Найти в Дзене

8-й цех завода «Дагдизель» в Каспийске

Мы с мужем в 2025 году выбрали в качестве пляжного отдыха Дагестан. Давно хотелось побывать на пляжах Каспийского моря, а тут так совпало, что друзья купили путёвки в санаторий "Каспий" и позвали нас с собой. В этом санатории многие отдыхающие оздоравливаются и посещают разнообразные медицинские процедуры, ну а мы купили тур без лечения: нашей целью было продлить лето и поплескаться в море. Про отдых в "Каспии" я расскажу отдельно, честно описав его плюсы и минусы. В Дагестане мы с мужем уже несколько раз были и основные дрстопримечательности этого южного региона осмотрели ранее (некоторые и по 2 раза). На море мы приехали на 7 дней, но проводить всё время на пляже мне совсем не хотелось: не люблю я такой отдых. Мне быстро становится скучно. Конечно, отдых в компании имеет свои плюсы: вечерние посиделки с друзьями разбавляют монотонное лежание на пляже. Но мне хочется не только купаться и загорать, но и впитывать в себя новые впечатления и эмоции. Ещё в Петербурге, через сайт брониро

Мы с мужем в 2025 году выбрали в качестве пляжного отдыха Дагестан. Давно хотелось побывать на пляжах Каспийского моря, а тут так совпало, что друзья купили путёвки в санаторий "Каспий" и позвали нас с собой. В этом санатории многие отдыхающие оздоравливаются и посещают разнообразные медицинские процедуры, ну а мы купили тур без лечения: нашей целью было продлить лето и поплескаться в море. Про отдых в "Каспии" я расскажу отдельно, честно описав его плюсы и минусы.

В Дагестане мы с мужем уже несколько раз были и основные дрстопримечательности этого южного региона осмотрели ранее (некоторые и по 2 раза). На море мы приехали на 7 дней, но проводить всё время на пляже мне совсем не хотелось: не люблю я такой отдых. Мне быстро становится скучно. Конечно, отдых в компании имеет свои плюсы: вечерние посиделки с друзьями разбавляют монотонное лежание на пляже. Но мне хочется не только купаться и загорать, но и впитывать в себя новые впечатления и эмоции.

Ещё в Петербурге, через сайт бронирования экскурсий tripster, я внесла предоплату за поездку на катере на 8-й цех завода «Дагдизель» в Каспийске по цене 2000 рублей с человека. Экскурсия должна была состояться вечером 28 августа 2025: с 17.30 до 18.30. Но в этот день море сильно штормило и нам перенесли морскую прогулку на следующий день.

Что нас ждёт, мы предполагали очень смутно. Ведь никто не предупредил, например, что к катеру надо будет идти по воде. И никто не сказал, что в лодке нет закрытого ящика или бочки для сумок и обуви. Да и вообще, мы не подозревали, насколько экстремальной будет наша поездка!

Ну а теперь обо всём по порядку:

Мы должны были встретиться с организатором экскурсии Арсеном 29 августа в 17 часов возле конного клуба Dark Horse по адресу город Каспийск, Маячная улица, д. 48.

Прибыли мы на 15 минут раньше, поэтому нам удалось пообщаться с обитателями конюшни:

Ну а потом мы на машине поехали по грунтовым дорогам до пирса, возле которого был пришвартован небольшой катер.

К пирсу ведёт насыпь, с которой открывается вид на море и нашу основную цель - бывший 8-й цех завода «Дагдизель»:

-2

-3

Каспий волнуется. Море неспокойное:

-4

Всего в группе было 7 туристов: три семейные пары, одна из которых - с ребенком лет 6. Также в небольшой катер уместился его капитан и наш экскурсовод Арсен.

К катеру нужно идти по морю, глубина - выше колена. Плюс накатывающие волны. Естественно, вся одежда намокает. На улице +30, поэтому не страшно. Но стоило бы предупредить, что нужно одеться в купальные костюмы, а одежду упаковать в плотные пакеты.

Быстро поднимаемся на катер и занимаем места вдоль бортов, но ещё до его отправления первая же волна заливается за борт. Намокло всё, включая ещё сухую часть одежды. Ну, уже не страшно: главное, чтобы хоть телефоны не уплыли.

Ну, в путь!

Возле берега очень сильное волнение, поэтому катер высоко и часто подпрыгивает на волнах, но чем дальше в море - тем спокойнее вода. Тем не менее, скорость у катера приличная, плюс волны, брызги и ветер. Поэтому сделать фото или видео по пути к 8-му цеху завода «Дагдизель» у нас не вышло.

Несколько слов о месте, куда мы едем:

8-й цех завода «Дагдизель» — это неэксплуатируемый ныне цех, расположенный в акватории Каспийского моря, в 2,7 км от берега, напротив города Каспийска республики Дагестан. Основан цех был в 1934 году, а сдан в эксплуатацию - в 1939 году (по другим данным - в 1937 году). Объект, естественно, был строго засекречен.

Официальное название объекта: "Испытательная и сборочная станция для сверхмощных изделий".

Восьмой цех создавался как испытательная пристрелочная станция для морского оружия: в основном, парогазовых торпед.

Место для строительства этого грандиозного сооружения было выбрано неслучайно: условия прибрежной части Каспийского моря по глубинам и гидрологии подошли идеально для целей создания цеха.

Строительство уникального объекта проходило в два этапа:

Заливка фундамента проходила в котловане объёмом 530 тысяч кубометров, который был выкопан на берегу при помощи специальных снарядов. В котлован был установлен специальный массив, на который позже опустили цельнометаллическую 14-метровую конструкцию. Далее в полузатопленном состоянии железобетонный фундамент отбуксировали по воде к месту его установки в море, где и продолжилось строительство надводной части объекта.

Общая площадь построенного цеха составляла 5 тысяч кв.м., высота вместе со смотровой башней - 42 метра, толщина подводных стен - 1,5 метра. Сотрудники предприятия работали вахтами. Охрана цеха осуществлялась круглосуточно.

Кроме производственных помещений, испытательная станция была оборудована для постоянного проживания и работы, в здании были лифт, столовая, общежитие для рабочих, спортзал и библиотека, а на полу практически везде был паркет. Одновременно здесь могли жить и работать до 60 человек. С берега по дну моря шел кабель, снабжающий цех электричеством.

С началом Великой Отечественной войны «Дагдизель» работал в три смены. До 1941 года завод производил 1 500 торпед в год. А в 1942 году выпустил 3 246 торпед. 

В конце 50-х годов XX века торпеды стали глубоководными, а достаточной глубины для их испытания в районе восьмого цеха не было. Поэтому пришлось перенести испытания по пристрелке торпед в Чёрное море. Увы, грандиозное сооружение в акватории Каспийского моря постепенно теряло своё значение: оно ещё работало в начале 60-х годов, но испытания проводились лишь серийно. В 1966 году работа цеха как испытательного полигона и вовсе прекратилась.

До 1976 года цех охранялся, а после был брошен и постепенно разрушается.

Согласно оценкам экспертов, основание цеха пригодно для эксплуатации, но надводная часть находится в плачевном состоянии.

Было множество разговоров и слухов о продаже объекта с торгов, восстановлении и использовании в туристических целях. Но, увы, цех так и продолжает разрушаться. Ещё недавно цех украшала смотровая вышка, но в ночь с 15 на 16 апреля 2025 года во время очередного шторма она упала в море. Очень жаль, что уникальный объект постепенно лишается своих элементов и всё больше напоминает руины.

Ну а теперь вернемся в наши дни:

Минут за 15 мы добрались до бывшего 8-го цеха завода «Дагдизель». Море волнуется. Катер подбрасывает и качает.

Лестница ко входу в цех давно разрушена штормами. Первая часть подъема из катера на упор в стене цеха осуществляется при помощи каната. Манипуляция несложная, но шторм мешает сосредоточиться и правильно сгруппироваться перед решающим шагом. Волны захлестывают, ветер не даёт катеру держаться возле стены здания.

Наконец-то все туристы перемещены на небольшую площадку, расположенную на стене здания. Теперь второй этап: забраться по скобам на следующий уровень. Скобы удобно размещены, но высота уже приличная. Стоим на следующей площадке и готовимся к финальному этапу: по ещё одной группе скоб нужно пробраться в основное помещение бывшего 8-го цеха.

Ну всё, мы на месте! Все живы, здоровы и невредимы!

Когда-то здесь кипела жизнь, трудились работники завода, проходили испытания новейшего вооружения:

-5

-6

Сейчас тут хозяйничают волны и ветер:

-7

-8

Как я уже писала, задачей цеха была пристрелка торпед — проверка их соответствия заводским характеристикам. Именно отсюда торпеды запускали в открытое море:

-9

Всё, что осталось от сложных механизмов:

-10

-11

Вся арматура давно сгнила, так как цех не ремонтировался с 1957 года:

-12

Окно в море:

-13

Поднимаемся по пока ещё прочной лестнице наверх, на одну из террас цеха, где когда-то проводили время его сотрудники.

Ветер и дожди практически разрушили некогда прочные ограждения:

-14

-15

Перемещаемся по помещениям бывшего цеха. Везде запустение и уныние.

Это бывшая столовая для сотрудников:

-16

А это всё, что осталось от смотровой башни:

-17

Самая высокая точка 8-го цеха:

-18

Арсен ведёт экскурсию, рассказывает о помещениях цеха, показывает архивные фотографии. Очень интересно! И очень грустно...

Стихия разрушает всё, что с таким трудом создаётся человеком. Всего за какие-то 50 лет грандиозное сооружение 8-го цеха завода "Дагдизель" превратилось в жалкие руины, разрушаемые волнами и ветрами. Еще несколько лет - и от цеха совсем ничего не останется. Только воспоминания.

Ну а нам пора возвращаться на берег. Посадка на катер была не менее экстремальной, чем высадка из него на стену цеха. Судно всё так же болтало из стороны в сторону, волны также переливались через борта. Единственная радость: по пути обратно волны стали меньше, а прыжки по ним безопаснее.

Нас уже ждут такси. Прощаемся, благодарим гида и капитана катера за поездку и расходимся по машинам.

Солнце садится, море успокаивается:

-19

Ну а мы едем в наш санаторий, немного ошарашенные поездкой и преисполненные впечатлениями.

Однозначно, мне понравилось! Более того, я была в восторге! Но, объективности ради, это была одна из самых опасных экскурсий, на которых я бывала. Во-первых, волнения на море были очень сильными. Да, весело скакать на волнах, но каждый такой прыжок мог закончиться очень плохо для пассажиров катера. Во-вторых, забираться в цех по канату и скобам очень опасно даже в штиль: одно неловкое движение или толчок впереди идущего - и ты в море. В-третьих, все лестницы и конструкции цеха давно прогнили. Это уже не крепкая заброшка, а руины. Поэтому подниматься выше первого этажа цеха не стоит: каждый из пролетов лестниц может обвалиться в любую секунду. В-четвертых, все ограждения смотровых площадок разрушены. О безопасности на террасах и балконах не может быть даже речи.

Да, я люблю экстрим. И это был мой осознанный выбор. Да, 8-й цех завода "Дагдизель" - это уникальное место, которое хочет посетить каждый турист, интересующийся историей и военными тайнами. Но время упущено, а разрушения объекта необратимы. С каждым годом посещение 8-го цеха будет всё опаснее и опаснее. Если Вам не по вкусу глупый риск, то такая поездка точне не для Вас. Ну а детей брать на такие экскурсии точно не стоит!