В чем корень духовных исканий современного человека? Наблюдая за развитием общества, невольно задаешься вопросом: не теряем ли мы в суете прогресса связь с чем-то очень важным? Наука, объяснив множество природных явлений, породила соблазн искать ответы только в области видимых причин, забывая о вопросе о Первопричине. Возможно, одна из главных задач нашего времени – заново открыть для себя знание о Творце, не отвергая при этом достижений разума.
Люди так далеко проникли в секреты природы, что стали пренебрегать великой аксиомой о существовании Создателя всего сущего. Даже среди тех, кто называет себя православными христианами, много религиозности и слишком мало благочестия: формализм преобладает над внутренним признанием Бога, любовью к Христу – люди не знают, что значит жить с Богом и во всем полагаться на Него. Это приводит к печальным последствиям.
Но независимо от этого у каждого из нас, верим мы в Бога или нет, путь на Голгофу лежит через крест. Что такое "крест"? Наш жизненный путь, который в Православии называется "крестом", — это не случайный набор событий, а уникальный замысел, предназначенный для каждой души. Это своего рода индивидуальная программа роста, составленная с высшей любовью и мудростью. Все встреченные нами испытания, трудные люди, неожиданные потери и радости — это не наказание, а важнейшие уроки. Их цель — шлифовать наш дух, пробуждать в нас сострадание, смирение и силу, ведя к главной задаче: осознанию своей связи с Творцом и раскрытию в себе любви как высшей формы бытия. В Евангелии все символично и имеет глубокий смысл: не просто так говорится, что Иисус сам нес свой тяжелейший крест на гору, где его распяли – на Голгофу.
Станет ли крест спасительным для нас или вызовет ожесточение и разочарование зависит от того, сможем ли мы понять Для Чего посланы нам те или иные события в виде испытаний, чему они должны научить нас, какие уроки мы можем извлечь, как изменить свою реакцию на обстоятельства, научимся ли принятию всего происходящего с нами как Божьей воли. Главный вопрос в том, сможем ли принять все события и свои переживания как повод, чтобы внутренне измениться к лучшему, переосмыслить свое поведение и мотивы поступков. Огромного количества страданий, болезней и других проблем можно было избежать, но для этого надо разобраться в том, какие духовные законы нарушены нами лично и родом, какие кармические задачи и ложные установки мы должны осознать, чтобы их преодолеть.
Мы помним, что Господь дает каждому крест по силам, но неужели мы должны радоваться тому, что страдаем? Слова Спасителя о Кресте: "Кто хочет последовать за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой" очень трудно по-настоящему принять. Обычным людям хочется скорее избегать страданий, чем искать их. А сталкиваясь со скорбями – искать не смысл или радость в этом, а стремиться от страдания избавиться или избежать его. Но все меняется, если мы осознаем как действуют духовные законы и понимаем значение Креста Христова в нашей жизни.
Боль, неудачи, испытания, вся наша жизненная борьба с самим собой и принятие любых обстоятельств как печальных, так и радостных – это и есть наш крест. Крест имеют все – и верующие, и неверующие. Да, путь на Голгофу лежит через несение креста и так было, есть и будет во все времена. Но ведь если мы не можем изменить обстоятельства, то изменить свое отношение к ним находится в нашей воле!
Как описано в Евангелии, один был крест Христов, подающий жизнь, другой был крестом доброго разбойника, а третий – крестом злого разбойника, который, удалился от Бога на всю вечность, так и не повернувшись к Христу. Такова ситуация и сегодня – есть три пути и каждый сам выбирает, какому из них ему следовать.
Страдания имеют смысл не в самих себе, но в том, как мы воспринимаем их, и чему учимся через них. Если мы воспримем свой крест духовно, то он станет дорогой нашего роста и живоносной силой, он будет приносить нам новую жизнь и новое понимание, опыт преодоления трудностей и осмысление испытаний. Если наши скорби, боль, труды, борения мы сумеем воспринять в духе Христовом, то все это принесет много радости в наше сердце и мы из пережитого извлечем полезные уроки и опыт на будущее, почувствовав заботу Бога о развитии нашей души.
Если же мы будем принимать все с ропотом, внутренним сопротивлением, с хулой на Бога, с неблагодарностью, как злой разбойник, то только больше ожесточимся и это принесет нам духовную смерть и как следствие физические болезни, и тогда испытания, из которых не извлечен опыт, продолжатся.
Когда же мы научимся принимать все происходящее как благо, будем взирать на пример Христа и иметь Его в душе, тогда Он придаст нам силу, чтобы нести свой крест радостно, с Божьей помощью.
Вся наше бытие, его повседневные заботы, наш дом, мы сами, наши мысли, наше отечество, наш возраст, время жизни – это и есть наш собственный крест. Но часто и мы сами для себя неразумным поведением и не соблюдением заповедей навлекаем проблемы, сложности, болезни из-за своих грехов и слабостей, доводя их до страстей, а то и до пороков. Все в таких случаях думают про "удары судьбы", а на самом деле это является результатом нарушения духовных законов самими же людьми и яркой иллюстрация того, что все страдания имеют смысл. И его надо понять, а не пенять на судьбу и "крест". У нас верующие очень любят говорить про "крест, который нужно нести", а ведь своим же неразумием его себе и утяжеляем.
Все это подобно мраку, в котором мы блуждаем, или тучам, скрывающим горизонт и несущим тоску и боль в нашу жизнь. А Господь – это Солнце Правды, он учит нас жить по Его заповедям, показывая путь нашего развития к Свету через работу над собой и богоугодное дерзновение меняться, самосовершенствоваться, преобразуя свои минусы в плюсы, не накапливая негативные энергии, а трансформируя их из отрицательных энергий грехов и страстей в положительные энергии добродетелей.
Любому страданию дана великая очистительная и воспитательная сила, так как оно пробуждает дух человека. В нём закаляется стойкость, мужество, самообладание и характер. Без страданий и испытаний нет ни истинной любви, ни подлинного счастья. Тот, кто стремится духовно расти, должен учиться преодолевать все возникающие трудности. Но до понимания этого надо ещё созреть.
В моменты скорбей, а то и отчаяния следует посмотреть на распятие и подумать так: "Христос, мне нечего Тебе сказать, не могу я жаловаться Тебе. Не могу спрашивать, за что мне все это. Потому что Твои страдания и Твой Крест становятся ответом на мои вопросы".
Покаяться никогда не поздно, как это сделал один из распятых рядом с Иисусом благоразумный разбойник, сумевший изменить итог своей земной жизни перед самой смертью воскликнув: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем" (Лк. 23:42). Смысл этих словах — просьба о том, чтобы грехи разбойника не помешали ему начать новую, чистую и святую жизнь в будущем. Он верил, что Христос, умирающий на кресте, рано или поздно восстановит своё Царство и не забудет о нём.
В ответ на молитву разбойника Иисус сказал: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". Глубочайший смысл слов, сказанных Иисусом с креста состоит в том, что в этих словах, как и в молитве о распинателях (не ведают, что творят), раскрываются Божественное всепрощение и Божественная любовь. Любовь, которая одинаково простирается на праведников и на грешников, потому что все они — дети Божии.
Именно к такой любви и к такому совершенству призывал Иисус в Нагорной проповеди: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного... Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:44–48).
Человеческие представления о справедливости, которые строятся вокруг понятия о равном, адекватном возмездии, к Богу неприемлимы. Господь не просто справедлив — Он сама любовь и само милосердие. Все зависит от осознанности греха, истинного покаяния и желания человека меняться. Эпизод с благоразумным разбойником открывает удивительную истину: спасение возможно для любого человека в любую минуту, если он обратится к Богу с покаянием. Разбойник — пример такого обращения.
Если бы Христос не распялся, а спас бы человека иным способом, мы бы не могли Его полюбить и почувствовать сострадание к его мукам и страданиям на Кресте. Потому что иначе Христос не смог бы быть причастен нашим скорбям. Тогда мы могли бы Ему сказать: "Да, Ты указал нам на многие правильные вещи, но Ты прожил Свою жизнь хорошо и не испытал боли и страданий как мы, не был искущаем, не испил той чаши, из которой мы пили в своей жизни". Но что мы можем сказать распятому Богу? И распятому за кого – за нас! Его позорили и унижали, Его заплевали и обнажили, ранили, оскорбляли, позорили, как самого последнего человека...И это дает нам основание полюбить Христа и осознать, как Он нас возлюбил. Чтобы и мы в своей жизни имели бесконечное множество причин любить Его и нести свой крест также достойно, как нес его Христос, выполняя свою миссию перед человечеством, свое земное предназначение. Бесстрашие Христа происходит от Его совершенной любви к Отцу и к людям.
Некоторые считают, что Церковь избрала образ распятого Христа для усиления страха Его последователей, но это есть дьявольский вброс, которым внушается, что ядро христианства заключено в манипуляции и контроле за людьми через страх. На самом деле традиционное церковное понимание является прямо противоположным. Крест – это не орудие запугивания, а символ победы над тем, чего человек боится больше всего – над смертью и грехом. Это кульминация бесстрашия. На кресте Иисус прошёл через предельное страдание, одиночество и смерть и не отступил. Он показал, что даже самая страшная тьма не может погасить любовь. Без креста Воскресение теряет силу.
Если бы Церковь изображала только успешного Иисуса, идущего по воде, это была бы религия сильных и удачливых. А где же надежда для слабых, обездоленных, больных, страдающих, умирающих? Крест говорит: Бог не где-то там, вдалеке от твоего страдания. Он внутри него. Он солидарен с тобой в самой твоей низшей точке. И в этом не запугивание, а, наоборот, глубочайшее утешение и сопричастность Бога.
Сам по себе символ Креста и Распятия, если смотреть на него не точечно, не узко, а объёмно, то есть в контексте всей истории – от рождения Христа в Вифлееме до смерти и Пасхи – это самый великий в истории призыв НЕ БОЯТЬСЯ. А уж сколько раз Христос призывал не бояться: Ангел говорит Марии: "Не бойся" (Лк. 1:30). Ангел говорит Иосифу: "Не бойся" (Мф. 1:20). Иисус говорит ученикам, когда они тонут в лодке: "Что вы так боязливы, маловерные?" (Мф. 8:26). Иисус говорит им же, идя по воде: "Ободритесь; это Я, не бойтесь" (Мф. 14:27).
Когда мы размышляем о Боге, распятом ради каждого из нас, а если удостоит того Господь, – то и чувствуем, как Он возлюбил нас, тогда наша повседневность может превратиться из крестного пути в настоящую эстафету жизни, в которой есть все – и радости и печали, и мы перехватив эстафетную палочку событий живем дальше без страхов, а с доверием Богу и с огромной радостью, так как видим Христа перед собой и знаем, что все промыслительно и не просто так случается в нашей жизни, все несет пользу для нашего духовного взросления.
Если же мы теряем Его из вида, то теряем свой путь, подобно альпинисту, взбирающемуся на гору без проводника. Но когда распятый Христос встает перед нашими очами, и мы чувствуем его страдания, понимаем Для Чего он сошел с Небес и воплотился в человека, ничто не может сбить нас с истинного и праведного направления движения к спасению души. Мы тогда осознаем, что крест это радость, если Христос на нем распялся не просто так, а ради спасения человечества, не Сам по себе, а ради того, чтобы указать нам путь духовного преображения через смирение перед волей Бога - Отца.
А если мы этого смысла не понимаем, то тогда крест становится для нас смертью, скорби превращаются во мрак, сводят нас в ад мучений. Человек без Христа распятого обречен погибнуть в своих собственных сетях – среди своей боли, отчаяния и раздирающих душу душевных и физических страданий. Только Свет распятого Христа и осознание Его пути может подарить цель и смысл нашей жизни.
Христос искупил грехи человечества своей мученической смертью и простил нас. ТАК И МЫ ДОЛЖНЫ нести свой крест с любовью в сердце и прощением к людям, беря с Него пример, ведь "не ведают, что творят". Богопознание есть богоуподобление Христу во всем: в мыслях, словах, поступках, и только так мы сможем приблизиться своим человеческим духом к высокочастотным энергиям Бога и стяжать Святого духа для спасения души.
Поэтому в трудных ситуациях выбора надо всегда прислушиваться к сердцу и спрашивать себя: а как бы Бог хотел, чтобы мы поступили? И Христос подсказывает потому, что Он живет в сердце каждого православного христианина. А все остальное, что мы уже сделали без Христа – это грех, требующий покаяния и нашего духовного преображения.
Гармония в душе может поселиться, когда мы принимаем и любим то, что должны делать, когда осознанно относимся к событиям жизни, как не случайным, а посланным нам для чего-то очень важного, что должны понять и усвоить. Когда мы именно так относимся к сложившимся обстоятельствам, стараемся анализировать свои реакции на них, мысли и эмоции, поступать так, как угодно Богу, то значит идем по пути к богоуподоблению. Тогда не наступит усталости от жизни и выгорания, а наоборот, находятся силы и энергия и мы все делаем с радостью, от полноты души, с любовью, а то и бескорыстно, получая прилив энергии – работа ли это, труд ли домохозяйки, уход ли за ребенком или больным родственником.
Чувство любви дано нам от Бога и потому вдохновляет, дарит радость, вкус к жизни, удовлетворение – мы ощущаем себя на своем месте и счастливы, не хотим ничего менять в ней – только меняться самим. Если же этого чувства нет, а есть только долг, то нет наполнения, удовлетворения, отсюда восприятие жизни как тяжести, наказания, рост безысходности, уныния из-за невозможности выбраться из ярма и как следствие – обесточенность, потеря энергии, духовное истощение, депрессия, физическое недомогание и болезни.
Христос призывает нас нести своей крест с радостью, с верой, с любовью к себе и ближнему через доброделание, то есть служение Богу через людей без насилия над собой и без самобичевания себя за грехи, а с покаянием и принятием всего происходящего как блага, как промысла Бога о нас, так как все испытания предназначены для пользы и эволюционного развития души.
"Хочешь радоваться – понеси прежде крест. Радость – цель; крест – средство. Хочешь первой – возжелай последнего" - поучает нас свт. Феофан Затворник.
Умение помнить и ценить радостные события – это не просто приятное занятие, а мощный психологический инструмент, который серьёзно влияет на наше качество жизни. Радостные воспоминания в трудные времена, которые бывают у каждого из нас, служат для нашей психики "эмоциональным резервом". Если мы сталкиваемся со стрессом, неудачами или грустью, то имеем возможность мысленно вернуться к счастливому моменту, еще раз эмоционально погрузиться в него и это помогает смягчить удар и напомнить, что в жизни есть не только плохое. Так уж мы устроены, что наш ум чаще концентрируется на негативе, как переданном предками механизме выживания, чтобы избегать опасностей, чем на позитиве. Сознательное вспоминание хорошего противодействует этой естественной склонности и помогает поддерживать более сбалансированный и оптимистичный взгляд на жизнь.
Наша личность и жизненная история строятся из различных аспектов, в том числе и из воспоминаний. Радостные события можно сравнить с кирпичиками, из которых складывается представление о себе как о счастливом, успешном и любимом человеке. То, что вызывает у нас искреннюю радость, часто указывает на наши глубинные ценности. Вспомивая, что именно делало нас счастливыми (помощь другим, время с семьей, творчество, природа), мы лучше понимаем себя и можем строить жизнь вокруг этих ценностей. Общие положительные воспоминания являются одной из важнейших составляющих "клея" отношений: партнёры, друзья и семья укрепляют свою связь, чувство близости и общности. Ценить радостные моменты, связанные с другими людьми, также является одной из форм благодарности не только им, но и Богу. Когда мы ценим не только сам момент, но и тех, кто был его частью, это усиливает чувство нашей признательности и взаимной поддержки.
Воспоминания об успехах и счастливых моментах в профессиональной деятельности (например, о завершении сложного проекта или получении награды) мотивируют нас двигаться вперед, учиться преодолевать препятствия. Они помогают нам понять, что мы способны на многое и что все усилия окупаются. Анализируя радостные события, мы можем выявить закономерности. Мы понимаем, что настоящую радость нам приносят не просто материальные вещи, а, например, ощущение свободы, чувство принятия, общности или состояние потока. Это помогает ориентироваться при выборе решений и быть более осознанным в будущем. А духовные знания позволяют увидеть те уроки, которые мы можем извлечь и осознать из круговорота жизни.
Положительные и приятные воспоминания, за которыми стоят высокочастотные энергии, могут снижать уровень кортизола (гормона стресса) и повышать уровень гормонов счастья – дофамина, окситоцина и серотонина.
Так что станет ли несение креста спасительным и радостным для нас или приведет к тому, что мы ожесточимся, озлобимся от неудач, разочаруемся в своих решениях, зависит от того, как воспринимать жизнь – как квест со сложными, но полезными загадками-задачами, которые мы можем расшифровать и достойно преодолеть, укрепив силу духа, или как страдания и разочарования в том, что все складывается не так как мы хотели в своем воображении.
Гордость и злоба не только увлекают нас вниз по нисходящей, но и настолько притупляют наш дух, что мы становимся все более и более неспособными остановить свое падение и обратиться к Богу с искренним покаянием. " Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа" (Исайя 26:10).
Нет в мире никакой силы, противостоящей воле Божией. Нужно читать книгу своей жизни духом, тогда, как говорит Иисус: "...сверхъестественное Знание, создавшее ее, озаряется светом Истины. Но чтобы так произошло, нужно обладать духом, соединенным с Моим Духом. Тогда Мой Дух будет направлять вас." (Исайя 26:33).
Усвоение духовных знаний и применение их на практике зависит от того, сможем ли мы осознать ДЛЯ ЧЕГО посланы нам те или иные события и испытания, чему они должны научить нас, какие уроки мы можем извлечь, как изменить свою реакцию на обстоятельства, чему научиться у Христа и как внутренне измениться, чтобы спасти свою душу и обрести жизнь вечную.
Христос сказал: "Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною..." Осознанно нести свой крест значит преодолевая через страдания свою человеческую (земную, горизонтальную) природу, стремиться к небесной, к вертикальной.
Крест – символ страданий, – но ВСЕ страдания имеют СМЫСЛ, потому что только через преодоление испытаний души способны развиваться. Зачастую мы даже не представляем себе, насколько ношение нательного креста ментально связано с этим Смыслом, насколько велико и необходимо. Значение креста трудно переоценить. И сегодня, спустя 2000 лет мы имеем прекрасную возможность поклониться ему, носить его, осенять себя им. Не зря молитвой Животворящему кресту возносятся просьбы защитить нас от всяких демонических сил.
Ровная и твёрдая вертикаль креста – это осознанная вера в Бога, доверие и верность Ему, устремление к Нему души человека. На эту вертикаль опирается горизонталь, как проявление этой веры в земной жизни человека. Крест является единственным механизмом, который создает заряженные частицы, то есть высокочастотное энергетическое питание для нашей жизни, без которого не может существовать ни одна живая клетка. Следует знать, что вся энергия поступает через верх вертикали Креста, словно через улавливающую антенну, а в узле (в центре), смыкающем горизонтальную и вертикальную части, преобразуется в горизонтальный поток. И острием стока является не вертикальная, а горизонтальная часть Креста, которая излучает энергии. Во время литургии энергия через вертикальную составляющую Креста поступает внутрь помещения Храма, создавая в подкупольном пространстве огромный энергетический потенциал. Таким образом Крест на куполе храма выполняет функцию приёмника и передатчика излучения Божественно-космической энергии, которую, в свою очередь, принимает и концентрирует подкупольная часть…
Мы живём в огромном энергетическим океане, в котором существует великое множество волновых потоков разных частот и плотности. Энергия поступает к кресту в результате волновых колебаний Небесных тел. По большим церковным праздникам и во время богослужений этот поток усиливается. Крест – это ещё и образ человека, и образ четырёх стихий, и четырёх концов света. В центральной точке, в здесь и сейчас, соединяются противоположности внешнего и внутреннего, низшего и высшего, земного и небесного (дуальности). Святой Дух, как одна из трёх ипастасей Бога, двигается к нам (через верхнии энергоцентры) как бы сверху, мы же снизу должны двигаться к Нему своим духом...и должна произойти Встреча, слияние клеточки с живым Организмом. ...