В Москве есть замечательный музей русского импрессионизма, о котором знают далеко не все, хотя он открыт в 2016-м году. Находится музей на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик» около Белорусской, в симпатичном пространстве. И сам по себе очень симпатичный, снаружи и внутри. А сейчас там еще и проходит интересная выставка «Русские дикие», впечатлениями от которой делюсь ниже.
О выставке, основное. «Русские дикие» — совместный проект Музея русского импрессионизма и Пушкинского, который ставит целью дать наглядное представление о том, чем похожи и отличаются французские и наши фовисты начала ХХ века.
Фовизм (от фр. fauve — «дикий») - первое авангардное течение в мировом искусстве, пришло от французов к нам. Их «дикари» стремились вернуть в искусство искренность, детскую радость познания мира через чистые краски. Они провозгласили свободу цвета, формы и мироощущения. Наши художники тоже стремились вырваться за пределы рамок, в котором оказалось «высокое» искусство — ищущая молодежь нащупывала новые подходы к живописи, новые сюжеты. И французский модернизм им в этом помог, но двигались они своим путем, своим "почерком".
Исходя из этого, думаю, название выставки вопросов уже не оставляет: понятно, кто такие "дикие", и понятно, что фокус выставки на работах наших соотечественников.
Вот, что пишут о названии создатели экспозиции:
Мы позаимствовали это острое название из художественной критики начала XX века. «Дикарями» французский журналист Луи Воксель обозвал живописцев, чьи полотна увидел в одном из залов парижского Осеннего салона 1905 года: Анри Матисса, Андре Дерена, Альбера Марке и других. Через семь лет Давид Бурлюк в статье для авангардистского альманаха «Синий всадник» перечислил «русских диких», которые наравне с французами «открыли новые принципы прекрасного» — это Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Илья Машков, Пётр Кончаловский и их товарищи.
Как это часто бывает, меткое словцо критика, по всей видимости, должно было обидеть художников, но вместо этого "прилипло" не только к ним, но и к целому направлению современного (на тот момент и вовсе нового) искусства.
Разумеется, в прямом смысле слова "дикарями", то есть невежами, художники не были: каждый из них получил первоклассное художественное образование, академическое, все как положено. Никто не с "улицы" забрел к холсту и кистям. Но их современное и такое непохожее на устоявшиеся каноны живописи творчество современников поначалу пугало. Оно и неудивительно, опрокидывание канонов всегда воспринимается одними как нечто смелое, а другими - как непристойное. В любом случае, это эпатаж, провокация и вызов нормам общественности.
Я не могу назвать себя большим знатоком искусства и не то чтобы очень хорошо разбираюсь. Но потребность его созерцать есть. И, конечно, знаток, искусствовед смотрит вглубь, а сторонний не особенно искушенный наблюдатель оценивает общее впечатление (мой случай). Но разница между нашими фовистами и французскими видна невооруженным глазом. И дело даже не в конкретных техниках (в них я, во всяком случае, смыслю мало) - дело, в первую очередь, в сюжетах. Наши художники чаще обращаются к прошлому, чем к сегодняшнему дню, и к народно-бытовым картинам жизни с ее непарадной, подчас непрезентабельной стороной. Поэтому стиль западного модернизма, примененный, например, к русской деревне или типичному натюрморту в антураже советских кухонь, производит весьма интересное впечатление.
Узнаваемое наше:
Типичное "не наше":
Некоторые работы предлагались также в форме тактильной модели: потрогать, послушать и даже понюхать. Надо сказать, что ни с одним запахом лично я не согласилась, но даже сам факт ожидания от каждой композиции весьма конкретного запаха, который потом не совпадает с тем, что предложено - это интересный опыт (и эксперимент).
Не буду приводить вам каждую картину экспозиции, перечислять все фамилии представленных художников - кто интересуется современным искусством, наверняка узнает многие экспонаты, потому что выставка собрана и из Пушкинского музея, и из других, и не только в Москве и Петербурге, а в том числе и в самых дальних уголках нашей страны.
Мне понравилось, как выставка построена. Помимо грамотного сочетания наших и "импортных" работ, использованы "перебивки" - высказывания самих художниках о своем творчестве. Вот, например, Матисс:
И еще Матисс. Кстати, вот тут я с ним никак не могу согласиться: его работы лично меня совсем не успокаивают, а вдохновляют, будоражат. Яркость красок и стиль исполнения вдохновляют, рождают внутри уже мои собственные образы и точно наполняют энергией. То есть перезаряжают, окрыляют.
Что еще приятно: билет на выставку включает в себя осмотр постоянной экспозиции (в разных музеях в этом смысле разные правила). И вот - что опять-таки, подтверждает мое признание выше, я не глубоко погружена в изобразительное искусство - она оказалась мне ближе.
Ничего не могу с собой поделать, и, возможно, прозвучит как некоторая антиреклама, но все субъективно. До смелости форм, считывания идей примитивизма нужно еще дорасти. И, возможно, со мной это когда-нибудь произойдет. Но пока я хожу за радостью и вдохновением, мне приятнее смотреть на более узнаваемые, близкие к классическим канонам живописи полотна.
А вот по этой чудесной картине в магазине сувениров можно даже брошку ручной работы купить
Всю постоянную экспозицию здесь тоже приводить не буду. Рекомендую сходить и посмотреть своими глазами. Действительно, красиво.
Вообще, музей русского импрессионизма очень светлый, уютный и приятный. Самый верхний этаж дает возможность современным художникам представлять свои работы, и это тоже интересно.
А еще там есть релакс-зона и возможность выйти на свежий воздух (погулять на террасе).
На постоянной экспозиции музея можно прочесть слова, которые мне показались очень справедливыми:
Любовь к импрессионизму - это любовь к красоте, свету, лучшим моментам жизни. Всякая назидательность была ему принципиально чужда.
К импрессионизму рано или поздно пришли мастера всех европейских школ - британской, испанской, скандинавской и прочих - это естественная стадия развития искусства, ее время наступает вместе с усталостью художников от позднего академизма.
И со зрительским восприятием, непрофессиональным, ненаучным, происходит так же. Рано или поздно все начинают любить импрессионизм и интересоваться современным искусством. Потому что искусство всегда отражает наш сегодняшний день, мир, в котором мы живем, и не воспринимать его - значит, из него выпасть.
То же самое, конечно, относится не только к живописи, а к совершенно любому виду искусства - литературе, музыке, кино. Все это - разговор творцов с миром и другими людьми посредством того языка, которым они владеют лучше всего.
Закончу рассказ о походе в музей русского импрессионизма и выставке «Русские дикие» картиной, которая издали моментально вызывает у меня образ Есенина, но это не он :))
Выставка «Русские дикие» проходит до 28 сентября 2025 включительно. Все подробности о ценах и часах работы музея можно найти на официальном сайте. Очень рекомендую сходить и вдохновиться яркими красками, если вы в Москве.
Спасибо за внимание!