Только сейчас я добралась до старого голливудского фильма "Козерог-1", снятого еще в 1977 году Питером Хаймсом и вышедшего в широкий прокат в 1978.
Шел он и в кинотеатрах СССР, но я тогда его не видела. А тут попался в сети, и посмотрела не торопясь - в два приема.
О чем кино
Для тех, кто вдруг не знаком с фильмом, вкратце о сюжете. Поскольку фильм старый, нет смысла избегать дисклеймеров. А те, кому важно не знать сюжета, могут просто пропустить этот раздел.
Действие происходит в 1980-х годах (для 1977 это - недалекое будущее, для нас - "ламповое" прошлое).
В США реализуется амбициозная программа пилотируемого полета на Марс - "Козерог-1". Старт намечен на 4 января (хех, в мой день рождения! Я - Козерог, привет марсианам!).
Лететь должны трое астронавтов, все мужчины, но, ради соблюдения политеса, один - темнокожий (этот актер потом очень плохо кончил, не хочу о нем говорить). Впрочем, это не имеет никакого значения.
Руководитель программы Кэллог (актер Хэл Холбрук) - фанатик не хуже Маска, только он финансово зависит от Конгресса, поэтому настаивает на осуществлении программы во что бы то ни стало, иначе проект закроют (да, и мы знаем, что с проектами НАСА такое, увы, случается, когда у власти оказываются люди малообразованные и далекие от науки и космоса).
Фирма, отвечавшая за систему жизнеобеспечения астронавтов, оказалась нечистой на руку. Большую часть выделенных средств она положила себе в карман, а систему сделала халтурно - астронавтам суждено погибнуть на третьей неделе полета.
Ну, бывает... "Воруют, сэр!"...
До сих пор - почти строгий реализм, за исключением того, что в 1980-х никакого пилотируемого марсианского космолета существовать не могло - его нет и сейчас, но почему бы не помечтать?..
А дальше начинается полная фантастика.
За две минуты до старта Кэллог отдает приказ немедленно вернуть уже зашедших в корабль астронавтов и тайно перевезли на секретный военный объект недалеко от Хьюстона. Он объясняет им ситуацию и вынуждает согласиться на участие в афере: корабль улетит без них, а они весь срок марсианской "экспедиции" проведут на той базе, где будет построен павильон и сняты кадры якобы документальной "посадки на Марс".
Им обещано, что по возвращении космолета их доставят на вертолете к месту предполаемого приводнения, они проникнут в спускаемый аппарат и разыграют благополучное возвращение.
Однако незадолго до "посадки" Кэллог сообщает во всеуслышание, что на корабле повреждена теплозащита, связь с астронавтами утеряна - а затем корабль "гибнет" вместе с экипажем.
До троицы астронавтов наконец доходит, что надо немедленно спасаться.
Дальше идет обычный голливудский боевик. Угон легкого самолета, погони за беглецами на вертолетах, две смерти в диких горах, чудесное спасение единственного выжившего с помощью упорного журналиста, разгадавшего аферу, и чудаковатого фермера - владельца "кукурузника".
Финал: торжественные похороны погибших героев космоса в присутствии президента страны - и внезапное явление уцелевшего астронавта Брубейкера и его спасителя, журналиста Колфилда.
Космическая конспирология
В комментариях наших зрителей под фильмом на ЮТубе многократно повторяется тезис: ну вот, мы же знали, что все полеты американцев на Луну - это имитация, снятая в голливудском павильоне! Вот же - откровенное признание в лунной афере! Вот - явка с повинной!
По мне, всё обстоит с точностью наоборот.
Подумайте, мог ли бы появиться фильм с таким сюжетом, да еще с широким мировым прокатом, если бы он раскрывал механизм пресловутой "лунной аферы"? Мне кажется, это исключено. Ибо тут в весьма неприглядном свете выставлены и высшие власти США (президент, вице-президент и Конгресс), и центр управления полетами в Хьюстоне, и спецслужбы, которым поручают исключительно грязные дела. Конечно, свободу слова в Штатах никто не отменял, и взирать на власть влюбленными глазами там до сих пор было не принято, но, раскрой режиссер "правду" о полетах на Луну ("Аааа! Не летали они никуда!"), я думаю, разразился бы скандал, и фильму бы просто не дали ходу. Значит, сюжет воспринимался как фантастический и не имевший отношения к реальности 1970-х годов.
Никаких дискуссий с "нелетальщиками" я вести не собираюсь. Доказательств лунных миссий более чем достаточно. И, кстати, одно из них - то, что радиолюбители на Земле, в том числе в СССР, связывались с астронавтами на Луне. Имитировать эту связь невозможно. А в Америке нашлись умельцы, которые перехватывали переговоры астронавтов с Хьюстоном на кустарном самодельном оборудовании.
Именно фактор связи оказался той самой деталью, которая помогла разоблачить преступников-аферистов из "Козерога".
Фантастическая фантастика
Если не смотреть фильм на голубом глазу, а вдумываться в происходящее, то окажется, что там одна фантастическая нелепость громоздится на другую. И все вопросы остаются без ответа.
Почему воровство компании, отвечавшей за жизнеобеспечение, не было вскрыто вплоть до самого последнего этапа, когда полет уже нельзя было отменить?
Если об этом было известно заранее, то почему Кэллог не поднял скандал, а предпочел скрыть преступление и придумать аферу со съемками и последующим устранением астронавтов?
Каким образом можно было незаметно для всех, кто наблюдал за стартом "Козерога", извлечь из корабля и увезти со стартовой площадки трех астронавтов буквально за две минуты до старта? Сам старт был реальным! И проходил в присутствии многочисленной публики с биноклями и телекамерами. Вдобавок, полагаю, такой трюк физически невозможен - любая техника, находившаяся поблизости, была бы уничтожена в момент старта.
В аферу было вовлечено очень много людей. Тут и водители автомобилей, самолета и вертолетов, перемещавших астронавтов, и охрана базы, и другой персонал (астронавты должны были питаться, спать, одеваться!), и киношники, устанавливавшие аппаратуру и реквизит, снимавшие "марсианские" кадры, и так далее. И что, физически устранить нужно было только астронавтов и больше никого? Свидетели совсем не в счет?
Могущественные спецслужбы пытаются вывести из игры дотошного журналиста Колфилда, который каким-то образом оказался в ЦУПе и вдруг сообразил, что радиосигналы, выдаваемые за марсианские, на самом деле идут с Земли, причем откуда-то из окрестностей Хьюстона.
Тут сразу несколько вопросов.
А что, никто больше в Хьюстоне на заподозрил ничего подобного? Сидит куча умных людей, смотрит на экраны с циферками, и всем - ОК? Любопытный журналист - умнее всего ЦУПа?.. Других таких не нашлось? Еще раз вспомним о реальных радиолюбителях, которые в 1969 году перехватили переговоры Хьюстона с Луной на аппаратуре, склепанной на коленке.
Далее: те самые спецслужбы, которые столь успешно устраняют двух из трех беглецов, почему-то никак не могут заставить замолчать Колфилда, который упорно продолжает копать под аферистов. Ему морочат голову, ему подстраивают автокатастрофу (у машины отказывает управление, Колфилд летит с моста в воду, но выбирается живым), за ним гоняются - но он остается живым и здоровым, и выясняется, что не такой уж он недотёпа, каким казался вначале...
В общем, когда смотришь подряд и увлекаешься экшеном, всё нормально, но я-то смотрю кино как фантаст-правдолюб, мне драки и стрельба не очень интересны, зато интересна убедительность происходящего - а тут с убедительностью дело обстоит не очень благополучно.
Голливуд - такой Голливуд. Законы жанра превыше житейской логики.
И еще одно: фильм - почти исключительно мужской. Все женские персонажи - эпизодические и малозначащие. Подружка Колфилда, жены трех астронавтов (последним отведена роль любящих страдалиц) и смешная тетенька из квартиры, в которой ранее жил друг Колфилда. Всё в согласии с жанровыми нормами типичного боевика. Женщины ничего не решают и ничего не значат, они - только овощной гарнир к основному блюду, горячему стейку, обильно политому фантастическим кепчупом.
Стоит ли смотреть? Мне было интересно, но только в определенном разрезе: и как исторический артефакт, и как образец голливудской продукции, связанной с космосом, и просто как пища для размышлений.
--
Не скажу, что моя фантастика - прямо такая научная. Вовсе нет. "Заклепками" не увлекаюсь, потому что в них не разбираюсь. Но стараюсь, чтобы поступки героев выглядели правдоподобно и психологически убедительно. Даже если герои, как в свежем романе "Бегство "Соллы"", сплошь инопланетяне.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
Авторские аудиверсии семи книг есть на Литмаркете и Литсовете. Первые четыре - бесплатно.
Новый роман, "Бегство Соллы", приквел к "Хранительнице" - пока только на Автор.тудей, зато даром.