Советских фильмов о художниках в 80-х было снято немало: «Портрет жены художника» (1981), «Серафим Полубес и другие жители Земли» (1983), «Долгая дорога к себе» (1983), «Чужой звонок» (1985), «Картина» (1985), «Пиросмани, Пиросмани…» (1986), «Господин оформитель» (1988). В то время эта тема была крайне актуальна, режиссеры исследовали конфликт между чистым искусством и конъюнктурой, пытались разобраться во внутреннем мире творца. Опять же через фигуру художника можно было высказаться о самых острых проблемах общества.
Среди этих картин стоит отметить работу режиссера Владимира Бортко «Единожды солгав…», вышедшую в 1987 году. Фильм о драме художника, который превратился с годами в конформиста, рисующего парадные портреты по заказу властей.
К слову, в числе создателей картины Бортко присутствуют операторы Анатолий Лапшов с Сергеем Некрасовым, и художник-постановщик Наталья Васильева – все те, кто сделал «Господин оформитель» Тепцова натуральной жемчужиной позднесоветского кино.
Но здесь мы за тем, чтобы пройтись по местам съемок «Единожды солгав…» (ВНИМАНИЕ - СПОЙЛЕРЫ!).
Ленинград в фильме Бортко – не декорация, а активный участник сюжета. Взять хотя бы дом художника Александра Крюкова в исполнении Юрия Беляева – первый жилой дом Ленсовета на набережной реки Карповки, 13 / Литераторов, 10 можно назвать символом его статуса.
В какой-то степени это здание, построенное для партноменклатуры, с роскошными квартирами и арками, визуально воплощает продажность героя системе.
Здесь, кстати, снимали «Берегись автомобиля» (1966), «Сестры» (2002). Дом построен в начале 1930-х годов в стиле конструктивизма.
- Ты в худфонде тоже его называешь дядей?
- Там я его называю тетей. Надоел он мне.
- Зачем тогда ты с ним работаешь?
Еще мы наблюдаем шикарную панораму с видом на реку Мойку и Фонарный мост. Съемка велась из здания ДК Связи (Главпочтамт ныне) – это Почтамтский переулок, 9.
Возможно, там по сюжету проходит персональная выставка некоей не очень здоровой психически Надежды Куделькиной (Татьяна Журавлева), где Крюков встречается с другом детства – психиатром Михаилом Городковым (Аркадий Шалолашвили).
- Хорошая выставка, мне понравилось. А у нее серьезное что-нибудь?
- Да нет. Головные боли, бессонница, старческие штучки. А вот ты мне не нравишься.
- Это почему?
- Долго объяснять, профессиональное. Ну-ка вытяни руки!
- Ты что, серьезно что ли?
- Давай, давай. Перед собой. Растопырь пальцы. Закрой глаза. Опусти. Ну вот видишь – пьешь, куришь и не товарищески относишься к женщинам.
Затем Александр с Михаилом встречаются с героем Юрия Кузнецова по имени Станислав на набережной реки Мойки, 85, где сейчас располагается главное управление МЧС России по Петербургу.
А по фильму там тогда якобы находился Дом художника, хотя на самом деле – управление пожарной охраны Леноблгорисполкомов.
Союз художников в реальности – в соседнем здании по адресу Большая морская улица, 38 / набережная Мойки, 83.
- У меня в три электричка. Мне нужна краска и кисти, хоть барсучьи… фиксатив. Не знаешь, где взять?
- В лавке художника.
- Да я… выбрал… всё.
- Ты что, ими торгуешь что ли? Поехали.
Далее Крюков на своей восьмерке заезжает во двор дома №83 по набережной Мойки. Это задний двор магазина «Мир бумаги», который расположен в здании Союза художников.
Внутрь двора, к сожалению, было не попасть, поэтому есть только вид с набережной. Интересно, что ворота сейчас стоят другие, нежели во времена съемок фильма.
Потом Александр с Михаилом оказываются, собственно, внутри дома Союза художников.
- А твой приятель ушел.
- Вышел?
- Нет, ушел. И просил передать: «в четверг, в 2 часа». <…> И еще он просил передать, что ты – большая свинья.
После этого Крюков едет домой, но по пути, на набережной Карповки, прямо напротив собственного дома встречает свою любовницу Таню (Ирина Розанова).
…а на Пушкинской улице у них происходит разлад…
- Ты сама-то понимаешь, что это все смешно, нелепо?
- Что именно?
- Вся эта хиромантия, гороскопы – весь этот бред. Ты ведь не только мне об этом рассказываешь и выглядишь при этом вульгарной дурой, а ведь это не так. Это верят люди, у которых ничего не осталось впереди, у которых ничего другого нет – сирые и убогие.
- А во что веришь ты?
Потом - двоякая сцена в машине. Крюков с Иваном Семеновичем едут по Большому проспекту Петроградской стороны.
- Тебя куда подвезти?
- А это что?
- Это? Психушка, Саш.
- Нуу… Так мне туда.
Ретроспективная вставка с маленьким Сашей Крюковым снималась в Днепровском переулке. Кстати, там виднеется тот самый дом Ани Белецкой из «Господина оформителя». Потом его снесут и построят на этом месте гостиницу.
- Ты знаешь, что Сталин умер?
- Да.
- Давай больше никогда не будем смеяться?
- Давай.
Крюков едет по Старо-Калинкину мосту, где к нему на светофоре подсаживается друг детства Николай в исполнении Андрея Толубеева.
Интересно, что раньше там был пешеходный переход , теперь его нет.
Машина уезжает по Старо-Петергофскому проспекту в сторону станции метро «Нарвская».
- Несколько раз тебе звонил, но тебя не было дома. Столько новостей – дурных и хороших. Ты куда едешь?
- К сыну в музыкальную школу.
- Подкинь до следующего метро.
- Ага.
- Даже не знаю, с чего начать…
- Начинай с плохого.
После плохой вести Александр резко останавливается. Но в крайне неожиданном месте – неподалеку от гостиницы «Советской» (ныне – «Азимут») на Лермонтовском проспекте в сторону Обводного канала. Каким ветром его туда могло занести – история умалчивает.
- Свадьба где-то через месяц.
- Жаль, не смогу быть.
- Почему?
- Уезжаю в командировку.
- Куда?
- В Гималаи!
Наши герои едут дальше и проезжают… Театральную площадь! И путь их также - на юг города. Чудеса, да и только.
Наконец, «восьмерка» Крюкова тормозит на площади Стачек, у Нарвских триумфальных ворот.
Вид, который в фильме, теперь закрывает торговый павильон. Поэтому пришлось зайти за него.
В общем, друга до метро подкинул, пусть и вот таким сложным путем.
- Я вдруг понял, что единственное оправдание человеческой жизни – это помочь другому человеку. Помочь, чтобы он не так мучился. Вот, все. Банально?
- Нет. Интересно.
Дальше Крюков оказывается (уже не удивляемся, учитывая, что он ехал по Старо-Калинкину мосту на юг) на Петроградской стороне, у часовни иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на улице Воскова, 1, где находится музыкальное училище – туда ходит заниматься его сын.
- Юр, ты знаешь… я хотел тебе сказать… Тебе мама ничего не говорила?
- Нет.
- Ты понимаешь, мы с мамой… как тебе сказать… В общем, я буду жить отдельно.
- Я догадывался.
- Давай поедем куда-нибудь поговорим?
- Папа, я хочу жить дома.
Финал. Некая девушка стоит на Воскова и пытается поймать машину. Потом подходит к Крюкову и просит довезти до Театральной площади.
Тут в кадр попадает пустырь, на месте которого сейчас стоит относительно новый дом под номером 3 по Воскова. Он построен только в 1997-1999 годах и простому прохожему, может, даже не бросится в глаза – ну дом как дом, наверное, такой же старый, как и рядом стоят. Ан нет.
До этого была прогулка по местам съемок захватывающего детектива «Колье Шарлотты», где раскрывается чрезвычайно важное: на какой таинственной улице жила соседка главного антагониста и где находилась пельменная из финала фильма.
Обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить!