Привет, друзья! Знаете, есть такие места на карте, о которых, казалось бы, все слышали еще со школы. Ну, Урал, например. Горы, которые делят нашу огромную страну на Европу и Азию. Что тут еще скажешь? А я вам скажу: если копнуть чуть глубже, этот «Каменный пояс», как его называли в старину, окажется настоящей шкатулкой с секретами, древнейшей летописью планеты, написанной камнем. И самый главный ее секрет – возраст.
Мы привыкли восхищаться высоченными пиками Гималаев или Альп, но по геологическим меркам они – сущие юнцы. А вот наш седой Урал… он видел такое, что им и не снилось. Представьте себе, формирование Уральских гор началось в эпоху, когда жизнь только-только делала первые робкие шаги из океана на сушу. Это было так давно, что динозавры покажутся нам почти современниками. Геологи говорят о периоде от 600 до 300 миллионов лет назад. Вдумайтесь в эти цифры!
Два рождения Уральских гор
Самое поразительное в истории Урала – это то, что он, по сути, рождался дважды. Первое рождение – то самое, древнее – было бурным и величественным. Около 400 миллионов лет назад на месте Западно-Сибирской равнины плескался целый океан. Две гигантские литосферные плиты – будущие Европа и Сибирь – медленно, но неумолимо двигались навстречу друг другу. Их столкновение, длившееся миллионы лет, и смяло земную кору в гигантские складки, подняв со дна океана горную цепь. Ученые считают, что в те далекие времена молодой Урал был куда выше и грознее, чем сейчас, возможно, не уступая современным Гималаям.
Но ничто не вечно под луной, особенно горы. За последующие сотни миллионов лет ветер, вода и ледники делали свою работу. Великие пики были сточены, разрушены практически до основания, превратившись в холмистую равнину. Казалось, история Урала как горной страны закончилась.
Но нет! Около 30 миллионов лет назад, уже в кайнозойскую эру, началось второе рождение. Новые тектонические процессы заставили древний фундамент снова подниматься. Именно эти, сравнительно «молодые» поднятия и сформировали тот рельеф, который мы видим сегодня. Так что современный Урал – это седовласый старец, переживший чудесное омоложение.
А есть на Южном Урале и вовсе уникум – гора Карандаш. Некоторые геологи утверждают, что ее возраст может достигать 4,2 миллиарда лет! Это почти ровесница нашей планеты. Конечно, это не значит, что она все это время стояла в виде горы, речь идет о возрасте слагающих ее пород, которые вышли на поверхность. Но сама мысль, что можно прикоснуться к камню, который помнит зарю времен, просто будоражит воображение.
Граница миров: как Урал разделил континент
Идея провести границу между Европой и Азией именно по Уральскому хребту принадлежит не кому-нибудь, а нашему известному историку и географу Василию Татищеву. В XVIII веке он впервые научно обосновал эту мысль, указав, что Урал – это не просто гряда камней, а важнейший водораздел. Реки с его западных склонов текут в Европу, в бассейны Волги и Печоры, а с восточных – в Азию, питая Обь и ее притоки. Татищев даже подметил, что состав рыб в реках по разные стороны хребта отличается.
С тех пор так и повелось. Сегодня вдоль Урала установлено несколько десятков обелисков и стел, обозначающих эту условную черту. Путешественники обожают фотографироваться, стоя одной ногой в Европе, а другой – в Азии. Особенно много таких памятников в самой низкой части хребта – на Среднем Урале, в районе Екатеринбурга. Здесь горы настолько пологие, что можно пересечь границу двух частей света, даже не заметив подъема.
Сокровищница Хозяйки Медной горы
Конечно, говоря об Урале, нельзя не вспомнить сказы Павла Бажова. Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер – эти образы неразрывно связаны с уральской землей. И это неслучайно. Урал – это настоящая геологическая кладовая. В его недрах скрыты практически все элементы таблицы Менделеева. Еще во времена Демидовых здесь ковали оружие и мощь Российской империи. Именно на Урале были найдены первые в стране золото и платина, изумруды и, конечно же, знаменитый малахит. Чаши в Эрмитаже, отделка храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге – все это великолепие создано из уральских самоцветов.
Но богатство Урала – это не только руды и камни. Это и уникальная природа. Хребет, вытянувшийся более чем на 2500 километров с севера на юг, пересекает несколько природных зон – от арктической тундры на Полярном Урале до степей на Южном. Западные склоны, задерживающие влажные ветры с Атлантики, более зеленые и влажные. Восточные, зауральские – суше, здесь уже чувствуется дыхание Сибири. Эта граница видна невооруженным глазом: меняется растительность, животный мир. В тайге Северного Урала можно встретить лося и бурого медведя, а на Южном – косулю и сурка.
Край легенд и силы
Древность Урала, его пограничное положение и несметные богатства не могли не породить множество легенд и преданий. Коренные народы – манси, ханты, башкиры – одушевляли горы, считая их живыми существами. Само слово «Урал», по одной из самых распространенных версий, происходит от башкирского «урау», что означает «пояс». И правда, хребет будто опоясывает планету. По другой легенде, это пояс великана, который он обронил, а в карманах пояса остались несметные сокровища – самоцветы.
Есть и свои места силы, и свои тайны. Все слышали о загадочной гибели группы Дятлова на горе Холатчахль, что в переводе с мансийского означает «Гора мертвецов». А плато Маньпупунёр с его семью каменными идолами-останцами? Для народа манси это было священное место, куда запрещалось ходить простым смертным. Глядя на этих молчаливых каменных великанов, невольно чувствуешь какую-то первобытную мощь.
Так что же такое Урал? Это не просто горы. Это живая история, седой страж, разделяющий и одновременно соединяющий два великих мира – Европу и Азию. Он не поражает заоблачными высотами, его красота – в другом. В мудром спокойствии древних камней, в таинственном блеске самоцветов, в шепоте таежных ветров и тихом плеске кристально чистых озер. Прикоснуться к Уралу – значит прикоснуться к вечности, к самой памяти нашей планеты. И в следующий раз, когда вы увидите его на карте, вспомните, что этот «Каменный пояс» куда интереснее и глубже, чем кажется на первый взгляд.