Когда мама была жива, я довольно много и подробно рассказывала в дневнике о новом законе - о системе долговременного ухода, о СДУ, по которому можно официально оформиться сиделкой к своему больному родственнику и получать за это зарплату. Многие в это не верили, удивлялись, потому что привыкли воспринимать уход не как работу, а как сидение дома, долг.
Для меня уход всегда был работой. Если это - сидение дома, то почему сиделки за такое кайфовое времяпрепровождение просят 60 тысяч? А если узнаю́т, что ухаживать нужно за дементным, то требуют надбавку, несмотря на уверения, что больной - не буйный?
Я абсолютно уверена, что все ухаживающие оставили свою работу и осели дома не от великой радости: "Как хорошо, теперь не надо работать, буду отдыхать, сидеть со своей дементной мамой дома!" У всех, кого я знаю, это была вынужденная мера, и только человек, далекий от проблемы и отягощенный когнитивной симптоматикой, может считать уход за больным отдыхом, необременительным сидением.
Слышала мнение (опять же от далеких от проблемы людей), что за уход не надо платить, потому что заботиться о родном человеке - это наш священный долг. Я согласна, но с оговоркой. Долг - если болезнь не затягивается на годы и не требует постоянного присутствия.
В остальных же случаях уход - это работа, причëм работа круглосуточная, без выходных, без отпусков, требующая специальных знаний, которыми приходиться вооружаться на ходу, самой. Через 3 - 4 месяца ты уже заправски выполняешь функционал медсестры - вплоть до уколов, лечишь некрозные пролежни, промываешь нефростому, к чему не допущены даже врачи скорой.
И даже если всего этого нет - пролежней, уколов, уход за дементным - это ни сидение дома. Знающие люди это понимают, незнающие - пусть они до конца жизни останутся в своëм счастливом неведении и заблуждении.
Очень хорошо, что это понимание пришло к государству и оно не только начисляет ухаживающим стаж (подобный закон действует давно), но и платит теперь за уход зарплату. Я рада, что после моих публикаций люди узнали о СДУ, оформили свой труд официально и получают за уход не пособие в 1200, а зарплату в 16 - 25 тысяч.
Мне многие писали, что у них не получилось оформиться сиделкой при маме. Кому-то отказали по причине отсутствия мест, кому-то сказали, что надо брать соцработника, а не самому устраиваться, кого-то согласны оформить, но в обязательном порядке дают в нагрузку ещë одного, чужого, больного.
Про соцработника и чужого больного - это незаконно, а вот отказ по причине отсутствия мест - да, к сожалению, такое везде. Местá быстро разобрали - те, кто первым узнал о СДУ, о нововведении. Путин обещает, что к 2030 году в России будет 500 тысяч мест по СДУ. Полмиллиона ставок - это хорошо, но инвалидов, нуждающихся в СДУ, у нас около 3 миллионов.
В эти 500 тысяч государственных сиделок входят не только родственники больных, но и посторонние люди, которые просто приходят в соцзащиту устраиваться помощниками по уходу. Но всë равно не надо опускать руки. Надо о себе заявлять, вставать в очередь, регулярно звонить, интересоваться, как продвигается вопрос оформления, трудоустройства, не освободилось ли место.
Я оформилась к маме сиделкой и работала тогда, когда всë только начиналось, проект был ещë сырой, поэтому какие-то вопросы регулировались устно, основывались на взаимном доверии. Например, ведение отчëта выполненной работы.
Я никакого отчета не вела. Он догнал меня через 8 месяцев после смерти мамы. Мне позвонили из социального центра, попросили прийти и оформить дневник в соответствии с введенными правилами, чтобы можно было укладывать наше с мамой дело в архив.
Это был маразм нашего государства, где бумажка всегда стояла во главе угла, была выше здравого смысла. Человек почти год в могиле, а я расписываюсь в дневнике, сколько раз я его подмыла, накормила, переодела, сводила в туалет.
Пусть отчет вас не пугает и не останавливает перед оформлением сиделкой. Он занимает не много времени. Писать романы о том, где кого вы накормили и сколько пролежней обработали, вам не придëтся. Там всë это уже перечислено. Вам в списке надо будет выбирать нужные пункты и ставить галочки.
Но галочки надо ставить внимательно, потому что помощь в принятии пищи и кормежка больного - разные вещи, довести до туалета и подложить судно - разные действия, и оцениваются эти действия в рублях по-разному.
Я ещë раз пишу здесь про СДУ, чтобы напомнить о такой существенной помощи от государства. В тяжелом деле ухода надо брать от государства любую помощь, какую оно предлагает.
Есть помощь так себе, больше номинальная - например, льготы для инвалидов по транспортному и земельному налогу. Вроде облегчение, но нам с мамой от этого никакого толка. Наделов у мамы нет, машины никогда не имелось. А вот поддержка в виде тех же бесплатных памперсов и зарплаты по уходу - это весьма существенная помощь. Поэтому я снова напоминаю о ней.
Сходите в ваш отдел социального обеспечения, оформитесь там сиделкой за своим больным и получайте зарплату за ваш труд - уход за мамой, папой, бабушкой. Уход - это не сидение дома, а работа - тяжелая, выматывающая. К сожалению, достойную оплату труда (как у сиделок со стороны) вы не получите, но 16 - 25 тысяч - это тоже деньги.
Навязывать вам вместо вас соцработника никто не имеет права. Принуждать вас к тому, чтобы вы в дополнение к маме взяли чужого дедушку, - это тоже незаконно. Законная причина отказа одна - нет мест. Мест во многих регионах уже действительно нет, но вы всë равно запишитесь в очередь, потому что инвалиды, как и все люди, умирают и умирают быстрее здоровых людей. Так что очередь движется...