Найти в Дзене

Шизофрения: болезнь или способность видеть иное измерение?

В современном мире слово «шизофрения» прочно связано с медициной. Это диагноз, которым психиатры обозначают состояние, сопровождающееся галлюцинациями, нарушением мышления и восприятия. Для медицины — это серьёзное психическое расстройство, требующее терапии и контроля. Но если посмотреть шире, можно заметить, что на протяжении истории человечества людей с необычным восприятием не всегда называли «больными». Часто их считали провидцами, шаманами, пророками, художниками, способными заглядывать туда, куда обычный человек доступа не имеет. Обсудить данную информацию с единомышленниками можно в моем ТГ канале Великая Перезагрузка Данной статьей я ни в коем случае не хочу оскорбить чувства верующих или кого-то еще. Так же не пытаюсь у кого-то вызвать сомнения по поводу их веры, религии и т.п. , но возникает много вопросов почему... именно их я и хочу понять ⸻ Два взгляда на одну реальность Медицинский взгляд Шизофрения описывается как нарушение фильтров восприятия. Мозг человека начинает во

В современном мире слово «шизофрения» прочно связано с медициной. Это диагноз, которым психиатры обозначают состояние, сопровождающееся галлюцинациями, нарушением мышления и восприятия. Для медицины — это серьёзное психическое расстройство, требующее терапии и контроля.

Но если посмотреть шире, можно заметить, что на протяжении истории человечества людей с необычным восприятием не всегда называли «больными». Часто их считали провидцами, шаманами, пророками, художниками, способными заглядывать туда, куда обычный человек доступа не имеет.

Обсудить данную информацию с единомышленниками можно в моем ТГ канале Великая Перезагрузка

Данной статьей я ни в коем случае не хочу оскорбить чувства верующих или кого-то еще. Так же не пытаюсь у кого-то вызвать сомнения по поводу их веры, религии и т.п. , но возникает много вопросов почему... именно их я и хочу понять

Два взгляда на одну реальность

Медицинский взгляд

Шизофрения описывается как нарушение фильтров восприятия. Мозг человека начинает воспринимать слишком много стимулов одновременно, связывать несвязанные события, создавать образы и голоса, которых нет в «объективной» реальности. Это вызывает чувство потери контроля и разрушает привычный контакт с миром.

Мистический взгляд

Если отойти от медицинских определений, то мы можем сказать иначе: шизофреник видит то, что скрыто. Его сознание не ограничено рамками повседневности, и он улавливает образы, символы, энергии, которые для большинства остаются невидимыми.

В шаманских культурах именно такой «кризис» считался признаком призвания. Человек проходил через «болезнь избранности», после чего обретал дар видеть духов, путешествовать в другие миры, приносить знания своему народу.

Шизофрения как окно в другие миры

Люди с шизофренией часто описывают:
• голоса — будто кто-то невидимый с ними говорит;
• образы и видения — сложные картины, космосы, существа;
• ощущение особой миссии — убеждённость, что они связаны с высшими силами;
• изменённое чувство времени — прошлое, настоящее и будущее могут восприниматься как единое.

Для врача это симптомы. Для философа — свидетельство того, что сознание может «выходить за пределы» обычного восприятия. В духовном ключе можно сказать, что такие люди способны воспринимать параллельные миры или тонкие измерения реальности.

Исторические примеры
• Пророки и мистики. Библейские видения Иезекииля или Иоанна Богослова сегодня можно было бы классифицировать как психотические переживания. Но именно эти «видения» легли в основу религий и культур.
• Шаманы. В традиционных обществах «безумие» было инициацией — лишь тот, кто пережил духовный кризис, мог стать целителем и проводником в мир духов.
• Художники и гении. Ван Гог, Гёльдерлин, Даниил Андреев — все они создавали величайшие произведения, опираясь на свой «иной опыт».

А вот теперь много ПОЧЕМУ....

1. Душа как «центр психики» в традиционной культуре
• В античной философии и в христианской традиции душа считалась носителем разума, чувств и воли.
• У Платона душа — источник мышления и страстей; у Аристотеля она управляла жизнью организма.
• В христианстве душа — это главное, что делает человека человеком, «образ Божий».

Если будем опираться на то, что по медицинским теминам это болезнь

2. Болезнь как «повреждение души» или «одержимость»
В Средневековье психические расстройства объясняли духовными причинами: грехами, одержимостью бесами, наказанием за нарушения морали.
• Отсюда и язык: говорили не «расстройство психики», а «помрачение души», «болезнь духа».
• Даже когда религиозные объяснения стали уходить, выражение «душевная болезнь» осталось в быту и науке как привычный термин.

Вот здесь совсем непонятно становится... а как же откровения?🤔


Если переживание находит отклик у множества людей и становится символическим ядром культуры, медицина уже не называет это болезнью?

Историко-культурный релятивизм
• Сегодня психиатрия смотрит на видения и голоса как на симптомы, если они мешают человеку жить в обществе.
• Но в древнем мире такие состояния могли считаться даром пророчества, а не болезнью.
То есть «норма» и «патология» зависят от времени и культуры?

Выходит что разница в том, что шизофрения — это распад целостности психики, ведущий к дезадаптации, а пророческие видения были интегрированы, осмыслены и стали продуктивным культурным опытом.

Вот несколько ярких примеров, где граница между «пророческим опытом» и «безумием» была очень зыбкой.

1. Святая Тереза Авильская (1515–1582)
• Испанская монахиня, католическая мистичка.
• Описывала яркие видения, диалоги с Богом, экстатические состояния.
• Современники сомневались: одни видели в ней святую, другие — опасались прелести (самообмана) или даже «одержимости».
• Позже Католическая церковь признала её святой и учителем церкви.

Современный психиатр мог бы интерпретировать её видения как психотический эпизод, но для католической традиции это стало образцом мистического опыта.

2. Иоанн Креста (1542–1591)
• Испанский поэт-мистик, друг и духовный союзник Терезы Авильской.
• Его стихи описывают экстатическое единение с Богом, переживания света и огня внутри.
• С позиции психиатрии можно было бы говорить о шизоаффективных переживаниях или изменённых состояниях сознания.
• Но его тексты признаны шедеврами духовной литературы.

3. Святая Екатерина Сиенская (1347–1380)
• С юности слышала «голоса небесных существ», видела видения.
• Жила аскетически, мало ела (возможно, у неё было нервное расстройство пищевого поведения?).
• Несмотря на это, имела огромный политический и религиозный вес в католической Европе.

4. Жанна д’Арк (1412–1431)
• С 13 лет слышала «голоса архангела Михаила, св. Екатерины и св. Маргариты».
• Эти «голоса» направляли её действия, вели на войну.
• Для французов — национальная героиня и святая.
• Для её врагов в то время — еретичка и, возможно, «одержимая».
• С точки зрения психиатрии сегодня это могло бы быть классифицировано как слуховые галлюцинации.

5. Эммануил Сведенборг (1688–1772)
• Шведский учёный, инженер и мистик.
• После 50 лет у него начались «разговоры с ангелами и духами», которые он подробно записывал.
• Создал целую религиозно-мистическую систему (сведенборгианство).
• В психиатрической трактовке это можно было бы интерпретировать как поздний психоз.

6. Григорий Распутин (1869–1916)
• Сибирский мистик при дворе Романовых.
• Имеются описания его экстатических молитвенных состояний, «озарений» и странного поведения.
• Для одних — святой старец и целитель, для других — безумец и шарлатан.

✨ Вывод:

Исторически очень часто одни и те же феномены (видения, голоса, экстазы) могли восприниматься либо как проявление святости, либо как безумие.

Разница зависела от:
• культурного контекста,
• способности человека интегрировать опыт в свою жизнь,
• того, находил ли он отклик у общества.

Итак... пойдем дальше


• В религии и культуре эти явления получают положительную интерпретацию и становятся основой веры и традиций.
• В психиатрии (особенно современной) те же феномены описываются как симптомы психотического спектра.

Разница в том, есть ли интеграция и ценность для общества:
• если опыт разрушает жизнь и изолирует человека → диагноз?;
• если опыт становится источником смысла и объединяет людей → пророчество, святость, культура?.

Человеческий мозг устроен так, что большую часть информации он отсекает. Или нам помогают отсекать?

Мы видим только то, что помогает выжить: простую, «удобную» картину мира. Но у людей с шизофренией этот фильтр как будто сломан — они улавливают гораздо больше сигналов.

Можно сказать, что они живут в нефильтрованной реальности, где пересекаются символы, энергии, смыслы и образы из глубин психики и, возможно, из других миров.

Так это дар или проклятие?

Здесь важно понимать:
• Для самого человека шизофрения часто является страданием, потому что слишком сильный поток образов разрушает целостность личности.
• Для общества это вызывает страх и отчуждение, потому что такой опыт непонятен и непривычен.
• Но если рассматривать это не только как болезнь, а как особый способ восприятия, то мы увидим: такие люди несут с собой «ключи» к тайнам, которые обычные глаза не замечают.

Можно ли сказать, что шизофрения — это не болезнь, а способность видеть иные миры?
• Для науки — это расстройство.
• Для духовных традиций — это дар, хотя и опасный, требующий мудрости и поддержки.

Истина, возможно, в том, что шизофрения показывает нам границы человеческого сознания. Эти люди словно стоят «на пороге» между мирами. Для них это часто испытание, но для человечества в целом — напоминание о том, что реальность гораздо глубже и многослойнее, чем мы привыкли думать.

Давайте, как пример, рассмотрим Сократа

картинка взята из открытых источников интернета
картинка взята из открытых источников интернета


Сократ часто говорил о своём «даймоне» — внутреннем голосе или духе, который удерживал его от определённых поступков.
Современники воспринимали это по-разному: кто-то как религиозный знак, кто-то как странность.
С позиции современной психиатрии это похоже на слуховую галлюцинацию или псевдогаллюцинацию.

Но так как в греческой культуре было нормально верить в знаки богов, оракулов, прорицателей, то «Голос» у Сократа интерпретировался не как симптом болезни, а как божественное откровение (отличие культурного контекста!).

Так почему он стал философом, а не «шизофреником»?
• Его мышление было логичным, системным, продуктивным (он заложил основы диалектики, этики, эпистемологии).
• Его опыт имел символическую и культурную ценность. Он не разрушал жизнь, а вдохновлял учеников.
• В античной культуре «вдохновение от божественного голоса» считалось знаком особой мудрости.

Сократа не признали «шизофреником» потому что в его время не существовало такой категории, а «голоса» трактовались как божественные знаки.