Отношения с Азербайджаном – оселок способности России быть мировой державой Отношения с Азербайджаном - это тяжелейший и по практическим последствиям, и в морально-политическом смысле провал отечественной внешней политики. Поскольку связи со странами СНГ у нас являются сферой ответственности преимущественно не МИДа, а Администрации президента, виновных надо искать в первую очередь там. Хотя, конечно, и МИД, и другие ведомства, в чьи задачи входит обеспечение президента достоверной информацией и предложениями по необходимым действиям, тоже оказались не на высоте. Виновные же обязательно должны быть не только указаны, но и наказаны – во-первых, чтобы такое не повторилось, скажем, в случае с Казахстаном и странами Средней Азии (хотя, скорее всего, повторится), и во-вторых, чтобы хотя бы отчасти уверить граждан нашей страны, что ошибки действительно признаются, и не только признаются, но и исправляются, а это возможно только после серьёзных кадровых выводов. Сегодня можно сколько угодно костерить Ильхама Алиева, и он этого заслуживает (ниже приведу полностью два наиболее содержательных комментария на этот счёт), но он, Алиев, такой, потому что это Россия позволила ему стать таким. Квинтэссенцией ошибочности нашей линии в отношении Азербайджана, мне уже не раз приходилось писать об этом, стала позиция по Нагорному Карабаху. Нагорный Карабах должен был стать нашим, российским, форпостом в Закавказье. При помощи такого форпоста мы могли бы с гораздо более сильных позиций вести дела и с Баку, и с Ереваном. Для этого, правда, не хватало «малого»: желания вести дела со странами СНГ с позиции силы. Однако сила силой, но есть ещё и долгосрочный расчёт. Или – хотя бы среднесрочный. Уже в 2014 году после крымской истории следовало изменить нашу позицию непризнания права народа Нагорно-Карабахской республики на самоопределение и признать результаты проведённого в ней в 1991 году референдума о провозглашении независимости. А ещё лучше было сделать это после 2008 года, учтя грузино-абхазско-юго-осетинский пример. Ведь в итоге-то, пусть и через не хочу, проведя их через восемь лет физических и моральных страданий, руководство России всё же признало право на самоопределение граждан ДНР и ЛНР! Не вижу, кстати говоря, никакого смысла здесь ссылаться на позицию Еревана – повторяю ещё раз: это нам было нужно, а не им, мы должны были создавать собственный форпост в Закавказье. Была бы поставлена такая задача, и с Ереваном работали бы иначе. Та же самая ошибка, надо сказать, была сделана и в отношении Приднестровья. Это вообще слабость политики современной России на пространстве бывшего СССР: неготовность ставить крупные задачи. И - решать их, конечно! Возвращаясь к Ильхаму Алиеву: по его будущему я лично и буду определять, есть у нашей страны реальные перспективы удержать пространство бывшего СССР под своим влиянием (я сюда включаю и Прибалтику, до неё дело обязательно должно дойти) или нет. А это, понятно, и есть оселок того, являемся ли мы настоящей мировой державой или - просто очень большой по территории страной с ядерным оружием.
Ильхам Алиев признал Азербайджан отторгнутой частью России
Ильхам Алиев объявил, что нахождение Азербайджана в СССР было результатом «российского вторжения» и «оккупацией».
«В апреле 1920 года российская армия вторглась в Азербайджан и оккупировала его»
В российских СМИ и социальных сетях нет предела возмущению.
Однако прежде чем бросать камни в Ильхама Алиева давайте внимательно разберем, что же он сказал.
Во-первых, он сказал, что «вторгшаяся» на территорию современного Азербайджана Красная армия – это была российская армия.
Во-вторых, он сказал, что «оккупация», вызванная «вторжением» российской армии продолжалась вплоть до обретения Азербайджаном независимости в 1991 г.
Все это означает, что руководитель Азербайджана признал очевидное – факт непрерывности русской истории и государственности.
Признал то, о чем еще в 1948 году писал крупнейший советский специалист в области международного права профессор Федор Иванович Кожевников:
«Великая Октябрьская социалистическая революция не создает в юридическом смысле нового субъекта международного права. Субъектом этого права по-прежнему остается Россия... СССР... это - Россия, но в виде социалистического союзного государства»
Что следует из сделанного Ильхамом Алиевым признания?
Во-первых, что российская армия никак не могла в 1920 г. «вторгаться» в Азербайджан.
Российская армия в 1920 г. под Красным флагом вошла на свою собственную территорию для борьбы с сепаратистами и установления социально-экономического и политического порядка в соответствии с волей новой российской власти.
Никакого Азербайджана, как субъекта международного права, на тот момент не существовало, а территория современной Азербайджанской Республики была международно-признанной территорией России.
Во-вторых, что ни о какой российской/советской оккупации Азербайджана до 1991 г. не может быть и речи.
Международное право четко определяет, что оккупацией является временное занятие в результате военных действий чужой территории без…
...
Вы читали ознакомительный фрагмент статьи. Продолжить чтение можно на нашем сайте, перейдя по ссылке: https://www.razumei.ru/inews/20250829/6243/mifologiya-alieva-ili-s-takim-sultanom-azerbaidzhanskomu-narodu-nichego-ne-svetit
Подпишитесь на наш канал 'Мировоззрение Русской цивилизации' в Телеграм