В нашем санатории «Горный родник» ежедневно с 14 до 18 часов в холле сидит представитель турфирмы и продает различные экскурсии. Но эти экскурсии адаптированы под распорядок дня санатория и немолодой контингент отдыхающих.
Так как лечебные процедуры в санатории проводятся в первой половине дня, кроме воскресенья, то и экскурсии предлагают по будним дням короткие, начинающиеся после обеда, а по воскресеньям длинные, на весь день. Учитывая возраст отдыхающих и проблемы с опорно-двигательной системой, в предлагаемых экскурсиях нет длинных пеших прогулок. В общем, посмотрели мы список экскурсий и поняли, что надо искать другие варианты, вне санатория.
Турфирм в Нальчике много, цены на групповые экскурсии примерно одинаковые, на индивидуальные разнятся довольно сильно. Желаемые варианты мы нашли в компании «Автоликонплюс», представитель которой сидит в питьевой галерее Курортного парка.
Купили у них две групповых экскурсии в Приэльбрусье и Грозный и одну индивидуальную в горы.
Вчера была пятница, лечебный день, но мы сбежали из санатория и пропустили процедуры, правда, по объективным причинам. Дело в том, что французская канатная дорога на Эльбрус со 2 сентября и до конца месяца встает на профилактику, будет работать только старая, еще советская канатка. Она прилично дешевле, но там на первые два участка поднимает большой многоместный вагон, в котором едут стоя и хороший обзор только у тех, кто успел занять место у окна.
Вагончик этот ходит редко, и когда не работает французская канатка, на него бывают большие очереди, особенно по выходным.
Кстати, турфирмы о такой фишке не предупреждают и продают билеты, не уточняя, какая канатка в эту дату будет работать. И еще один момент. В нашем санатории и во многих турфирмах по выходным возят только на Эльбрус с заездом в Долину нарзанов, минуя канатку на Чегет. Думаю, это связано как раз с очередями по выходным. А нам очень хотелось именно на Чегет, даже больше, чем на Эльбрус. Потому мы и искали экскурсию с двумя подъемами на обе горы. А они проводятся только по будням.
Стоимость купленной нами экскурсии точно такая же, как у сокращенной, без Чегета, 1500р с человека. Канатные дороги надо оплачивать отдельно.
Если из санатория едешь на экскурсию, то накануне можно заказать у диетсестры сухой паек на те приемы пищи, которые пропустишь. Что мы и сделали. Утром за день до экскурсии заказали, а на ужине нам привезли целую тележку. Пакеты с яблоками, огурцом и помидором, по 2 бутылочки минеральной воды и целую гору бутербродов с местным сыром, колбасой и курицей.
С процедурами сложнее. Здесь экскурсия не считается поводом переноса процедуры. Потому мы их просто пропустили.
Выезд у нас был назначен на 6.45 утра. Забирали нас с автобусной остановки около водолечебницы.
Это совсем рядом с санаторием. На холмах за остановкой паслись пластмассовые овечки, их сторожили живые собаки.
Ровно в 6.45 подъехал синий микроавтобус с экскурсоводом.
Транспорт у нас был на 18 человек, все места заняты. Так как мы покупали экскурсию всего за два дня до выезда, то нам достались места на галерке, откуда почти ничего не видно.
Да, собственно, обзор в таком микроавтобусе отвратительный с любого места. Окна маленькие и низкие, к тому же сильно затемненные. Так что по дороге слушали экскурсовода, а красотами природы любовались на остановках.
Получается, что на экскурсии в горы лучше ездить на большом автобусе с большими окнами. Но в Нальчике больше возят именно на маленьких микроавтобусах.
Компания экскурсантов попалась разношерстная, и пожилые, и молодые, все из разных санаториев и разных городов. Понравилось, что все были пунктуальными, никто не опаздывал к назначенному экскурсоводом времени сбора. Но, конечно, не обошлось без ложки дегтя. Компания из трех тетушек постоянно была чем-то недовольна. Ну ладно, это можно было пережить. Это ожидаемо на групповой экскурсии.
Расстояние от Нальчика до поляны Азау, где находится нижняя станция канатной дороги на Эльбрус, 130 километров. На пути у нас было две остановки. Как сказала экскурсовод, адаптационные. Нальчик находится на высоте примерно 500 – 600 метров над уровнем моря. А подняться нам предстояло на высоту 3847 метров. Остановки и предназначались для того, чтобы мы постепенно привыкали к высоте.
Первая остановка была через час пути около села Кёнделен (переводится как «поперек», ибо стоит село перпендикулярно дороге) длительностью 30 минут. Нам предложили позавтракать, кто не успел в санатории,
и сделать ксерокопии паспортов тем, кому положены льготы на канатную дорогу. Полная стоимость подъема на Эльбрус - 2700р. Скидку 20% дают в том числе пенсионерам, но не всем, а только 65+. Вот им надо было сделать ксерокопию паспорта (20р) и отдать вместе с наличными деньгами 2150р. экскурсоводу.
Копии паспортов сделали быстро, а поели мы в санатории в своем номере. Так что я пошла гулять вдоль дороги. Набрела на памятник горцам, погибшим в войнах. Он красиво стоит на фоне гор.
Неподалеку еще один военный мемориал с вечным огнем.
А около парковки, где стоял наш автобусик, гуляли коты и висел вот такой забавный стенд. Один котик сидел и внимательно смотрел на него.
После остановки началось Баксанское ущелье с потрясающими горами по бокам дороги и протекающей внизу рекой Баксан
Часто вдоль дороги попадались селения. Очень интересно была разглядывать, как живут здесь люди.
Вторая остановка была еще через час у подножия ущелья Адыр Су.
Там протекает бурная и очень живописная речка с одноименным названием. Кажется, что она вырывается прямо из вертикальной скалы.
Рядом, естественно, рыночек.
Но самое интересное не это. Около парковки есть грузовой фуникулер. Это платформа, которая поднимает машины вверх, на плато.
На плато расположен альплагерь и турбазы. На своеобразный лифт выстроилась целая очередь из машин. Поинтересовалась стоимостью. Оплата за подъем и последующий спуск 2000р. Но еще надо заплатить по 200р с человека экологический сбор за посещение территории национального парка.
А еще через час мы были на парковке в долине Азау.
Организация замечательная. Парковок несколько и они огромные. За легковушку надо платить по 200р в час, а если предполагаемая стоянка больше 2 часов, то 400р в сутки. Для экскурсионного транспорта оборудована отдельная парковка. И на ней отдельная касса, где продают билеты на канатную дорогу.
С общей парковки отправляются бесплатные шаттлы до нижней станции канатной дороги.
Это правильно, что парковка и канатка разнесены в пространстве. Иначе была бы куча мала.
У остановки шаттлов целый ряд палаток с сувенирами и прокатом всего на свете.
В том числе, можно взять напрокат теплую одежду тем, кто не позаботился об этом раньше.
Предупреждают, что на уровне верхней станции канатной дороги температура +8 и холодный ветер. У нас собой теплая одежда была, так что купили только магнитик, я их собираю.
Вот такие виды с парковки. Красацец-Эльбрус еще не виден.
Ехать на шаттле всего-то минут пять. На площади у канатки движуха и многолюдие. Около сгруженных в кучу рюкзаков и альпинистского снаряжения суетятся бородатые мужчины. Рядом строится сцена для завтрашней экологической акции «Чистая гора». С 9 часов все желающие приглашаются собирать мусор на Эльбрусе. А с 14 часов обещают концерт.
Очереди на канатную дорогу не было, ибо кабинок очень много.
В каждую помещается 8 человек. Перед посадкой экскурсовод раздала нам билетики с QR-кодом. Этот билетик нужно сохранять до конца поездки, потому что на каждой промежуточной станции для входа работает турникет, куда нужно подносить билетик.
И еще надо внимательно смотреть, куда именно посадка, вверх или вниз. С нами в кабинку на второй станции села пара, которой надо было наверх, а мы уже спускались вниз. В результате они спустились с нами и пошли покупать новые билеты для подъема наверх, ибо по билетам предусмотрен только один подъем-спуск.
Кабинки полностью закрытые с большими окнами со всех сторон.
Но беда в том, что пластик окон сильно поцарапан и не очень чистый. Потому хоть обзор и хороший, но фотографии получаются не очень.
Всего есть три очереди канатки.
Первая поднимает с поляны Азау на станцию «Кругозор», расположенную на высоте 3000 метров.
Сразу у выхода интересный стенд, где отмечен уровень снега в разные годы. Как видно, становится снега все меньше и меньше.
На станции «Кругозор» масса кафешек, смотровых площадок
с видом на Чегет и горы Кавказского хребта с заснеженными вершинами.
Есть несколько фотозон.
Конечно, в каждой пофотографировались на память.
Со станции «Кругозор» уже видны легко узнаваемые две белые вершины Эльбруса.
Следующий отрезок канатной дороги поднимает еще на 500 метров на станцию «Мир».
По пути любовались видом на Эльбрус и ледниками далеко внизу.
Лед уже темный и с многочисленными трещинами.
На станции «Мир» практически такая же инфраструктура: кафешки,
смотровые площадки,
обязательный бесплатный туалет и полное отсутствие урн. Мусор надо уносить с собой. Есть фотозоны с обязательным указанием высоты.
Еще здесь можно сфотографироваться с хищной птицей на плече(500р)
или лемуром в шубе (1000р), покачаться над пропастью (500р).
Последняя третья очередь канатной дороги поднимает еще на 347 метров до высоты 3847 метров над уровнем моря. Виды становятся все более головокружительными. Тут расположена станция «Гарабаши».
Но о ней и о продолжении нашей экскурсии я расскажу вам завтра.
Если понравилась статья, прошу поддержать автора лайком 👍 и подпиской на канал.
Все мои публикации о санатории "Горный родник" и Нальчике я буду собирать в отдельной подборке, которую назвала Санаторий "Горный родник" (Нальчик)