Не работают в Абхазии. Сидят и ждут, пока мандарины созреют, чтоб нам продать. Признаюсь, меня сильно удивило, что под статьями о скудных абхазских пенсиях и зарплатах десятки таких однотипных комментариев. Товарищи, вы пробовали сами что-то вырастить хоть раз? Даже яблоня не плодоносит нормально, если за нею не ухаживать! Это не про сесть под дерево и ждать, пока сверху посыпятся спелые ароматные плоды. Тяжелый труд, как любая другая работа в сельском хозяйстве. Причем далеко не всегда этот труд окупается.
В Абхазии мандарины — не просто фрукты
Мандарин там — национальный бренд, ностальгия по прошлым дням и единственный источник дохода для тысяч семей. Помню из детства, как перед зимними каникулами в магазинах появлялись абхазские мандарины… Аромат неописуемый! Даже если они зеленоватые. Впрочем, в детстве и трава была зеленее, и небо ярче. Я тоже, как и все, впадаю в ностальгию. По факту ничего особенного в них не было.
Мандариновые сады — советское наследие Абхазии. В те времена абхазы собирали до 120 тысяч тонн цитрусовых в год. В утиль ничего не уходило: все, что можно было вырастить и собрать, радостно вывозили в другие регионы.
Какой-либо массовой переработки на месте не создали, хотя в других республиках старались включать в планы комплексное развитие. Почему? Сложно анализировать, спустя столько лет. Скорее всего, в силу недостаточности самого продукта. Его раскупали и так, без превращения в джем, варенье или компот.
Скорее всего, на переработку просто не хватало мандаринов, потому что 120 тысяч тонн фруктов для страны, где живет 288 млн человек, это слишком мало. Так, детей зимой побаловать. Для понимания: сейчас у нас население 146 млн человек, и только у турков мы берем за год по 420 тысяч тонн цитрусовых.
Когда началась эпоха свободного рынка, мы все еще выкупали и съедали абхазские мандарины. Позже, на этапе становления крупных торговых сетей, к нам массово пошел другой импорт. Турецкий, марокканский, испанский. И тут оказалось, что абхазские мандарины — не самые сладкие и не самые красивые. Что они кисловатые и с косточками, окрас у них не такой яркий и равномерный. И при равенстве в цене потребители выбирали других производителей.
К чему это привело?
За 20-30 лет сбор мандаринов в Абхазии сократился в несколько раз. Сейчас урожай едва дотягивает до 30-40 тысяч тонн. Причем от четверти до трети всего выращенного объема — некондиция, которую в супермаркете не продашь.
Плантации мандариновых деревьев сократились с 6 тысяч гектаров до 1,2 тысячи, так как в обновление посадок стало невыгодно вкладываться. Сады деградировали — где сами, где вредитель помог (помните истории с мраморным клопом?).
Так отсутствие гарантированного спроса и значительных инвестиций превратило мандариновый бизнес из главного в неосновной источник дохода абхазов.
Как работает абхазский мандариновый бизнес
Мне понравилась шутка местных, которую я прочитал на одном аграрном абхазском сайте:
— Раньше мандарины кормили Абхазию, теперь они лишь подкармливают тех, кто умеет крутиться.
Собрал, продал, заработал — так люди, далекие от фермерства, воспринимают процесс. Бизнес на мандаринах только кажется простым и доходным. На деле у него есть неприятные особенности:
- Цены диктуют перекупщики. И тем, кто с ними не согласен, приходится либо выбрасывать выращенный продукт, либо искать обходные пути его поставки хоть куда-нибудь.
- Разница между ценой закупки в абхазском опте и у нас в опте — примерно в 2 раза. Растет из-за логистики, сборов, это нормально. Но фермер получает не ту цену, по которой мандарин будет вывезен из Абхазии, а в 2-3 раза меньше. Чем лучше урожай и чем больше мандаринов, тем дешевле их можно пристроить.
А еще под абхазские мандарины начали мимикрировать другие — испанские, китайские. Дело в том, что абхазы свои плоды не обрабатывают, и они могут продаваться как эко-продукт. И стоить, соответственно, уже не в разы, а не порядок дороже — в магазинах типа «Азбуки вкуса». Красивая упаковка, толика маркетинга в месте продаж, и тот же самый товар за килограмм можно выставить в 10 раз дороже, чем в любом супермаркете у дома для обычных покупателей. Не зря ж говорят, что Москва всё съест… Настоящих абхазов такие подражатели, естественно, не радуют.
Если мандаринов выросло много, радоваться нечему
Они испортятся. Например, в 2015 году из-за засухи 10 тысяч тонн плодов потеряло товарный вид. Их просто выбросили. Проблему могла бы решить переработка, но нужных мощностей в Абхазии пока нет. То инвесторов нет, то кредита. А то и вовсе приходится останавливать уже действующие заводы, как было с «Абхазсельхоззаготовкой».
К тому же мандарины в переработку стоят копейки. Вот, к примеру, актуальные объявления с Агросервера:
25 рублей за кило, 16 рублей. Дешевле картошки! А ведь их еще доставить надо до места отгрузки, и сколько останется фермеру? Рублей 5, максимум 7-8 с килограмма.
Обычные «красивые» мандарины для развесной продажи в рознице стоят в нашем опте от 50-60 рублей за килограмм. А это значит, что абхазскому перекупщику идет 25-30 рублей, а фермеру досталось не больше 10-15 рублей. Тоже миллионами не пахнет.
А конкуренты не дремлют! Вот вам хоть египетские, хоть китайские, хоть свежачок из Марокко от 50 центов (от 40 рублей) за кило:
И кто будет при такой конкуренции дорого закупать абхазские? Никто не будет, невыгодно. Потому что покупатель походит вокруг ящика, посетует о косточках и кислинке, и возьмет более яркие, сладкие и без костей.
При этом, чтобы посадить гектар мандаринов в той же Абхазии, нужно вложить примерно 500 тысяч рублей в обработку земли и посадочный материал. Если повезет с погодой и саженцы приживутся, плодоносить деревья начнут только через 4 года. И все это время инвестиции будут лежать в прямом смысле слова закопанными в земле и требовать труда и ухода.
Так что не озолотишься на мандаринах, даже если урожай порадовал. Фермер всегда получит крохи, а заработает кто угодно — перекупщики, маркетологи, розничные сети, — только не человек на земле.
Друзья, поддержите лайками, подписывайтесь здесь и в Телеграм — всем рад!