А вы знали, что в 2010-м Peugeot сделала электромобиль, который побил мировой рекорд скорости для электричек?
В 2010 году мир автомобилей переживал тихую революцию. Электромобили ассоциировались с чем-то скучным и практичным, пока Peugeot не представила EX1.
Этот концепт не просто бросил вызов стереотипам, он их уничтожил. Созданный к 200-летию бренда, EX1 стал не юбилейной безделушкой, а заявлением о намерениях.
С первого взгляда было ясно это не просто автомобиль. Его стремительный силуэт, напоминающий то ли каплю, то ли космический корабль, производил большое впечатление на автосалонах, а журналисты сразу окрестили его "маленьким Бэтмобилем".
Но за футуристичной оболочкой скрывалась недюжинная мощь и инженерный гений.
Электрический "Бэтмобиль" из Франции
Peugeot EX1 задумывался как олицетворение прогресса. В год своего двухсотлетия компания хотела показать не только почтение к традициям, но и взгляд в будущее.
Изначально концепт создавался не для серийного производства, а как технологический демонстратор и инструмент для установления рекордов.
Работа над проектом велась под руководством Жан-Кристофа Болле-Реддата и его команды в творческом центре ADN концерна PSA. Творческий центр ADN (Automotive Design Network) это главный дизайн-центр концерна Stellantis (ранее PSA Group), расположенный в городе Велизи-Виллакубле, на юго-западе от Парижа, Франция . Это ключевое место, где рождаются концепты и серийные модели для таких брендов, как Peugeot, Citroën и DS Automobiles.
Дизайнеры Оливье Гамиетт (экстерьер) и Кристоф Пьяла (интерьер) воплотили новейший эстетический язык бренда, определённый Жилем Видалем.
Но главным было не просто создать красивую машину, а сконструировать максимально лёгкий и аэродинамичный кузов, способный раскрыть потенциал электрической силовой установки.
Что скрывалось под карбоновым кузовом
Основой EX1 стала облегчённая несущая конструкция из углепластика с сотовым наполнителем.
Эта конструкция обеспечила невероятную жёсткость при массе всего 750 кг.
Силовая установка состояла из двух синхронных электродвигателей с постоянными магнитами — по одному на каждой оси. Каждый двигатель выдавал пиковую мощность 125 кВт (170 л.с.) и крутящий момент 240 Нм.
Суммарно это давало 250 кВт (340 л.с.) и 480 Нм момента, доступного мгновенно с первых оборотов.
Привод — полный (4WD), а отсутствие традиционной коробки передач (электромоторы напрямую вращали колёса) делало разгон стремительным.
Питание двигателей осуществлялось от литий-ионной батареи, что было передовым решением для 2010 года.
Как EX1 переписал рекорды скорости
Peugeot EX1 был создан для рекордов, и он их установил.
Первая серия заездов прошла 20 сентября 2010 года на трассе Монтьери во Франции под эгидой ФИА. Пилот Николя Ванье показал феноменальные результаты для электромобилей массой 500-1000 кг.
Были побиты шесть мировых рекордов.
· 1/8 мили — 8,89 сек
· 1/4 мили — 14,4 сек
· 500 м — 16,81 сек
· 1000 м — 28,16 сек
· 1 миля — 41,09 сек
· Разгон 0–100 км/ч — 3,55 сек
Но на этом история не закончилась.
В декабре 2010 года на военном аэродроме в Чэнду (Китай) EX1 улучшил свои показатели. Теперь разгон с 0 до 100 км/ч занял 3,49 секунды, а четверть мили была пройдена за 12,67 секунды.
Максимальная скорость достигла 260 км/ч.
А в апреле 2011 года технический директор PSA Стефан Кайе покорил Северную петлю Нюрбургринга за 9 минут 1,338 секунды, установив рекорд для электромобилей того времени, несмотря на сложные погодные условия.
Эти достижения доказали, что электромобили могут быть не просто экологичным транспортом, но и источником настоящих автомобильных эмоций.
Кабина, где водитель чувствовал себя пилотом
Салон EX1 был таким же радикальным, как и его экстерьер.
Двухместный кокпит разделён центральным карбоновым тоннелем, выполнявшим роль силовой структуры и дуги безопасности.
Посадка водителя и пассажира осуществлялась через необычные двери, открывающиеся против хода движения (тип «suicide doors»).
Ковшеобразные сиденья были интегрированы непосредственно в дверные панели, что упрощало доступ в тесной кабине.
Рулевого колеса в привычном понимании не было, его заменили две "авиационные" рукояти, ассоциирующиеся с системами управления самолётов.
Приборная панель трансформировалась в два индивидуальных цифровых экрана для водителя и пассажира, отображающих параметры движения в реальном времени.
Минимализм, лёгкость и футуризм — вот главные слова, описывающие интерьер этого концепта.
Почему EX1 был важен для будущего
Peugeot EX1 так и остался концептом, единственным экземпляром, стоимость которого оценивалась примерно в 1 000 000 долларов.
Но его влияние на автомобильный мир и особенно на дальнейшее развитие самого Peugeot трудно переоценить.
Его ключевая инженерная идея — раздельный привод на каждую ось, легла в основу серийной технологии HYbrid4. Уже в 2011 году она дебютировала на Peugeot 3008 HYbrid4, где переднюю ось вращал дизельный двигатель, а заднюю — электромотор.
Дизайн EX1 был настолько впереди своего времени, что его черты потом узнавались в новых Пежо. Не какие-то отдельные детали, а сама его суть — стремительность, хищный прищур фар. Он был как прототип, который задал направление целой эпохе.
А главное, EX1 показал, что электромобили способны вызывать сильные эмоции, бросать вызов и бить рекорды.
Он стал мостом между ранними экспериментами Peugeot, такими как трицикл 20Cup (2005) и прототип Asphalte (1996), и современной эрой высокопроизводительных электрокаров, которую олицетворяют Rimac Nevera и Lotus Evija.
EX1 доказал, что скорость и экология не являются антонимами, открыв новую главу в истории не только Peugeot, но и всего автомобилестроения.
Если вам понравилась эта история, ставьте ❤️ и подписывайтесь на канал — впереди ещё больше удивительных историй!