Найти в Дзене

Величие природы и любовь к каждой травинке в картинах Ивана Шишкина

Его картины порой можно спутать с фотографиями - настолько точно передана фактура каждого листика, каждой травинки, изгибы ветвей и кора деревьев... Будущий великий художник-пейзажист с детства восхищался великолепием русской природы, красоту которой воспоёт в своих многочисленных шедеврах. Родился Иван Иванович Шишкин в 1832 году в Елабуге в семье купца. Художественное образование начал получать в Московском училище живописи и ваяния, выбрав для себя направление живописи. Продолжил образование в Императорской Академии художеств, где его работы удостаивались серебряных медалей уже в первый год учёбы. Во время учёбы художник вместе с однокурсниками много путешествовал по живописным местам. Особое влияние на его стиль оказал остров Валаам. Позже он ещё не единожды возвращался сюда за вдохновением и уединением, оставив свои этюды в расщелинах скал. Дикая природа северного острова запечатлена на нескольких полотнах, принесла художнику серебряные и золотые медали Академии художеств. А вмест

Его картины порой можно спутать с фотографиями - настолько точно передана фактура каждого листика, каждой травинки, изгибы ветвей и кора деревьев... Будущий великий художник-пейзажист с детства восхищался великолепием русской природы, красоту которой воспоёт в своих многочисленных шедеврах.

Родился Иван Иванович Шишкин в 1832 году в Елабуге в семье купца. Художественное образование начал получать в Московском училище живописи и ваяния, выбрав для себя направление живописи. Продолжил образование в Императорской Академии художеств, где его работы удостаивались серебряных медалей уже в первый год учёбы.

«Сосна на песке» 1884г.
«Сосна на песке» 1884г.
«Берёзовый лес» 1871г.
«Берёзовый лес» 1871г.
«Лесные дали» 1884г.
«Лесные дали» 1884г.
«Туманное утро» 1885г.
«Туманное утро» 1885г.
«Опушка леса» 1882г.
«Опушка леса» 1882г.
«Полесье» 1884г.
«Полесье» 1884г.

Во время учёбы художник вместе с однокурсниками много путешествовал по живописным местам. Особое влияние на его стиль оказал остров Валаам. Позже он ещё не единожды возвращался сюда за вдохновением и уединением, оставив свои этюды в расщелинах скал. Дикая природа северного острова запечатлена на нескольких полотнах, принесла художнику серебряные и золотые медали Академии художеств. А вместе с ними и возможность поездки заграницу для изучения опыта лучших мастеров.

«Сосна на Валааме» 1858г.
«Сосна на Валааме» 1858г.

«Ущелье на Валааме» 1860г.
«Ущелье на Валааме» 1860г.

«Вид острова Валаам. Местность Кукко» 1859г.
«Вид острова Валаам. Местность Кукко» 1859г.

В рамках своего заграничного путешествия Иван Шишкин побывал в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе, где посетил художественную школу и написал по заказу коллекционера знаковую картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».

Здесь мы видим тяжёлые тучи, поглощающие солнечные лучи на заднем плане. Солнце ещё не скрылось из виду, однако вот-вот хлынет дождь. Нашему взору предстают дубы, а за ними открываются бескрайние дали и природа предстаёт в своём величии. Дополняет панораму небольшой домик. Как часто и как давно бывали здесь люди?

В этом полотне мастер отразил новые знания, полученные в своей заграничной поездке. Это оценила Императорская Академия художеств и присвоила Ивану Шишкину звание академика.

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа» 1864–1865гг.
«Вид в окрестностях Дюссельдорфа» 1864–1865гг.

Иван Шишкин известен не только как пейзажист. Он был также талантливым мастером гравюры и литографии. С его именем связано возрождение авторского эстампа России 19 века. Ранее русские художники-граверы копировали европейские образцы или собственные картины. Это был дешёвый способ создания репродукций своих работ.

И.Шишкин создавал композицию, перерабатывал доски, самостоятельно печатал гравюры и литографии, ища наиболее удачные способы. Так, для работ в технике офорта художник использовал различные приемы, сочетая подкладки кроме бумаги (батист, бархат, шелк), рисовал краской на доске, добавлял тени, пятна, блики. Это помогало добиться разнообразия и уникальности работы, глубины тонов.

Офорт - печатная графика, гравюра на металле, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), на которых производится травление поверхности печатной формы кислотами.

«Ели в Шуваловском парке» 1886г.
«Ели в Шуваловском парке» 1886г.
«Ульи» 1892г.
«Ульи» 1892г.
«Пески» 1886г.
«Пески» 1886г.
«Белые цветы» 1877г.
«Белые цветы» 1877г.
«Папоротники» 1885г.
«Папоротники» 1885г.
«Аю-Даг» 1892г.
«Аю-Даг» 1892г.

Наследие великого мастера-живописца насчитывает более 500 картин, более 100 гравюр и офортов, выставленных в музеях и галереях. Он писал всю жизнь. Творчество помогло ему оправиться после тяжёлого периода потери жены и двоих маленьких сыновей. Смерть застала Ивана Ивановича Шишкина в Санкт-Петербурге во время работы над очередным полотном.

«Лесное царство». Неоконченная картина И.Шишкина, 1898г.
«Лесное царство». Неоконченная картина И.Шишкина, 1898г.

Другие известные картины великого художника, не вошедшие в эту подборку, вы можете посмотреть в этой статье.

Портрет И.Шишкина, художник И.Крамской, 1880г.
Портрет И.Шишкина, художник И.Крамской, 1880г.

Благодарю за внимание, дорогой читатель! Если интересуетесь изобразительным искусством и иллюстрацией, добро пожаловать на этот канал. Также здесь представлены мои видеозарисовки для вашего настроения.