Найти в Дзене

Выставка Карла Брюллова в Новой Третьяковке. Впечатления и размышления

Всем здравствуйте! Недавно рассказывая о выставке Бориса Кустодиева (ссылку ниже приложу), обещала рассказать и о другой, очень значимой экспозиции, которую удалось посетить в тот же день. А именно, о выставке работ Карла Брюллова, которая проходит в Новой Третьяковке. Очень хорошо, что выставки разнесены территориально. Пока от Инженерного корпуса двигаешься до Крымского вала, есть время на перезагрузку.  Потому, что выставка Карла Брюллова совершенно особенная. Если экспозиция работ Бориса Кустодиева - это праздничная феерия, буйство красок и эмоций, размах народных гуляний, то на выставке работ Карла, Брюллова в Новой Третьяковке погружаешься в полутемное, немного мрачное пространство. Световые акценты сделаны только на полотна художника. Каждое из них словно луч света, вырвавшийся из темноты. Некая камерность и приглушенность оформления залов позволяют особенно внимательно сфокусировать внимание на каждой работе.  Наверно каждый из нас, слыша фамилию Брюллов, вспоминает прежде все

Всем здравствуйте! Недавно рассказывая о выставке Бориса Кустодиева (ссылку ниже приложу), обещала рассказать и о другой, очень значимой экспозиции, которую удалось посетить в тот же день. А именно, о выставке работ Карла Брюллова, которая проходит в Новой Третьяковке.

Фото автора
Фото автора

Очень хорошо, что выставки разнесены территориально. Пока от Инженерного корпуса двигаешься до Крымского вала, есть время на перезагрузку. 

Потому, что выставка Карла Брюллова совершенно особенная. Если экспозиция работ Бориса Кустодиева - это праздничная феерия, буйство красок и эмоций, размах народных гуляний, то на выставке работ Карла, Брюллова в Новой Третьяковке погружаешься в полутемное, немного мрачное пространство. Световые акценты сделаны только на полотна художника. Каждое из них словно луч света, вырвавшийся из темноты.

Фото автора
Фото автора

Некая камерность и приглушенность оформления залов позволяют особенно внимательно сфокусировать внимание на каждой работе. 

Наверно каждый из нас, слыша фамилию Брюллов, вспоминает прежде всего его великолепную картину "Всадница"- образец элегантности и вкуса. 

Фото автора
Фото автора

Должно быть, талант и художественный вкус достались по наследству Карлу и его братьям, родившимся в семье обрусевшего француза, скульптора Павла Брюлло (уже позже эта фамилия стала писаться на русский манер, как Брюллов). 

Фото автора
Фото автора

Несмотря на то, что отец художника был творческой личностью, характер имел деспотичный и детей своих воспитывал очень жёстко. Рано начав обучать их рисунку и живописи, он предъявлял самые суровые требования к работам своих детей.

Уже в десять лет Карл стал студентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, которую закончил с отличием, получив за выпускную работу большую золотую медаль.

Успехи в обучении позволили художнику вместе с братом Александром отправиться на стажировку в Рим. Именно там было написано одно из самых значимых его полотен "Последний день Помпеи". Работа над ним заняла у художника несколько лет, на выставке представлено несколько предварительных эскизов картины.

Брюллов лично ездил на место археологических раскопок, буквально, вдыхая воздух того места, на котором разыгралась трагедия, когда извергающийся Везувий погубил город и его жителей. 

Картина эта произвела фурор в мире искусства и заслуженно принесла автору признание и множество наград.

Фото автора
Фото автора

Этот же период творчества художника подарил миру самые прекрасные женские портреты. Чего стоит только "Итальянский полдень". Картина, пронизанная южным солнцем, ароматом зрелого винограда и очарованием юной красавицы. 

Фото автора
Фото автора

Италия подарила художнику и романтическое увлечение - встречу с Юлией Самойловой, ставшей его музой и покровительницей. Именно её воспитанница изображена на упомянутой выше картине "Всадница".

Когда Карл Брюллов вернулся в Россию, он получил заказ от самого императора на создание полотна, равного по значимости "Последнему дню Помпеи". Однако, картина "Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием" подобного успеха не имела.

На выставке есть отдельная экспозиция, посвященная неоконченным работам Карла Брюллова. К сожалению, из-за болезни он не смог завершить роспись купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. 

Лично для меня особенно интересной неоконченной работой стала "Голова апостола Петра". Мне кажется, это идеальная иллюстрация к одной из моих любимых книг "Камо грядеши" Г. Сенкевича.

Фото автора
Фото автора

Среди биографов и экскурсоводов бытует мнение, что у художника был скверный характер, что он слишком много портретов писал на заказ. Возможно, это давило на него и не давало в полной мере свободно творить.

Безусловно, высказывание, что художник должен быть голодным, подразумевает, что заботы о материальном не позволяют свободно заниматься творчеством. Но, как по мне, талант всë же должен иметь достойное вознаграждение.

Глядя на огромное творческое наследие Карла Брюллова, ушедшего всего в 52 года, я думала о его титанический работоспособности. И безусловно, о его великолепном знании анатомии человека, безупречности линий, тонком чувствовании эмоций людей, переживающих драматические события, и скрупулёзности в описании мельчайших деталей.

Всё это вполне заслуженно позволило Брюллову ещё при жизни именоваться Великим Карлом.

Фото автора
Фото автора

Обещанная выше ссылка.

Как всегда, буду очень рада Вашим откликам и комментариям. Как Вы относитесь к творчеству Карла Брюллова? Есть особенно любимые Вами работы этого художника?