Найти в Дзене
Metsur Volde

«Давай никогда не будем смеяться?»: рефлексируем, как Крюков, по местам съемок фильма «Единожды солгав…» в Петербурге

Советских фильмов о художниках в 80-х было снято немало: «Портрет жены художника» (1981), «Серафим Полубес и другие жители Земли» (1983), «Долгая дорога к себе» (1983), «Чужой звонок» (1985), «Картина» (1985), «Пиросмани, Пиросмани…» (1986), «Господин оформитель» (1988). В то время эта тема была крайне актуальна, режиссеры исследовали конфликт между чистым искусством и конъюнктурой, пытались разобраться во внутреннем мире творца. Опять же через фигуру художника можно было высказаться о самых острых проблемах общества. Среди этих картин стоит отметить работу режиссера Владимира Бортко «Единожды солгав…», вышедшую в 1987 году. Фильм о драме художника, который превратился с годами в конформиста, рисующего парадные портреты по заказу властей. К слову, в числе создателей картины Бортко присутствуют операторы Анатолий Лапшов с Сергеем Некрасовым, и художник-постановщик Наталья Васильева – все те, кто сделал «Господин оформитель» Тепцова натуральной жемчужиной позднесоветского кино. Но здесь

Советских фильмов о художниках в 80-х было снято немало: «Портрет жены художника» (1981), «Серафим Полубес и другие жители Земли» (1983), «Долгая дорога к себе» (1983), «Чужой звонок» (1985), «Картина» (1985), «Пиросмани, Пиросмани…» (1986), «Господин оформитель» (1988). В то время эта тема была крайне актуальна, режиссеры исследовали конфликт между чистым искусством и конъюнктурой, пытались разобраться во внутреннем мире творца. Опять же через фигуру художника можно было высказаться о самых острых проблемах общества.

Коллаж / Фото из к\ф "Единожды солгав..." / фото автора (2025)
Коллаж / Фото из к\ф "Единожды солгав..." / фото автора (2025)

Среди этих картин стоит отметить работу режиссера Владимира Бортко «Единожды солгав…», вышедшую в 1987 году. Фильм о драме художника, который превратился с годами в конформиста, рисующего парадные портреты по заказу властей.

К слову, в числе создателей картины Бортко присутствуют операторы Анатолий Лапшов с Сергеем Некрасовым, и художник-постановщик Наталья Васильева – все те, кто сделал «Господин оформитель» Тепцова натуральной жемчужиной позднесоветского кино.

Но здесь мы за тем, чтобы пройтись по местам съемок «Единожды солгав…» (ВНИМАНИЕ - СПОЙЛЕРЫ!).

Ленинград в фильме Бортко – не декорация, а активный участник сюжета. Взять хотя бы дом художника Александра Крюкова в исполнении Юрия Беляева – первый жилой дом Ленсовета на набережной реки Карповки, 13 / Литераторов, 10 можно назвать символом его статуса.

Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)

В какой-то степени это здание, построенное для партноменклатуры, с роскошными квартирами и арками, визуально воплощает продажность героя системе.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)

Здесь, кстати, снимали «Берегись автомобиля» (1966), «Сестры» (2002). Дом построен в начале 1930-х годов в стиле конструктивизма.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
- Ты в худфонде тоже его называешь дядей?
- Там я его называю тетей. Надоел он мне.
- Зачем тогда ты с ним работаешь?

Еще мы наблюдаем шикарную панораму с видом на реку Мойку и Фонарный мост. Съемка велась из здания ДК Связи (Главпочтамт ныне) – это Почтамтский переулок, 9.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото: pr scr youtube.com / Чечёткин ТУТ | Другой Петербург
Фото: pr scr youtube.com / Чечёткин ТУТ | Другой Петербург

Возможно, там по сюжету проходит персональная выставка некоей не очень здоровой психически Надежды Куделькиной (Татьяна Журавлева), где Крюков встречается с другом детства – психиатром Михаилом Городковым (Аркадий Шалолашвили).

- Хорошая выставка, мне понравилось. А у нее серьезное что-нибудь?
- Да нет. Головные боли, бессонница, старческие штучки. А вот ты мне не нравишься.
- Это почему?
- Долго объяснять, профессиональное. Ну-ка вытяни руки!
- Ты что, серьезно что ли?
- Давай, давай. Перед собой. Растопырь пальцы. Закрой глаза. Опусти. Ну вот видишь – пьешь, куришь и не товарищески относишься к женщинам.

Затем Александр с Михаилом встречаются с героем Юрия Кузнецова по имени Станислав на набережной реки Мойки, 85, где сейчас располагается главное управление МЧС России по Петербургу.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)

А по фильму там тогда якобы находился Дом художника, хотя на самом деле – управление пожарной охраны Леноблгорисполкомов.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)

Союз художников в реальности – в соседнем здании по адресу Большая морская улица, 38 / набережная Мойки, 83.

- У меня в три электричка. Мне нужна краска и кисти, хоть барсучьи… фиксатив. Не знаешь, где взять?
- В лавке художника.
- Да я… выбрал… всё.
- Ты что, ими торгуешь что ли? Поехали.

Далее Крюков на своей восьмерке заезжает во двор дома №83 по набережной Мойки. Это задний двор магазина «Мир бумаги», который расположен в здании Союза художников.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."

Внутрь двора, к сожалению, было не попасть, поэтому есть только вид с набережной. Интересно, что ворота сейчас стоят другие, нежели во времена съемок фильма.

Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)

Потом Александр с Михаилом оказываются, собственно, внутри дома Союза художников.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото взято из жж babs71
Фото взято из жж babs71
- А твой приятель ушел.
- Вышел?
- Нет, ушел. И просил передать: «в четверг, в 2 часа». <…> И еще он просил передать, что ты – большая свинья.

После этого Крюков едет домой, но по пути, на набережной Карповки, прямо напротив собственного дома встречает свою любовницу Таню (Ирина Розанова).

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)

…а на Пушкинской улице у них происходит разлад…

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
- Ты сама-то понимаешь, что это все смешно, нелепо?
- Что именно?
- Вся эта хиромантия, гороскопы – весь этот бред. Ты ведь не только мне об этом рассказываешь и выглядишь при этом вульгарной дурой, а ведь это не так. Это верят люди, у которых ничего не осталось впереди, у которых ничего другого нет – сирые и убогие.
- А во что веришь ты?

Потом - двоякая сцена в машине. Крюков с Иваном Семеновичем едут по Большому проспекту Петроградской стороны.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото: Pr Scr yandex.ru/maps/ (2024 г.)
Фото: Pr Scr yandex.ru/maps/ (2024 г.)
- Тебя куда подвезти?
- А это что?
- Это? Психушка, Саш.
- Нуу… Так мне туда.

Ретроспективная вставка с маленьким Сашей Крюковым снималась в Днепровском переулке. Кстати, там виднеется тот самый дом Ани Белецкой из «Господина оформителя». Потом его снесут и построят на этом месте гостиницу.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
- Ты знаешь, что Сталин умер?
- Да.
- Давай больше никогда не будем смеяться?
- Давай.

Крюков едет по Старо-Калинкину мосту, где к нему на светофоре подсаживается друг детства Николай в исполнении Андрея Толубеева.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."

Интересно, что раньше там был пешеходный переход , теперь его нет.

Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)

Машина уезжает по Старо-Петергофскому проспекту в сторону станции метро «Нарвская».

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
- Несколько раз тебе звонил, но тебя не было дома. Столько новостей – дурных и хороших. Ты куда едешь?
- К сыну в музыкальную школу.
- Подкинь до следующего метро.
- Ага.
- Даже не знаю, с чего начать…
- Начинай с плохого.

После плохой вести Александр резко останавливается. Но в крайне неожиданном месте – неподалеку от гостиницы «Советской» (ныне – «Азимут») на Лермонтовском проспекте в сторону Обводного канала. Каким ветром его туда могло занести – история умалчивает.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
- Свадьба где-то через месяц.
- Жаль, не смогу быть.
- Почему?
- Уезжаю в командировку.
- Куда?
- В Гималаи!

Наши герои едут дальше и проезжают… Театральную площадь! И путь их также - на юг города. Чудеса, да и только.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото: Pr Scr yandex.ru/maps/ (2024 г.)
Фото: Pr Scr yandex.ru/maps/ (2024 г.)

Наконец, «восьмерка» Крюкова тормозит на площади Стачек, у Нарвских триумфальных ворот.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)

Вид, который в фильме, теперь закрывает торговый павильон. Поэтому пришлось зайти за него.

Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)

В общем, друга до метро подкинул, пусть и вот таким сложным путем.

- Я вдруг понял, что единственное оправдание человеческой жизни – это помочь другому человеку. Помочь, чтобы он не так мучился. Вот, все. Банально?
- Нет. Интересно.

Дальше Крюков оказывается (уже не удивляемся, учитывая, что он ехал по Старо-Калинкину мосту на юг) на Петроградской стороне, у часовни иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на улице Воскова, 1, где находится музыкальное училище – туда ходит заниматься его сын.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
- Юр, ты знаешь… я хотел тебе сказать… Тебе мама ничего не говорила?
- Нет.
- Ты понимаешь, мы с мамой… как тебе сказать… В общем, я буду жить отдельно.
- Я догадывался.
- Давай поедем куда-нибудь поговорим?
- Папа, я хочу жить дома.

Финал. Некая девушка стоит на Воскова и пытается поймать машину. Потом подходит к Крюкову и просит довезти до Театральной площади.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)

Тут в кадр попадает пустырь, на месте которого сейчас стоит относительно новый дом под номером 3 по Воскова. Он построен только в 1997-1999 годах и простому прохожему, может, даже не бросится в глаза – ну дом как дом, наверное, такой же старый, как и рядом стоят. Ан нет.

Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Кадр из к\ф "Единожды солгав..."
Фото автора (2025 г.)
Фото автора (2025 г.)

До этого была прогулка по местам съемок захватывающего детектива «Колье Шарлотты», где раскрывается чрезвычайно важное: на какой таинственной улице жила соседка главного антагониста и где находилась пельменная из финала фильма.

Обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить!