Удивительно, по итогам июля на ключевом для себя рынке чешский автопроизводитель Skoda оказался номером 2, пропустив вперед только немецкий бренд Volkswagen. А по итогам первой половины текущего года чешская марка вошла в первую тройку ведущих брендов Старого континента. Успехи чешской компании налицо. Вдобавок, судя по финансовому отчету «здоровье» чешского производителя отменное (см.инфографику).
Как видим, уход из России весной 2022 года, если и повлиял на состояние чешского автопроизводителя, то только кратковременно. Напомним, что в начале 2023 года руководитель чешского автоконцерна Клаус Заллмер говорил об убытках размером свыше 700 млн евро, и связывал их с прекращением деятельности на российском рынке.
Недавно, весной текущего года топ-менеджмент компании уже предупредил, что не собирается возвращаться в нашу страну. Теперь только можно сожалеть об этом, поскольку совсем недавно, еще несколько лет назад, чехи выстраивали очень интересную модель нового российского автопрома, и были фактически одним из крупнейших инвесторов в автоиндустрию нашей страны. Напомним, что первым массовым экспортным продуктом из России в середине прошлого десятилетия стал кроссовер Skoda Yeti, выпускаемый в Нижнем Новгороде.
Первые массовые поставки двигателей на экспорт также связаны с чешским концерном, поскольку двигатель ЕА211 – это фактически чешская разработка. В рамках концерна Volkswagen Group чешский автопроизводитель отвечал за это направление.
Вдобавок, в СПИКе подписанном в 2018 году с Минпромторгом РФ, намечалось удвоение мощностей моторного производства в Калуге с 150 до 300 тысяч силовых агрегатов в год, а в рамках концерна калужский завод оставался единственным, где производились бы эти силовые агрегаты для всего пула марок VW Group. Не зря в «ковидном» 2020 году в рамках концерна чешская Skoda Auto была назначена куратором над российским и индийскими рынками. Впрочем, теперь все это в прошлом.
Но все же, нашла ли чешская компания замену российскому рынку? По прошествии трех лет после этого шага попытаемся ответить на этот вопрос. И обратимся к единственному инструменту, коим является статистика. Для этого достаточно проанализировать таблицу, которую мы составили для двух периодов. Современного – по итогам первой половины 2025 года, и того периода, когда чешская марка чувствовала себя уверенно на российском авторынке, то есть первой половины 2021 года.
Таблица 1
Основные рынки чешской марки Skoda, региональные продажи автомобилей марки, шт.
Как видим, в количественном отношении итоги четырехлетней давности и современности отличаются всего на несколько тысяч автомобилей, что не слишком существенно. При этом продажи на ключевых рынках чешской марки – Западной и Центральной Европы увеличились. Доля марки на этих рынках выросла.
Что интересно, потеря российского рынка совпала с сильнейшим снижением позиций и на крупнейшем в мире китайском автомобильном рынке. То есть по позициям Skoda нанесен фактически «двойной» удар. И по цифрам статистики чешская компания этот удар держит, увеличивая продажи своих автомобилей на традиционных рынках, и таком как индийский.
Пять лет назад, как уже отмечалось выше, чешскую компанию в рамках VW Group назначили курировать российский и индийский рынки. И рост популярности чешской марки на третьем рынке мира налицо. Как видно из таблицы, продажи в Индии за эти годы увеличились многократно, но все-таки лишь отчасти заместили потерю российского рынка.
Тут надо отметить такой факт. Это маркетологические ошибки работы с индийским покупателем. Дело в том, что модельный ряд, представленный в этой стране включал первоначально лифтбек Skoda Slavia и кроссовер Skoda Kushak. Продажи этих моделей шли достаточно вяло, поскольку маркетологи не учли того факта, что в Индии введены серьезные налоговые льготы для автомобилей, имеющих длину менее 4 метров.
Пришлось исправлять эту ошибку, и с начала текущего года на индийском заводе Skoda стартовал выпуск кроссовера Skoda Kylaq длиной 3995 мм, укладывающегося в индийские правила. И сразу по итогам первой половины текущего года продажи Skoda показали фантастический результат. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года продажи марки выросли на 107,7%. Пока Skoda Kylaq еще не достиг ТОП-списка индийского рынка. Но если дело пойдет так и далее, то все возможно.
Сегодня, чтобы удержать позиции на европейских рынках нужны мощные вливания в электромобильное направление, что у чешского автопроизводителя неплохо получается. Новые модели электрического семейства Elroq и Enyaq стали одними из самых популярных на рынках Старого континента.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz