Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Какой выход нашла чешская Skoda после кризиса 2022 года и ухода из РФ

Удивительно, по итогам июля на ключевом для себя рынке чешский автопроизводитель Skoda оказался номером 2, пропустив вперед только немецкий бренд Volkswagen. А по итогам первой половины текущего года чешская марка вошла в первую тройку ведущих брендов Старого континента. Успехи чешской компании налицо. Вдобавок, судя по финансовому отчету «здоровье» чешского производителя отменное (см.инфографику).

Как видим, уход из России весной 2022 года, если и повлиял на состояние чешского автопроизводителя, то только кратковременно. Напомним, что в начале 2023 года руководитель чешского автоконцерна Клаус Заллмер говорил об убытках размером свыше 700 млн евро, и связывал их с прекращением деятельности на российском рынке.

Недавно, весной текущего года топ-менеджмент компании уже предупредил, что не собирается возвращаться в нашу страну. Теперь только можно сожалеть об этом, поскольку совсем недавно, еще несколько лет назад, чехи выстраивали очень интересную модель нового российского автопрома, и были фактически одним из крупнейших инвесторов в автоиндустрию нашей страны. Напомним, что первым массовым экспортным продуктом из России в середине прошлого десятилетия стал кроссовер Skoda Yeti, выпускаемый в Нижнем Новгороде.

Кроссовер Skoda Yeti выпускался в Нижнем Новгороде и стал первым массовым экспортным автомобилем нового российского автопрома. Фото из открытых источников
Кроссовер Skoda Yeti выпускался в Нижнем Новгороде и стал первым массовым экспортным автомобилем нового российского автопрома. Фото из открытых источников

Первые массовые поставки двигателей на экспорт также связаны с чешским концерном, поскольку двигатель ЕА211 – это фактически чешская разработка. В рамках концерна Volkswagen Group чешский автопроизводитель отвечал за это направление.

Вдобавок, в СПИКе подписанном в 2018 году с Минпромторгом РФ, намечалось удвоение мощностей моторного производства в Калуге с 150 до 300 тысяч силовых агрегатов в год, а в рамках концерна калужский завод оставался единственным, где производились бы эти силовые агрегаты для всего пула марок VW Group. Не зря в «ковидном» 2020 году в рамках концерна чешская Skoda Auto была назначена куратором над российским и индийскими рынками. Впрочем, теперь все это в прошлом.

Лифтбек Skoda Octavia самая популярная модель автопроизводителя. Фото корпоративного сайта
Лифтбек Skoda Octavia самая популярная модель автопроизводителя. Фото корпоративного сайта

Но все же, нашла ли чешская компания замену российскому рынку? По прошествии трех лет после этого шага попытаемся ответить на этот вопрос. И обратимся к единственному инструменту, коим является статистика. Для этого достаточно проанализировать таблицу, которую мы составили для двух периодов. Современного – по итогам первой половины 2025 года, и того периода, когда чешская марка чувствовала себя уверенно на российском авторынке, то есть первой половины 2021 года.

Таблица 1

Основные рынки чешской марки Skoda, региональные продажи автомобилей марки, шт.

Составлено по данным Skoda Auto
Составлено по данным Skoda Auto

Как видим, в количественном отношении итоги четырехлетней давности и современности отличаются всего на несколько тысяч автомобилей, что не слишком существенно. При этом продажи на ключевых рынках чешской марки – Западной и Центральной Европы увеличились. Доля марки на этих рынках выросла.

Инфографика по итогам первой половины 2025 года. Скрин с корпоративного сайта компании
Инфографика по итогам первой половины 2025 года. Скрин с корпоративного сайта компании

Что интересно, потеря российского рынка совпала с сильнейшим снижением позиций и на крупнейшем в мире китайском автомобильном рынке. То есть по позициям Skoda нанесен фактически «двойной» удар. И по цифрам статистики чешская компания этот удар держит, увеличивая продажи своих автомобилей на традиционных рынках, и таком как индийский.

Пять лет назад, как уже отмечалось выше, чешскую компанию в рамках VW Group назначили курировать российский и индийский рынки. И рост популярности чешской марки на третьем рынке мира налицо. Как видно из таблицы, продажи в Индии за эти годы увеличились многократно, но все-таки лишь отчасти заместили потерю российского рынка.

Skoda Slavia
Skoda Slavia

Тут надо отметить такой факт. Это маркетологические ошибки работы с индийским покупателем. Дело в том, что модельный ряд, представленный в этой стране включал первоначально лифтбек Skoda Slavia и кроссовер Skoda Kushak. Продажи этих моделей шли достаточно вяло, поскольку маркетологи не учли того факта, что в Индии введены серьезные налоговые льготы для автомобилей, имеющих длину менее 4 метров.

Кроссовер Skoda Kylaq укладывается в индийские нормы. Фото корпоративного сайта
Кроссовер Skoda Kylaq укладывается в индийские нормы. Фото корпоративного сайта

Пришлось исправлять эту ошибку, и с начала текущего года на индийском заводе Skoda стартовал выпуск кроссовера Skoda Kylaq длиной 3995 мм, укладывающегося в индийские правила. И сразу по итогам первой половины текущего года продажи Skoda показали фантастический результат. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года продажи марки выросли на 107,7%. Пока Skoda Kylaq еще не достиг ТОП-списка индийского рынка. Но если дело пойдет так и далее, то все возможно.

Электрический кроссовер Skoda Enyaq
Электрический кроссовер Skoda Enyaq

Сегодня, чтобы удержать позиции на европейских рынках нужны мощные вливания в электромобильное направление, что у чешского автопроизводителя неплохо получается. Новые модели электрического семейства Elroq и Enyaq стали одними из самых популярных на рынках Старого континента.

Мировые продажи модельного ряда автомобилей Skoda в первую половину 2025 г. Инфографика  компании
Мировые продажи модельного ряда автомобилей Skoda в первую половину 2025 г. Инфографика компании

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz