излучателям), придуманным академиком Сахаровым в 1950-х., успешно испытанным в 1984-ом. С последующим созданием ЭМИ-бомб и даже боеголовок ракет.
Жуткая штука, способная создать свободную от любой электроники зону в десятки квадратных километров гигантским скачком магнитного поля. С прочими непредсказуемыми плазменными эффектами. Но подобное оружие безумно дорогое и сложное в производстве, поскольку используется чуть упрощённая технология сборки боевых ядерных устройств. Янки применяли в Ираке подобное, но потом к идее охладели. А китайцы же уперлись рогом и начали экспериментировать вообще со всем СВЧ и ЭМИ-оружием.
Россия пошла по другому пути, так называемого «силового РЭБ», уже десяток лет работая над системой Комплекса Активной Защиты (КАЗ) для всех видов боевой бронированной техники на базе проекта «Афганит» НИИ Стали. По задумке конструкторов, данный комплект мощным СВЧ-импульсом должен нейтрализовать радиолокационное наведение атакующих ракет, радиосвязь с пусковой установкой противника, нарушать штатную работу головки самонаведения систем «выстрелил и забыл».
Выводы
Если говорить о китайских товарищах, то денег у них много, а потому «микроволновые пушки» они строят бесчисленными малыми сериями. От корабельных тумбовых установок «залпового огня», до самых фантастических систем поражения ионосферы хрестоматийными взрывомагнитными генераторами. Но самое большое развитие замечено в средствах так называемой малой ПВО. Большей частью не выдерживающей никакой критики, особенно когда ханьцы снабжают комплексы лёгкой бронёй.
Знаком по выставочным образцам с несколькими модификациями китайских «СВЧ-пушек» на четырёхосном специальном шасси «Тип 625Е» с разными фазированными антенными решетками (ФАР) и радиолокаторами. Но их применение на переднем крае можно считать великой глупостью, поскольку дурынды с огромными «парусами» может и поджарят до состояния подошвы подлетающие дроны, но проиграют обычному артиллерийскому расчёту с чугунием. Или полу-залпу неуправляемых ракет древней РСЗО, стоит данному агрегату засветиться в разведывательно-ударных контурах.
Более крупные микроволновые комплексы контейнерного типа НОАК тоже давно гуляют по выставкам с интернетами с просто огромными фазированными решётками, телескопическими опорами и приводами наведения. Но ничего выдающегося за ними не замечено, кроме рекламных роликов с полигонов, когда малые БпЛА рушатся оземь в прямой видимости данных комплексов. Тут обычная малая зенитка из начала 1930-х справится лучше, если честно. Одним словом, проектов и малых серий у китайских товарищей не счесть. От стационарных комплексов – до систем с круговой или секторальной наводкой на нескольких на большегрузных многоосных платформах.
Но без практического применения говорить о каких-то фантастических прорывах в создании электромагнитного оружия поостерегусь. Физика-с. Накачать огромную мощность СВЧ-пушки можно, даже довести дальность поражения на десяток километров. И что? Сколько займёт перезарядка такого монстра? А что делать с погодой? Потому и были в СССР законсервированы десятки проектов наземного и воздушного применения СВЧ-орудий, поскольку война такое дело ... не только в сухом солнечном климате ведётся.
Тогда электромагнитные и прочие высокочастотные приблуды были отнесены к перспективным вооружениям для космоса, как появятся компактные ядерные энергетические установки. А для войск оставили программу самоходного комплекса 1К17 «Сжатие» на платформе 2С19 «Мста-С» и «комплексы визирования» на шасси БМП. Слепящие оптоэлектронику противника (тепловизоры, инфракрасные приборы) за счет энергетического перенасыщения. Но дело далеко не зашло, больших серий военные не заказали, что совершенно оправдано. Не надо слепить, надо бить.
А выводить на передний край или оперативно-тактическую полосу громоздкие агрегаты с энергетическими установками большой мощности – сомнительное развлечение. Потому танцы с передвижными СВЧ-пушками предпочту считать острой тягой к изобретательству, весьма полезному делу. Дающему немало смежных патентов, перспективных направлений для дальнейших исследований. А когда китайские товарищи «сбивают» (или роняют сами) малые дроны в безоблачный день, располагая цели для чудо-пушки на полигоне аккурат против Солнца для усиления СВЧ-эффекта, то дело попахивает фанаберией.
Куда эффективнее и дешевле для борьбы с даже роящимися дронами ставить в строй легкие подвижные зенитные артиллерийские комплексы с управляемыми снарядами. Например, 57-миллиметрового калибра, чем и заняты ныне наши оружейники. Ибо тратить ЗУР «Панцирей» на дешёвые беспилотники не есть рачительное отношение к закромам Родины и здравому смыслу.
А китайцы молодцы, не спорю. Но их НИОКР и ВПК пока проходит стадию становления-оперения, всего-то лет двадцать назад вылупившись из яйца. Делать толком они ничего не научились, ни танка хорошего, ни боевого самолёта, ни подводной лодки, ни достойного ракетно-артиллерийского вооружения там не наблюдается. Но направление взято верное, инженерная школа куётся потрясающая, промышленная база ей под стать. А о СВЧ-пушках ... поговорим лет через дюжину, ветвь интересная, но пока нишевая.