Найти в Дзене
Анна Бердникова

Вот только не надо драматизировать! - устало закатывает глаза муж и возвращается к компьютерной игрушке

Из рабочего процесса: Я замужем три года и ощущаю свой брак как ловушку. Я познакомилась с мужем несколько лет назад в очереди в юридическую консультацию. Мне было нужно решить некоторые вопросы с родительским наследством, а у мужа был целый букет проблем. Они нуждались в раскладывании по полочкам.  Мой тогда будущий муж сидел в начищенных до блеска ботинках, и этим выделялся из всей понуро сидящей очереди. В какой-то момент из кабинета вышла пожилая женщина в слезах, от переживаний она нетвердо держалась на ногах, пошатнувшись, она наступила мужу на ногу. Ее след отпечатался на зеркальной поверхности его ботинка. А женщина этого даже не заметила, видимо, ее жизненная ситуация была совсем плоха.  Муж пребывал в страшной растерянности. Его случившееся, несмотря на незначительность произошедшего сильно выбило из колеи. До сих пор вспоминаю, как трогательно он тогда выглядел: сначала какой-то испуганный взгляд на испорченные ботинки, потом смутная попытка обратиться к женщина, и расплы

Из рабочего процесса:

Я замужем три года и ощущаю свой брак как ловушку. Я познакомилась с мужем несколько лет назад в очереди в юридическую консультацию. Мне было нужно решить некоторые вопросы с родительским наследством, а у мужа был целый букет проблем. Они нуждались в раскладывании по полочкам. 

Мой тогда будущий муж сидел в начищенных до блеска ботинках, и этим выделялся из всей понуро сидящей очереди. В какой-то момент из кабинета вышла пожилая женщина в слезах, от переживаний она нетвердо держалась на ногах, пошатнувшись, она наступила мужу на ногу. Ее след отпечатался на зеркальной поверхности его ботинка. А женщина этого даже не заметила, видимо, ее жизненная ситуация была совсем плоха. 

Муж пребывал в страшной растерянности. Его случившееся, несмотря на незначительность произошедшего сильно выбило из колеи. До сих пор вспоминаю, как трогательно он тогда выглядел: сначала какой-то испуганный взгляд на испорченные ботинки, потом смутная попытка обратиться к женщина, и расплывчатый рассеянный взгляд вокруг - какая-то квинтэссенция растерянности. Наверное, тогда я и отреагировала на него желанием и готовностью позаботиться и защитить от сурового внешнего мира. 

Я дала ему влажную салфетку, он поблагодарил, у нас завязался разговор. С того момента мы практически не расставались. Муж пережил тяжелый развод, где семья жены поступила с ним крайне некрасиво, тут же его кинул родной дядя в бизнесе в семейной фирме, которую его дед создал тридцать лет назад.

Я выслушивала, поддакивала, поддерживала, помогала, была секретарем, менеджером, сиделкой, психологом, да кем я только не была… В речи мужа рефреном звучало, что он так устал, что хочет спокойствия и уверенности в отношениях. Как было бы здорово встретить понимающую женщину, с которой не будет африканских страстей, зато будет мир, взаимоподдержка и взаимопонимание.

К своим 33 годам, я пережив несколько бурных романов понимала, что хочу того же самого, его слова звучали, как будто мои собственные. Я подумала, что наконец-то нашла своего человека. Это было потрясающее ощущение. И все у нас было хорошо, до тех пор пока меня не подставили на работе под штраф и потом спешно не уволили. 

Когда я пришла, оглушенная всем этим, домой, рассчитывая, что муж меня выслушает и поддержит, он слушал меня не больше минуты, а потом со словами: не драматизируй, это всего лишь работа - вернулся к своей компьютерной игрушке. Раз я оказалась без работы, решила пойти обследоваться, мы не предохранялись уже какое-то время, а беременность не наступала. Оказалось, что у меня эндометриоз. Я снова пришла к мужу, чтобы он пожалел меня, выразил сочувствие, поддержал. Но снова услышала: что я как всегда драматизирую, это же не рак в конце концов…

Я села и начала анализировать: это две крупные ситуации, в которых муж отказал мне в поддержке, но нашлось еще несколько десятков, когда это происходило по мелочи. Тут-то меня и накрыло понимание: что у нас мир, мужеподдержка и мужепонимание. Я могу поддерживать и понимать, но рассчитывать на это не могу, и выжать из мужа тоже не могу, у меня нет рычагов влияния. Обсуждать происходящее муж со мной отказался, да, своей любимой фразой «не драматизировать». А меня уже не остановить, я вижу его эгоизм там, где его, может быть и отродясь не было. Если я не смогу остановиться и перестать так воспринимать все и испытывать такие эмоции, то наши отношения разрушатся. Как мне взять себя в руки?

Давайте начнем с конца и порассуждаем о том, как устроено человеческое восприятие. Происходит какое-то событие, которое Вы как-то себе объясняете, после этого реагируете на него осознанно. Помимо продуманной реакции есть еще реакция не вполне осознаваемая, которая берется как будто из ниоткуда, спонтанно-эмоциональная. Это срабатывает Ваша эмоциональная система, которая без вовлечения Вашего мышления, сознательной его части, оценила ситуацию как полезную или опасную для Вашей целостности и запустила реакцию. Потом до сознания будет доведена информация в каком-то виде, подходящем для дальнейшей обработки и Вы сможете отреагировать уже полностью сознательно, сможете даже объяснить окружающим что происходит и почему происходит именно так. 

В Вашей ситуации эмоциональная сигнализация Вам подает тревожные сигналы о неприемлемости происходящего для Вас. Градус неприятности переживаемых эмоций вполне можно увязать с уровнем неприемлемости происходящего для Вас. Поэтому имеет смысл подумать многократно, прежде чем отключать эмоциональную сигнализацию. Она может быть отключена множеством самых разных способов, самым простым и быстрым может стать прием успокоительным, когда Вы отключаете сильные неприятные эмоции фармакологическим путем. 

Однако, Вы и на сознательном уровне приходите к выводам о неприемлемости происходящего для Вас. Вы говорите о мужеподдержке и мужепонимании, вместо взаимоподдержки и взаимопонимания. Получается, что Вы становитесь ресурсом для поддержания мужа. В то время, как вы сами, по мнению мужа, в поддержке не нуждаетесь. На Вас можно только опираться, для этого преимущественно Вы в этих отношениях и нужны. К этому выводу Вы пришли совершенно сознательно и самостоятельно. 

Осознав это, Вы оказываетесь перед не менее сознательным выбором: что делать с отношениями дальше. Вы можете их сохранить или разрушить. Проблема в том, что оставить все, как есть Вы не можете себе позволить: Вы обследуетесь и планируете ребенка - когда Вы завершите это, то окажетесь в декрете и будете нуждаться не просто в поддержке, Вы физически будете нуждаться в помощи мужа. Ваше положение будет чрезвычайно уязвимым какое-то время физически, психологически, возможно, финансово. Осознанно принимая решение о ребенке, Вам нужно все взвесить и ответить: готовы ли Вы в имеющихся отношениях и сложившемся балансе поддержки в семье решиться на такой шаг?

Если не готовы, т основа оказываетесь перед выбором: бороться за изменения или нет. Вы уже предприняли некоторые шаги по безуспешному изменению: Вы пытались обсудить то, что происходит между Вами. Это можно делать не только самостоятельно, но и при помощи специалиста. Во всяком случае, Вы можете это предложить и посмотреть на реакцию мужа. 

Анна Бердникова

Если Вы при чтении испытали лучшую эмоцию на свете - интерес, Вы можете поблагодарить автора.