Найти в Дзене
Юрий Енцов

Россия расходует больше газа, чем продаёт

Лето 2025 года оказалось холодным, и в самой России газ сейчас нужен больше, чем когда-либо. В стране зафиксирован новый исторический максимум его потребления: 25 августа объём подачи газа из Единой системы газоснабжения (ЕСГ) достиг почти 708 млн кубометров в сутки. Предыдущий рекорд — 701,8 млн куб. м — был поставлен всего двумя днями ранее, 23 августа. В «Газпроме» объяснили этот всплеск резким похолоданием, которое пришло в начале недели в Северо-Западный и Центральный округа. За весь 2024 год компания передала российским потребителям рекордные 390 млрд куб. м газа. Глава «Межрегионгаза» Сергей Густов заявил, что ждёт новых рекордов по внутреннему потреблению.

Внутренний рынок в 2024 году стал знаковым для экономики России по уровню поставок газа. Но с экспортом ситуация иная: трубопроводные продажи за границу сократились почти в два раза относительно 2021-го — с 201 до 108 млрд куб. м. А вот экспорт сжиженного природного газа (СПГ) напротив вырос — до 44 млрд куб. м, что на 12 % выше уровня трёхлетней давности и тоже стало рекордом, хотя особого внимания это не вызвало.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напомнил: исторически внутри страны всегда потреблялось больше газа, чем экспортировалось. Даже до 2022 года, когда Россия активно снабжала Европу, около 400–450 млрд кубов ежегодно уходило на внутренние нужды, а на внешний рынок — около 200 млрд. Правда, доходность была выше именно у внешних контрактов, прежде всего европейских. Теперь же внешние поступления резко сократились, но внутренний рынок для «Газпрома» остаётся прибыльным. Чем ближе клиент к добывающим регионам, тем выгоднее поставки, ведь транспортировка сильно влияет на себестоимость. Для «Газпрома» это не так критично, поскольку он владеет трубами, а вот независимым производителям вроде «Новатэка», «Роснефти», «Лукойла» и «Сургутнефтегаза» приходится учитывать дороговизну доставки.

Например, для них невыгодно качать газ в удалённые регионы вроде Брянской или Белгородской областей: затраты на транспортировку «съедают» прибыль. Поэтому независимые компании предпочитают продавать газ крупным промышленным потребителям, у которых спрос распределяется более равномерно в течение года, что не требует держать огромные мощности в резерве. А вот «Газпром», как гарантированный поставщик для населения и ЖКХ, обязан поддерживать большие резервы и мощности для того, чтобы в морозные недели быстро увеличивать подачу.

Что касается газификации страны, этот процесс продолжается, и спрос со стороны коммунального сектора будет только расти. Объёмы потребления промышленности зависят от многих факторов: доступности кредитов, политики Центробанка, общего состояния экономики. Эффект от газификации постепенно уменьшается: самые рентабельные и выгодные регионы уже подключены, а оставшиеся проекты менее прибыльны. Исключение могут составить крупные города вроде Красноярска — его газификация даст заметный рост внутреннего спроса и станет важным этапом для «Газпрома». Но в случае с отдалёнными деревнями всё сложнее: газ туда до сих пор не провели именно потому, что это малодоходно и порой убыточно.

Подписаться